Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:59, контрольная работа
Рыночная экономика характеризуются всё более ужесточающей¬ся конкуренцией. В настоящее время практически нет предприятий, у которых не было бы конкурентов.
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предпола¬гает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для про-изводителя, является конкурентоспособность его продукции.
По своему содержанию маркетинговые показатели относятся к экономическим показателям, однако ввиду их особой значимости для формирования товарной политики предлагается условно выделять их в отдельную самостоятельную группу.
Таким образом, конкурентоспособность товара – относительный показатель, который отражает отличие характеристик данного товара от характеристик товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам, связанным с производством товара, его маркетинговым сопровождением и использованием (эксплуатацией). Показатель конкурентоспособности товара не тождествен показателю уровня качества товара. Дело в том, что при оценке качества товара сравниваются однородные товары, тогда как при оценке конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, различающихся только способами удовлетворения одной и той же потребности. При этом следует иметь в виду, что конкурентоспособность товара обеспечивает на протяжении всего жизненного цикла товара и должна реализовываться на всех его стадиях.
Определив цель оценки анализа конкурентоспособности товара, переходят к сбору и комплексному исследованию данных о рынке, покупателях и конкурентах. На основе комплексного исследования, которое проводиться с использованием методов и инструментария маркетинговых исследований, определяют требования к товару-эталону и выбирают параметры оценки товара.
Прежде всего, анализируются показатели качественных параметров: нормативно-производственные, консументные и классификационные. Так, анализ нормативно-производственных параметров начинают с исследования патентной чистоты изделия, затем устанавливается соответствие параметров изделия существующим стандартам и нормам, их границам. В случае если установлено несоответствие патентной чистоты изделия или несоблюдение стандарта, то изделие не может быть рекомендовано для удовлетворения существующей потребности.
Для оценки уровня нормативных параметров
используется специальный показатель,
который имеет только два значения: 1 или
0. Если изделие соответствует обязательным
нормам и стандартам, то этот показатель
равен 1, если нет, - то 0. Общий показатель
по нормативным параметрам (IНП)
рассчитывается как произведение частных
показателей по каждому параметру:
где qi - частный показатель по i –му нормативному параметру; m – число нормативных параметров, подлежащих оценке.
Как видно, если один из частных показателей будет равен 0, то общий показатель также будет равен 0, а значит, изделие или товар в этом случае является неконкурентоспособным.
При оценке консументных параметров устанавливается,
какие свойства товара наиболее ценны
для покупателя, а затем определяется
соответствие свойств существующего товара
этой потребности или эталону. В количественном
отношении такая оценка может быть произведена
по формуле:
где Ki - частный консументный показатель по i- му параметру; PHi – величина i-го параметра анализируемого изделия; Pэi – величина i-го параметра эталонного изделия (например, товара - конкурента).
После расчета других частных консументных
показателей определяют общий показатель
по консументным параметрам (KKП):
где αi – удельный вес i-го параметра из общего числа параметров (m); m – число параметров, по которым осуществляют оценку способности.
Рассчитанный общий показатель KKП
показывает, насколько создаваемый (или
уже созданный) товар соответствует эталонному
товару по данному параметру. На практике
такое совпадение возможно с товаром –
конкурентом. Поэтому реальное значение
KKП должно быть проверено на соответствие
конкретной потребности:
где Э – общий показатель по экономическим параметрам; Цna – цена потребления анализируемого изделия; Цпк – цена потребления товара- конкурента.
Конкурентоспособность товара как относительный и комплексный показатель привлекательности товара обладает также таким свойством, как индивидуальность, поскольку отражает потребности конкретных покупателей и конкретных рынков.
Успех товара на рынке определяют все факторы конкурентоспособности, в том числе и маркетинговые параметры, которые могут влиять на величину ожидаемого эффекта при выводе товара на рынок.
В настоящее время считается, что современная конкуренция «есть конкуренция не между тем, что компания производят на своих заводах, а между тем, что они добавляют к продукту в виде упаковки, услуг, рекламы, консультации покупателей, финансирования организации, доставки, складирования и других, значимых для потребителей преимуществ».
Отсутствие маркетингового сопровождения товара значительно снижается уровень его конкурентоспособности и может быть оправданно лишь в условиях дефицитной экономики. В условиях становления и развития рыночных отношений, когда на смену сбытовой концепции маркетинга приходят современная концепция маркетинга и концепция маркетинга взаимодействия, при оценке уровня конкурентоспособности товара необходимо учитывать маркетинговые параметры.
Единичные и групповые показатели по маркетинговым параметрам могут быть рассчитаны по выражениям, аналогичным тем, которые используются при оценке качественных и экономических параметров.
После определения общих показателей
конкурентоспособности по качественным,
экономическим и маркетинговым параметрам
рассчитывается интегральный показатель
уровня конкурентоспособности изделия:
При Ккп ≥ 1 изделие считается конкурентоспособным.
Оценка конкурентоспособности изделия или товара – достаточно сложный процесс. Определенные трудности могут возникнуть при выборе единой размерности сопоставляемых показателей и оценке их значимости, определений коэффициентов весомости различных свойств изделия для потребителя.
Предложенный методический подход к оценке уровня конкурентоспособности носит учебно – аналитический характер. На практике для этих целей используются методики определения конкурентоспособности товара с учетом отраслевых, межотраслевых и международных особенностей оценки тех или иных показателей. Особую значимость при расчетах конкурентоспособности товаров имеют квалификацию привлекаемых экспертов и уровень проработанности маркетинговых исследований.
Таким образом, качество оценки конкурентоспособности товара зависит от того, насколько философия маркетинга охватила всю систему управления производственно-сбытовой деятельности, насколько полно при расчетах учтены потребности существующих или будущих покупателей, а также возможности повышения качества и снижения себестоимости товара.
Мероприятия по повышению конкурентоспособности, таким образом, должны быть нацелены на формирование привлекательности и преимуществ товара на стадии разработки, создания, распределения, сбыта товара и послепродажного обслуживания покупателя.
Конкурентоспособность товара является
определяющим фактором конкурентоспособности
фирмы.
1.5 Оценка конкурентоспособности товара
По своей сущности товар (работа, услуги) является единственным средством получения прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции и максимизацию прибыли, снижение издержек производства, важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара, к основным факторам этой оценки следует отнести:
Традиционно высокой конкурентоспособностью отличаются товары, производимые в США, Японии, Германии, Швейцарии, Франции и ряде других стран. Главными условиями повышения конкурентоспособности товаров в этих странах являются: оценка глобальной структуры как внутреннего, так и мирового спроса; высокая степень адаптации экономики к эволюции спроса; точный выбор национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям и тенденциям международного разделения труда; умение избегать острой и бессмысленной конкуренции; мобильное и оперативное умение переключаться на изготовление новых товаров и освоение новых рынков.
В целом же оценка конкурентоспособности товара, включает в себя изучение рынка, конкурентов, потребностей покупателей и параметров оценки товара. В мировой практике количественная оценка конкурентоспособного товара складывается из трех этапов:
Выбор товара-образца. Это один из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности товара. Ошибка на данном этапе может привести к искажению результатов всей работы. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие; быть наиболее представительным для данного рынка, а его основные параметры должны рассматриваться в динамике с учетом фактора времени в быстро меняющейся рыночной обстановке.
Определение набора сравниваемых параметров. При этом сравниваются параметры, характеризующие потребительские свойства товара (его потребительную стоимость), и параметры, выражающие его экономические свойства (стоимость).
Потребительские свойства товара, из которых складывается его полезный эффект, определяются набором "жестких" и "мягких" потребительских параметров.
"Жесткие параметры" описывают важнейшие функции товара и связанные с ним характеристики, заданные конструкторскими принципами изделия. Они имеют определенную величину, выраженную в тех или иных единицах (например, мощность, размер, температура и т.д.). Наиболее представительной группой "жестких" параметров являются технические, которые в свою очередь подразделяются на параметры назначения (классификационные, технической эффективности, конструктивные), энергокомические, а также параметры соответствия национальным и международным стандартам, нормативам, законодательным актам и т.д. — все это регламентируемые параметры.
"Мягкие" параметры характеризуют эстетические свойства товара, т.е. являются выражением дизайна, упаковки, цвета и придают товарам особую привлекательность. В последнее время на отечественных рынках значение "мягких" параметров заметно возрастает и не только для товаров массового спроса, во и производственного значения. "Мягкие" параметры, как правило, не имеют естественной физической меры и трудно поддаются количественной оценке.
Оценка уровня конкурентоспособности
товара начинается с обоснования или уточнения
цели и задач по его достижению. Главной
целью оценки конкурентоспособности товара
является обеспечение постоянной привлекательности
конкретного товара на рынке, наделение
его преимуществами по сравнению с аналогичным
по назначению товаров конкурентов. В
зависимости от конкретных условий на
рынке и возможностей фирмы достижение
этой цели может быть связано с решением
различных задач, которые определяют содержание
и объем необходимой информации о рынке,
товаре и конкурентах. Такими задачами
могут быть, например, производство и вывод
малого товара на национальный или международный
рынок; повышение конкурентоспособности
существующего на рынке товара по сравнению
с товаром-эталоном; оценка перспективного
конкурентного статуса товара и фирмы;
разработка мероприятий по повышению
уровня конкурентоспособности по отдельным
параметрам товара; регулирование цены
потребление товара; изменение стратегии
и тактики маркетинга на конкретном рынке
в связи с появлением на рынке новых производителей
аналогичного товара и т.д.