Конкурентоспособность товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 02:54, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – оценка конкурентоспособности товара.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1) Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;
2) Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара; 3) Оценить уровень конкурентоспособности ноутбука DNS. Объектом исследования является телефон ноутбук DNS. Предмет исследования – конкурентоспособность данного товара этой фирмы на внутреннем рынке. Определить возможные пути повышения конкурентоспособности товара.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности товара
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности 1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
1.3 Методология оценки конкурентоспособности товара
2 Анализ конкурентоспособности ноутбука DNS (0119111 )
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ конкурентоспособности товара
3 Проект повышения конкурентоспособности товара
3.1 Пути повышения конкурентоспособности товара…
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

маркетинг конкурентоспосбность товара.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение           

1                   Теоретические аспекты конкурентоспособности товара

1.1            Понятие и сущность конкурентоспособности                                          1.2   Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров    и услуг      

1.3    Методология оценки конкурентоспособности товара

2                   Анализ конкурентоспособности ноутбука DNS (0119111 )

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ конкурентоспособности товара

3                   Проект повышения конкурентоспособности товара

3.1           Пути повышения конкурентоспособности товара…

3.2            Экономическое обоснование предложенных мероприятий

Заключение

Библиографический список

4

6

6

 

10

 

13

25

25

27

30

30

32

34

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной.

Готовая продукция — конечный продукт производственного процесса предприятия.

Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выпол­нять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.

Промышленные предприятия не только производят про­дукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соот­ветствующую запросам потребителя, но и обеспечивают ком­мерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В усло­виях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняют­ся задачи.

Предприятиям необходимо знать области сбы­та, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений поку­пателей и потребительских предпочтений.

Цель данной работы – оценка конкурентоспособности товара.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

1)                 Определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;

2) Выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;                                                                                                                                                                                                        3) Оценить уровень конкурентоспособности ноутбука DNS. Объектом исследования является телефон ноутбук DNS. Предмет исследования – конкурентоспособность данного товара этой фирмы на внутреннем рынке. Определить возможные пути повышения конкурентоспособности товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА

 

 

1.1.           Понятие и сущность конкурентоспособности

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха това­ра является конкурентоспособность.

Конкуренция – (от лат. Concurrence – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Конечная цель любой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм.

Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция.[1]

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке[2]. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.

Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность понятие относительное, чётко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценки конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях. Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает её, поскольку ведёт к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительской ценности, в силу чего представляется ему бесполезным. Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

Все уровни конкурентоспособности имеют двустороннюю связь (рисунок 1). То есть конкурентоспособность объектов каждого нижестоящего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех вышестоящих уровней. В свою очередь, объекты вышестоящих уровней создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на нижних уровнях.

Однако не всегда повышение конкурентоспособности объектов одного уровня способствует повышению конкурентоспособности объектов другого. Например, производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и высокозатратным, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в результате снижает конкурентоспособность производителя.

 

Рисунок 1 - Схема взаимосвязи конкурентоспособности на различных уровнях

На мой взгляд, наиболее удачным определением конкурентоспособности продукции является определение Плясункова, согласно которому конкурентоспособность продукции – комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.[3]

1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность

Все факторы определяющие конкурентоспособность можно разделить на 5 групп:

−        Качество товаров и услуг

−        Цена товаров и услуг

−        Уровень квалификации персонала

−        Технологический уровень производства

−        Доступность источников финансирования

Проанализируем все эти факторы.

      Качество товаров и услуг. Качество главная характеристика товара.

      Товар может занять достойное место в ряду аналогов (то есть стать      конкурентоспособным) только обладая определённым качеством. В понятие      качества входят долговечность, надёжность, точность, простота     эксплуатации, а также отсутствие дефектов и брака. Однако не все эти      качества являются в каждом товаре необходимыми, так например странно      ожидать долговечности от одноразового товара. Поэтому есть такой      важный показатель качества как соответствие стандартам. Кроме этого      товар должен удовлетворять следующие потребности потребителей:

−        Физические;

−        Технические;

−        Эксплуатационные;

−        Эстетические;

−        затратные (ценовые и расходы связанные с эксплуатацией);

−        престижа и прочее

Цена товаров и услуг. Цена это экономическая категория, которая        является денежным выражением стоимости товара. Она служит для        косвенного измерения величины затраченного  на производство товара        необходимого рабочего времени.

Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы   в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.

При выборе стратегии ценообразования необходимо решить, какие цели будут преследоваться для конкретного товара. В основном преследуются следующие цели:

−                    обеспечение выживаемости фирмы, например в случае острой конкуренции;

−                    максимизация текущей прибыли;

−                    завоевание лидерства по показателям доли рынка;

−                    завоевание лидерства по  показателям качества товара, то есть создания определённого имиджа товара. В этом случае цена будет весьма высокой, например трудно представить, что БМВ или Мерседес будут даже временно снижать цену на свою продукцию до уровня Опеля или ФИАТа.

Уровень квалификации персонала. Наличие квалифицированных рабочих      позволяет постоянно поддерживать высокое качество продукции при  минимальных расходах на расходные материалы. Огромный ряд товаров     просто не может быть произведён без высококвалифицированного      персонала. Огромное значение имеет и наличие  высококвалифицированного     менеджмента, так как даже при  наличии идеально обученных рабочих вряд      ли возможно создать конкурентоспособный продукт без высоко      подготовленных технологов, инженеров и трудно организовать его сбыт      без предварительных расчётов опытных маркетологов.

Технологический уровень производства. Технологический уровень наряду с  уровнем квалификации персонала позволяет производить родукцию      высокого качества с низкими затратами и в кратчайший срок. Тем самым      снижая себестоимость продукции при неизменном качестве. Обойти      постоянное техническое перевооружение производства, при изготовлении      большей массы товара практически не возможно, в этом случае большое      значение имеет доступность фининсирования.

Информация о работе Конкурентоспособность товара