Маркетинг туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 19:55, контрольная работа

Описание

Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. В наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Содержание

Введение 3
1.Маркетинг в туризме 4
1.1. Концепции маркетинга в туризме 6
1.2 Современные тенденции развития маркетинга туристских предприятий 8
2.Маркетинговые исследования рынка туруслуг. 10
2.1 Сущность маркетинговых исследований 10
2.2. Процедура проведения маркетингового исследования 11
2.3. Процесс получения данных 13
2.3.2. Сбор информации. 13
2.3.3. Сбор первичной информации 14
2.4. Обработка данных и формирование отчета 17
3.Сегментация и выбор целевого рынка турфирмы 18
3.1.Признаки сегментации турфирмы 19
3.2. Методы определения целевого рынка. 22
4.Формирование маркетинговых стратегий. 23
4.1.Сущность стратегического планирование компании. 23
4.2.Продуктовая стратегия компания. 26
4.3. Ценовая стратегия компании. 28
4.4. Сбытовая политика компании 30
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг.doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

     Анализ  – совокупность процедур, позволяющих сделать выводы о структуре, свойствах объекта анализа и закономерностях его функционирования. Методы маркетингового анализа могут быть объединены в следующие группы:

    • Эвристические методы – приемы и методы решения задач и вывода доказательств, основанные на учете опыта решения сходных задач в прошлом, накопление опыта, учете ошибок, экспертных знаниях, а также интуиции.
    • Формальные методы – приемы и методы анализа, связанные с использованием детерминированных алгоритмов, процедур и т.д.

     В зависимости от степени «жесткости» и предопределенности шагов анализа выделяют слабо формализованные и сильно формализованные методы. Слабо формализованные методы – это гибкие алгоритмы и процедуры, которые на определенных этапах могут включать в себя даже вмешательство человека. Формализованные (сильно, жестко, полностью формализованные) – это жесткие алгоритмы, экономико-математические, статистические и тому подобные методы. Существуют также комбинированные методы – методы, использующие как эвристику, так и формализованные процедуры.

     Банк  методов – это совокупность современных  методик обработки информации, позволяющих  производить арифметические операции, графическую обработку, статистическую обработку в рамках подборки данных и устанавливать степень их статистической надежности. Банк методов должен позволять комбинировать различные методы.

     Составление и публикация итогового отчета. При  завершении стадии обработки и анализа  информации необходимо отразить полученные результаты в итоговом отчете. Стандартный отчет о проведенном исследовании состоит из следующих разделов:

  1. Вводная часть, содержащая описание ситуации, суть проблемы и рабочие гипотезы, цели исследования;
  2. Описание методов получения информации, формирование целевой выборки, а также сроки проведения исследования;
  3. Описание полученных результатов с использованием наглядных методов представления информации;
  4. Выводы и рекомендации по исследуемой проблеме, которые, как правило, либо подтверждают, либо опровергают рабочую гипотезу;
  5. В приложении к отчету могут быть представлены анкеты, сценарии экспериментов и фокус-групп, форма проведения наблюдения за рынком и т.д.

     Представление полученной информации. Это письменное изложение результатов. Его объем  непосредственно зависит от масштабов  исследования, количества и сложности рассматриваемых проблем и может составлять от нескольких до ста страниц. Для обработки и анализа информации необходима сортировка и представление информации в стандартном виде. Существуют следующие виды представления информации: табличный вид, графический вид, матрицы, информационные шкалы.

     Результаты  маркетинговых исследований можно  представлять в виде доклада, состоящего из письменного отчета и устного  выступления, обзора или статьи для  публикации в научных журналах или  в средствах массовой информации.

     Исследователь должен стремиться к тому, чтобы  предоставляемые руководству результаты маркетингового исследования были четкими и с наименьшим числом неопределенностей. Эти результаты дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.

2.5. Анализ использования исследования

     Результаты  маркетинговых решений предназначены  для принятия решений в области  рынка, разработки плана маркетинга и его отдельных инструментов, конкурентоспособности услуг и  фирмы.

     Необходимо сопоставить задачи проводимого маркетингового исследования и его результаты. Использовались ли результаты маркетингового исследования? В полном ли объеме? Фактически, на данном этапе можно выявить как недочеты, так и положительные моменты в проведении исследования, что может быть полезно в дальнейшем при проведении других маркетинговых исследований.

3.Сегментация  и выбор целевого  рынка турфирмы

      Туристское  предприятие, действуя в сложных  условиях рынка, должно твердо знать, кого и как обслуживать. Дело в том, что любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из потребителей, которые отличаются друг от друга своими вкусами, желаниями, потребностями и приобретают туристские услуги исходя из разных мотиваций. Поэтому осуществление успешной маркетинговой, деятельности предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Именно это составляет основу сегментации рынка. С помощью сегментации из общего числа потенциальных потребителей выбираются определенные типы (рыночные сегменты), предъявляющие более или менее однородные требования к туристскому продукту.

      Сегментация туристского рынка  определяется как деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса, т.е. осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные группы клиентов, для каждой из которых могут потребоваться одинаковые или схожие виды услуг.

      Главная цель сегментации - обеспечить адресность туристскому продукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей. Посредством ее реализуется основной принцип маркетинга - ориентация на потребителя. При этом туристское предприятие не распыляет, а концентрирует свои усилия в «направлении главного удара» (наиболее перспективных для него сегментах рынка). Тем самым достигается повышение эффективности применяемых форм и методов продажи, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.

      Таким образом, сегментация представляет собой, с одной стороны, прием  для нахождения частей рынка и  определения объектов (прежде всего потребителей), на которые ориентируется маркетинговая деятельность туристского предприятия. С другой стороны - это управленческий подход к процессу принятия рыночных решений и основа для выбора оптимального сочетания элементов маркетинга.

      Сегментация рынка - безусловно, один из важнейших  инструментов маркетинга в туризме. От того, насколько правильно она проведена, зависит успех в конкурентной борьбе. Чтобы быть эффективной, сегментация должна проводиться по определенным признакам.

3.1.Признаки  сегментации турфирмы

            Признак - это способ выделения данного сегмента на рынке. Признаки сегментации рынка, предлагаемые различными авторами и используемые в практике туристской деятельности, в значительной степени сходны между собой. В то же время следует подчеркнуть, что какого-либо универсального подхода к сегментации не существует. Поэтому целесообразно опробовать варианты сегментации на основе различных признаков (одного или нескольких одновременно), учитывая при этом специфику структуры спроса и предложения на данном рынке.

      В туризме основными признаками сегментации  являются:

      1. Географические. При сегментации рынка по географическим признакам целесообразно рассматривать группы потребителей с одинаковыми или схожими предпочтениями, определяющимися проживанием на той или иной территории. В качестве географического сегмента может рассматриваться целая страна или группа стран, имеющих какую-либо историческую, политическую, этническую или религиозную общность.

      Географический  признак предполагает разделение спроса в зависимости:

  • От страны постоянного проживания: внутренний; въездной; выездной
  • От географической цели турпоездки: по частям света; странам; регионам; городам.

      2. Демографические признаки (пол потребителей, их возраст, количество членов семьи) относятся к числу достаточно применяемых.  Это обусловлено доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи.

         Так, по возрастному признаку можно выделить следующие сегменты туристского рынка, которым должно соответствовать и разное предложение туристского продукта:

  • дети (до 14 лет), путешествующие как со своими родителями, так и самостоятельно;
  • молодежь (15-24 года);
  • относительно молодые, экономически активные люди (25-44 года), путешествующие в основном семьями (с детьми);
  • экономически активные люди среднего возраста (45-60 лет), путешествующие в основном без детей;
  • туристы «третьего» возраста (60лет и старше).

      От  типа семьи туры можно разделить на: семейный (семьи с детьми и без); туризм одиночек; туризм семей из 5 и больше человек.

      В зависимости от этапов жизненного цикла: молодые одиночки; семьи без детей; семьи с детьми; одинокие люди.

      3. Социально-экономические признаки предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, образования и уровня дохода.

      Сегментация по профессиональной принадлежности предполагает выделение множества сегментов  в зависимости от профессии туристов. Она важна для организации профессионального специализированного туризма (например, туры для банковских служащих, работников турфирм и т.п.).

      Существенное  влияние на туристское поведение  оказывает уровень доходов (семьи, главы семьи, на одного члена семьи). Следует учитывать, что, с одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все большего вовлечения в туризм лиц со средним и даже относительно низким уровнем доходов по мере того, как потребность в отдыхе, связанном со сменой обстановки, с путешествием, превращается в одну из основных. С другой стороны, спрос на туристские поездки продолжают предъявлять лица с высоким уровнем доходов.

      Эксперты  ВТО на основе комбинации двух признаков (уровня дохода и уровня образования) выделяют 4 сегмента туристского рынка.

      К первому сегменту относятся лица со средним или даже относительно низким уровнем доходов. Основной целью их путешествия является отдых на море, при этом выбор места отдыха в основном определяется уровнем цен. Эта категория туристов не имеет больших средств, чувствительна к ценам на услуги и в то же время крайне требовательна к их качеству. Основной принцип - за свои деньги получить все сполна.

      В международном туристском обмене этот сегмент туристского рынка является самым многочисленным, составляющим основу массового туристского подхода; это путешествия на близкие расстояния, в основном до ближайшего моря. .

      Ко  второму сегменту туристского рынка относятся лица с уровнем доходов выше, среднего. Эти туристы чаще всего имеют высшее образование, иногда среднее специальное. Основной целью путешествий для них является отдых в сочетании с познавательным интересом, при этом в выборе места отдыха второй мотив превалирует. 

      Как уже отмечалось, главный мотив  их путешествия - отдых, но отдых активный, дающий возможность заниматься спортом, совершать экскурсии, посещать театры и концерты.

      Третий сегмент образуют лица с высоким уровнем доходов. Имея в основном высшее образование, они интересуются познавательными поездками, стремясь к смене впечатлений.

      3десь  представлены две возрастные  категории: средний и «третий  возраст». Если лица «третьего»  возраста путешествуют в составе  групп, то представители среднего  возраста предпочитают индивидуальные  поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых.

      Для этого сегмента интерес представляют дальние путешествия продолжительностью 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами. Причем это могут быть дорогостоящие изделия, свидетельствующие о том, что люди совершили далекое экзотическое путешествие

      Четвертый сегмент составляют высокообразованные люди, проявляющие интерес к изучению природы, культуры, образа жизни, нравов и обычаев других народов. Его образуют люди разных возрастных категорий и с разным уровнем доходов, но на путешествие они готовы израсходовать значительные средства, часто за счет сбережений. Конкретные цели поездок могут быть различными. Главное, что объединяет туристов, - стремление к личному опыту.

      4. Психографическая сегментация объединяет целый комплекс характеристик потребителей. В целом он выражается понятием «образ жизни». Последний представляет собой модель жизни личности, которая определяется увлечениями, поступками, интересами, мнениями, типом отношений с другими людьми и т.д.

      5. Поведенческие признаки. В основе их использования лежит учет различных аспектов поведения потребителей, таких как мотивы поездок, искомые выгоды, степень приверженности фирме, степень готовности приобрести туристский продукт, чувствительность к обслуживанию, сезонность, форма поездки, используемые средства транспорта, используемые средства размещения, длительность поездки и т.д.

Информация о работе Маркетинг туризма