Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:59, контрольная работа
Рыночная экономика характеризуются всё более ужесточающей¬ся конкуренцией. В настоящее время практически нет предприятий, у которых не было бы конкурентов.
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предпола¬гает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для про-изводителя, является конкурентоспособность его продукции.
Введение
Товар
- главный объект на рынке. Он имеет
стоимость и потребительную стоимость
(или ценность), обладает определенным
качеством, техническим уровнем
и надежностью, задаваемой потребителями
полезностью, показателями эффективности
в производстве и потреблении, другими
весьма важными характеристиками. Именно
в товаре находят отражение все
особенности и противоречия развития
рыночных отношений в экономике.
Товар - точный индикатор экономической
силы и активности производителя. Действенность
факторов, определяющих позиции производителя,
проверяются в процессе конкурентного
соперничества товаров в
Конкурентоспособность
товара - это такой уровень его
экономических, технических и эксплуатационных
параметров, который позволяет выдержать
соперничество (конкуренцию) с другими
аналогичными товарами на рынке. Кроме
того, конкурентоспособность - сравнительная
характеристика товара, содержащая комплексную
оценку всей совокупности производственных,
коммерческих, организационных и
экономических показателей
Она
определяется совокупностью потребительских
свойств данного товара-
Проблема качества и конкурентоспособности
продукции носит в современном мире универсальный
характер. От того, насколько успешно она
решается, зависит многое в экономической
и социальной жизни любой страны, практически
любого потребителя. Конкурентоспособность
концентрированное выражение всей совокупности
возможностей страны, любого производителя
создавать, выпускать и сбывать товары
и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный
характер, заставляя производителя под
угрозой вытеснения с рынка непрестанно
заниматься системой качества и в целом
конкурентоспособностью своих товаров,
а рынок объективно и строго оценивает
результаты их деятельности.
1.Конкурентоспособность товара
Чтобы товар представлял интерес для покупателей, он должен обладать определенными технико – эксплуатационными и экономическими параметрами. Условием приобретения товара, совершения покупки является соответствие этих параметров основным характеристикам неудовлетворенной потребности потребителя. В процессе покупки покупатель осуществляет выбор товара, устанавливает отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара.
Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами – конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.
По степени конкурентоспособности товара производитель может судить о целесообразности вывода данного товара на национальный рынок. Конкурентоспособность характеризует способность товара быть купленным в числе первых на рынке среди товаров – конкурентов. А покупателю конкурентоспособность товара раскрывает уровень привлекательности данного товара и степень его конкурентных преимуществ.
Конкурентное преимущество – это те характеристики, свойства товара, которые создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, а для потребителя – оптимальное сочетание потребительских характеристик товара. Превосходство оценивается в сравнении, поэтому является относительной характеристикой и обусловливается различными факторами. Ж.Ж. Ламбен факторы превосходства группирует в две широки категории – внешнее и внутреннее конкурентное преимущество, которые характеризует конкурентоспособность товара и фирмы. Внешнее конкурентное преимущество отражает «рыночную силу» товара, которая обусловливает возможность его продажи по более высокой цене, чем аналогичного товара конкурента, и удовлетворение ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве в отношении издержек производства, на более высокой производительности, когда себестоимость товара ниже, чем у конкурента.
Таким образом, конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований. Покупатель обосновывает выбор товара, оценивая полезный эффект от его использования и расходы, связанные с его покупкой и эксплуатацией. Поэтому конкурентоспособность товара определяется путем сравнения потребителем цены, качества и уровня сервиса, который может быть ему предоставлен до и после покупки товара. Сравнению подлежит также такой показатель, как уровень маркетингового окружения (гарантии, рекламы, имидж, упаковка и т.д.).
Классификационную схему, отражающую факторы привлекательности товара и его конкурентоспособности, можно представить в виде цепочки: цена – качество – сервис – маркетинговое окружение.
Как видно, конкурентоспособность обусловливается
качественными и стоимостными факторами,
которые могут быть достаточно полно охарактеризованы
с помощью системы качественных, экономических
и маркетинговых показателей.
1.2Качественные показатели конкурентоспособности
Качественные показатели конкурентоспособности характеризует свойства товара, его характеристики с точки зрения готовности товара удовлетворять конкурентную потребность.
Качество товара – это совокупность свойств, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Качество товара проявляется в потреблении. Оценивая качество товара, потребитель опосредует степень полезности этого товара как потребительной стоимости.
Свойство товара может проявляться при его создании и при эксплуатации. Свойства могут характеризовать товар как объект проектирования (новизна, сложность и т.д.), как объект производства (материалоемкость, энергоемкость и т.д.) и как объект потребления, эксплуатации (производительность, мощность, скорость и т.д.).
Основные составляющие качества различаются в зависимости от того, рассматривается ли качество товара или качество услуг. Качество товара включает следующие составляющие: функциональное соответствие, дополнительные функции, соответствие нормам и стандартам, долговечность, надежность, сервис, эстетичность, восприятие (репутация, имидж).
Качество услуги включает следующие факторы: компетентность фирмы; надежность деятельности и обязательность фирмы; отзывчивость и внимательность сотрудников; доступность коммуникаций и общения; быстрое понимание потребностей клиента; безопасность обслуживания ( в юридическом, финансовом и моральном отношениях); представительность инфраструктуры фирмы и культура обслуживания.
Количественные характеристики какого-либо свойства товара, определяющие качество, называются показателями качества.
Показатели качества могут классифицироваться по следующим критериям: характеризуемые свойства, способ измерения, способ использования, стадия определения и др.
Конкурентоспособность товара характеризует не само по себе его качество, а степень соответствия качества данного товара показателям качества аналогично по назначению товара конкурента. Таим образом, оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление значений показателей качества товара фирмы с показателями качества товара конкурента. В связи с этим качественные показатели конкурентоспособности товара подразделяются на классификационные и оценочные.
Классификационные показатели раскрывают свойства товара, которые определяют его назначение, область применения и условия использования.
Оценочные показатели характеризует свойства товара, которые определяют его качество. Оценочные показатели используются для анализа соответствия параметров продукции технологическим требованиям и стандартам, а так же для установления степени соответствия товара, его свойств конкретной потребности.
Оценка соответствия параметров продукции технологическим требованиям и стандартам, как правило, осуществляется на стадии производства и аттестации товара. Поэтому эту группу оценочных показателей можно условно назвать нормативно-производственной.
Оценка соответствия свойства товара конкретной потребности производиться чаще всего в процессе использования товара. Поэтому эту группу оценочных показателей условно можно назвать консументной .
Консументные оценочные показатели имеют особое значение в системе комплексной оценки конкурентоспособности товара. Они обычно подразделяются на групповые и конкретные показатели. Среди групповых показателей выделяют функциональные, надежностные, эргономические и эстетические.
Функциональные оценочные показатели включают, например, такие единичые показатели, как совершенство выполнения основной функции, универсальность применения, совершенство выполнения вспомогательных функций.
Надежностными оценочными показателями являются безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.
Эргономические оценочные показатели объединяют такие конкретные показатели, как гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические.
В группу эстетических оценочных показателей
включают такие конкретные показатели,
как рациональность формы, художественная
ценность, целостность композиции, совершенство
и стабильность товарного вида.
1.3 Экономические показатели
Экономические показатели конкурентоспособности товара должны оценивать цену потребления, т.е. затраты потребителя, необходимые для удовлетворения его потребности. Они включают затраты на приобретение товара и затраты по эксплуатации товара. Цена потребления (ЦП) складывается из рыночной цены товара (Цт), а также расходов, связанных с эксплуатацией (Цэ), использованием этого товара в период его жизненного цыкла:
ЦП = Цт + Цэ.
Принимая решения о покупке, покупатель обращает внимание не только на цену товара, но и на то, в какую сумму обойдется ему эксплуатация, содержание этого товара в процессе его использования.
Затраты по эксплуатации товара в общем случае включает: затраты по обслуживанию товара; расходы на топливо, электроэнергию, сырье и материалы; затраты на текущий ремонт; затраты на сервисное обслуживание по окончании гарантийного срока; расходы, связанные с оплатой налогов; затраты на страхование товара; затраты по утилизации отходов, которые могут появиться при эксплуатации товара и оказывать негативное влияние на окружающую среду.
Цена товара не полностью отражает единовременные затраты потребителя по приобретению товара, так как при ее определении не всегда учитываются затраты по транспортировке товара от места покупки до места его установки или эксплуатации, не включаются расходы по его хранению, по оплате труда за монтаж и установку товара, приведение его в работоспособное состояние.
Таким образом, единовременные затраты
по приобретению товара складываются
из цены товара, затрат по транспортировке,
хранению товара, стоимости технической
информации и инструкции с учетом их перевода
на национальный язык, затрат по установке,
монтажу и приведению товара в работоспособное
состояние.
1.4 Маркетинговые показатели.
Маркетинговые показатели характеризует уровень осуществленных или осуществляемых затрат предприятия на обеспечение маркетингового окружения товара, что создает известность товару и его марке, привлекаемым поставщикам и дистрибьюторам, а также имидж товара. Для анализа конкурентоспособности товара определяют и сравнивают структуру маркетинговых показателей для своего товара и товара конкурентов.