Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:50, курс лекций
Цель курса: обеспечить системное, глубокое и всестороннее изучение теоретических и методологических основ маркетинга и способствовать овладению навыками разработки и принятия квалифицированных маркетинговых и управленческий решений. Изучение рассматриваемой дисциплины направлено на формирование компетенций в сфере маркетинга.
В пособии последовательно раскрываются важнейшие задачи дисциплины «Маркетинг» к которым относятся:
осмысление целей, задач, функций маркетинга, его роли в управлении организацией, а также содержания, формы и методов маркетинговой деятельности;
изучение эволюции развития, сущности, содержания и сфер применения маркетинга;
овладение теоретическими положениями, методами и инструментами исследования маркетинговой среды предприятия;
организация системы маркетинга на предприятии;
Характерным для концепций маркетингового управления является то, что выбор его системных инструментов, определение «пропорций» в их соотношении друг с другом является следствием стратегического корпоративного планирования, стратегического планирования на уровне бизнес-единицы, а не только маркетингового процесса. Поэтому проблема приоритета того или иного маркетингового инструмента, хотя возникает и решается в концепциях этого этапа, но все же не является основной, предопределяющей развитие концепций маркетингового управления.
Следовательно, сложнейшая аналитическая, плановая, организационная работа на всех имеющихся уровнях субъекта (корпорация, бизнес-единица, структурное подразделение) в процессе маркетингового управления, в конечном счете, подчинена формированию и управлению системными маркетинговыми инструментами, непосредственно создающими ценность и приобретаемое благо (или выгоду) не только для потребителя и субъекта, достигающих своих целей на рынке, но и для всех участников обмена (например, общества, институтов власти, персонала субъекта, его акционеров и др.)10.
Существует три основных направления маркетинга:
Стратегия маркетинга сводится к управлению четырьмя ключевыми элементами – это так называемые «четыре Пи» (в англ. «Product, price, place, promotion – четыре Р) в русском варианте: продукт, цена, каналы, реклама и промоушн.
Комплекс маркетинга – совокупность управляемых характеристик маркетинга, варьируя которыми, товаропроизводитель стремится максимально удовлетворить нужды потребителей. Инструменты маркетинга – комплекс маркетинга (маркетинг –микс) состоит из следующих элементов:
1.Комплексное маркетинговое исследование.
2.Формирование товарной политики.
3.Разработка сбытовой политики.
4.Построение коммуникационной политики.
5.Формирование ценовой политики.
В настоящее время известно несколько тысяч определений маркетинга. Однако единой, устраивающей всех формулировки, которая бы адекватно отражала сущность, принципы и функции этого явления, не существует. Причины подобной ситуации прослеживаются уже в обилии значений самого английского слова «market», от которого и происходит «маркетинг» (табл. 2).
Таблица 2 – Значение слова «market»
Существительное «market» |
Глагол «market» |
Рынок, базар |
Привозить, доставлять (товар) на рынок |
Сбыт, рынок сбыта |
Покупать на рынке |
Торговля |
Продавать на рынке |
Рыночные цены |
Торговать |
Продовольственный магазин (амер.) |
Сбывать; находить рынок сбыта |
Источник: Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. Учеб. пособие. Гос. ун-т – ВШЭ. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 710 с.
Такое количество трактовок понятия «маркетинг» во многом обусловлено и тем, что это чрезвычайно сложное, многоплановое, полифункциональное и динамичное явление, охватывающее широкий спектр различных видов деловой активности. Можно выделить несколько основных подходов к пониманию сущности маркетинга.
Некоторые специалисты понимают маркетинг как активную деятельность на рынке, подчиненную определенным целям. При этом одни из них считают, что маркетинг объединяет в себе все возможные действия.
«Маркетинг можно определить как виды деятельности, направленные на выявление и удовлетворение потребностей и желаний потребителей посредством процесса обмена»11.
«Маркетинг – это сумма всех действий в рамках политики товарооборота с целью создания, поддержания и расширения рынка»12.
Другие сознательно сокращают сферу маркетинга, воспринимая его либо как комплекс инструментов продаж (рекламы, средств продвижения товаров и т.п.), либо как комплекс инструментов анализа рынка (маркетинговых исследований, прогнозирования продаж и т.п.).
Многие известные
маркетологи рассматривают
«Концепция маркетинга – это интегрированная, ориентированная на потребителя и прибыль философия бизнеса»13.
«Маркетинг – это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг»14.
Более широкое понимание демонстрируют те специалисты, которые считают, что маркетинг – это социально-управленческий процесс, включающий в себя как концептуальные подходы, так и конкретные действия на рынке.
«Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя»15.
«Маркетинг – это процесс планирования и установления концепций, ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг, с помощью которых достигается удовлетворение индивидуальных и общественных целей»16.
Представляется, что подобные расширенные трактовки наилучшим образом раскрывают феномен современного маркетинга и не противоречат различным видам маркетинга, которые выделяют по множеству оснований. Примеры некоторых видов маркетинга приведены в табл. 3.
Таблица 3 – Виды маркетинга*
Виды маркетинга |
Цели и особенности |
Примеры | |
В зависимости от спроса | |||
Креативный |
Создание спроса в ситуации, когда определенный товар не вызывает интереса у потребителей |
Разработка и продвижение женской серии товаров для бритья | |
Стимулирующий |
Повышение спроса в ситуации недостаточной заинтересованности потребителей |
Продвижение новых дорогих витаминов | |
Конверсионный |
Превращение негативного спроса в позитивный (Негативный спрос – ситуация, когда большинство потенциальных потребителей отвергают данный товар.) |
Формирование у массового российского потребителя позитивного образа виски как вкусного благородного напитка | |
Развивающий |
Развитие потенциального спроса на товары |
Разработка и продвижение сигарет, содержащих минимум вредных веществ | |
Ремаркетинг |
Оживление снижающегося спроса |
Снижение цены на товар, к которому падает интерес потребителя | |
Синхромаркетинг |
Стабилизация колеблющегося спроса |
Реклама мороженого в осенне-зимний период | |
Поддерживающий |
Сохранение оптимального спроса |
Постоянная реклама жевательной резинки | |
Демаркетинг |
Понижение излишне высокого спроса |
Повышение цены на товар, пользующийся высоким спросом | |
Противодействующий |
Ликвидация иррационального с точки зрения благополучия потребителя и общества спроса |
Антиреклама табачных и алкогольных изделий | |
В зависимости от размера охваченного рынка | |||
Массовый |
Производство и продвижение |
Классический вариант «Кока- | |
Продуктово-дифференцированный |
Производство и продвижение нескольких продуктов с различными свойствами, предназначенных для всех покупателей, но рассчитанных на их разные вкусы |
Разработка и продвижение «Спрайт» и т.п. | |
Целевой |
Производство и продвижение продуктов, разработанных специально для определенных рыночных сегментов |
Диетическая «Кока-кола» | |
В зависимости от территории охвата | |||
Региональный |
Производство и реализация товаров преимущественно в рамках одного региона |
Деятельность небольших местных ликероводочных заводов | |
Внутренний |
Производство и реализация товаров в рамках одной страны |
Производство и продажа книг на русском языке | |
Внешнеторговый |
Экспортные и импортные виды маркетинговой деятельности в отношении объектов внешней торговли |
Деятельность по вывозу цветных металлов, ввозу компьютерной техники | |
Внешне-экономический |
Различные формы внешней торговли и других форм внешнеэкономического сотрудничества |
Сборка автомобилей на российском заводе из импортных комплектующих | |
Международный |
Деятельность национальных компаний, зарегистрированных в других странах, либо иностранных компаний в нашей стране |
Деятельность компании «Кока-кола» в России | |
Мульти-национальный |
Производственно-сбытовая деятельность транснациональных корпораций, ориентированная на захват рынков большого числа стран |
Деятельность компании БМВ, Дженерал Моторс | |
Глобальный |
Деятельность крупнейших фирм и транснациональных корпораций по развитию и формированию мировых рынков по стандартизованным маркетинговым программам независимо от национальных границ
|
Деятельность компании «Майкрософт» | |
В зависимости от приоритета маркетинговой концепции | |||
Бихевиористский |
Акцент на изучении психологии потребителя, мотивации покупательского поведения |
Разработка маркетинговой стратегии с учетом результатов исследований потребителей | |
Интегрированный |
Акцент на координации всех составляющих маркетинга: товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политике |
Выпуск одной компанией товаров под разными марками, в разных ценовых нишах, с разными потребительскими характеристиками, с использованием разных каналов рекламного воздействия | |
Инновационный |
Акцент на новых разработках, основанных на научно-прикладных исследованиях и внедрении новых товаров |
Развитие сети мобильной связи, новых моделей мобильных телефонов и аксессуаров | |
Прямой |
Акцент на организации сбытовой деятельности в форме персональных продаж через сбытовых агентов – коммивояжеров либо в форме продаж по каталогам и т.п. |
Реализация косметической | |
Стратегический |
Акцент на стратегическом планировании, разработке долгосрочных стратегий деятельности компании |
Разработка и реализация программы по реструктуризации естественных монополий | |
Экологический |
Акцент на решении маркетинговых задач в соответствии с требованиями защиты окружающей среды |
Разработка и продвижение дезодорантов без фреона | |
Социально-этический |
Акцент на оптимальном сочетании интересов потребителей в частности и общества в целом |
Выпуск недорогих косметических средств, изготовленных из натуральных ингредиентов. Благотворительные взносы в пользу разных общественных организаций |
*При подготовке таблицы были использованы следующие источники: Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб. 1998. 350 с.; Маркетинг / Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И. и др.; Дорошев В.А. Введение в теорию маркетинга. М. 2005. 356 с.
Маркетинг различается также по видам товаров и услуг. Например, промышленный или банковский маркетинг имеет свою специфику по сравнению с маркетингом туристических услуг.
В зависимости от типа компании или организации, осуществляющих предпринимательскую деятельность, выделяют маркетинг некоммерческих организаций (библиотек, вузов и т.п.), политический маркетинг и т.п.
Широкая трактовка понятия «маркетинг» позволяет его использовать не только применительно к продуктам и услугам. Так, можно выделить:
Концепции маркетинга.
1. Концепция совершенствования производства – утверждает, что потребители предпочитают товары с низкими ценами. Предприятия, придерживающиеся такой концепции, имеют преимущественно серийное и крупносерийное производство с высокой эффективностью и низкой себестоимостью. Продажи производятся с помощью многочисленных торговых точек.
2. Концепция совершенствования товара исходит из того, что потребители предпочитают качественные товары и в этом случае стимулирование сбыта не требуется. Производители направляют свои усилия на повышение качества своего товара, несмотря на более высокие издержки, следовательно, и цены.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий базируется на том, что товары не будут покупать без значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования покупок. В соответствии с данной концепцией необходимо использовать все возможности торговой техники и рекламы, все рычаги и элементы маркетинга, с тем чтобы обеспечить необходимый объем продаж.
4. Концепция маркетинга строится на утверждении, что фирма должна выявить с помощью исследований запросов и нужд точно очерченного рынка и обеспечить их желаемое удовлетворение. Производство, в соответствии с данной концепцией, направлено на создание более конкурентоспособного товара для определенного сегмента рынка.
5. Концепция социально-этического маркетинга провозглашает своим принципом достижение целей организации и ее способность обеспечить потребительскую удовлетворенность и долговременное благополучие потребителя и общества в целом. Данная концепция построена на идее, что маркетинговая политика обязана отдавать приоритет общечеловеческим, а не частным выгодам.
На предприятии можно выделить ряд функциональных областей деятельности: маркетинг, производство, управление персоналом, управление финансовыми ресурсами, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, сбыт. Маркетинг является функциональной областью во многом определяющей функционирование других областей.
Основная
цель службы маркетинга на предприятии
заключается в налаживании
Численность службы маркетинга определяется такими факторами, объем и сложность выпускаемых товаров, количество рынков, размер чистого дохода фирмы.
Организационная структура отдела маркетинга может иметь одну из следующих четырех ориентаций:
Существуют
смешанные организационные