Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:09, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть и определить наиболее явные особенности маркетинга услуг.
Объектом исследования в данной работе является маркетинг в сфере услуг, т.е. мы рассматриваем маркетинг с точки зрения его проявлений и значимости в сфере услуг.
Предметом исследования были взяты особенности сферы услуг и, как следствие, особенности маркетинга в сфере услуг.
Введение 3
Что такое услуга? 5
Понятие, содержание маркетинга услуг 8
Принципы маркетинга услуг 10
Модели маркетинга услуг 12
Конкуренция в сфере маркетинга услуг 18
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Маркетинг услуг
Научный руководитель:
______________________________
уч. степень, уч. звание
______________________________
Ф.И.О.
2012 г.
Оглавление
Введение 3
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Введение
Сфера услуг приобретает все большее значение, занимая расширяющиеся сегменты рынка. Это предопределено быстрым развитием сервисного сектора экономики, интенсификацией конкурентной борьбы и стремление каждой фирмы привлечь и удержать покупателя услуг наиболее эффективными способами.
Под услугой понимается любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой, неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. В некоторых случаях предоставление услуг связано с материальными продуктами, в других – не имеет к ним никакого отношения. Мировая экономика все более превращается в экономику услуг. Существует мнение, что, вне зависимости от того, что покупают потребители, они покупают сервис.
Актуальность данной проблемы в настоящее время обусловлена тем, что в России маркетинг услуг слабо развит, однако рынок услуг быстро расширяется и развивается, что обуславливает перспективность данной отрасли. Внедрение в процессы обслуживания все более и более совершенных технологий и модернизированных систем сервиса, способствуют выходу компаний на новые отраслевые и региональные рынки услуг.
Цель данной работы – рассмотреть и определить наиболее явные особенности маркетинга услуг.
Объектом
исследования в данной работе является
маркетинг в сфере услуг, т.е. мы
рассматриваем маркетинг с
Предметом исследования были взяты особенности сферы услуг и, как следствие, особенности маркетинга в сфере услуг.
Целевая установка работы конкретизировалась следующими задачами:
изучение научной литературы по данной теме;
выявление особенностей маркетинга услуг;
определение понятия маркетинга услуг.
Далее в работе будет даваться определение услуги и маркетинга услуг, однако следует указать, что сложность поиска определения «услуги» заключается в том, что исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика и потребителя услуги. Материальный товар достаточно легко может стать услугой.
Маркетинговая деятельность в России активно развивается. Маркетинг сегодня рассматривается как одна из важнейших функций бизнеса. Изучение покупательских требований и интересов, организаций на основе этого производства товаров и оказания услуг, воспроизводство спроса – главные задачи любой фирмы, любого предприятия.
Западные источники утверждают, что маркетологи, работавшие в промышленности и перешедшие в сферу услуг, часто сталкиваются с тем, что их прежний опыт не всегда «срабатывает» или неприменим к ситуациям обслуживания. В связи с этим, возникает вопрос: чем же услуга так сильно отличается от товара?
Услуга – это то, что один делает для другого, тогда как товар – это то, что один может другому дать. В чистом виде, услуга – это и есть те действия, которые одна сторона (будь то отдельный человек или компания) выполняет для другой.
С другой стороны, в современном
мире далеко не все услуги можно
назвать «чистыми», т.к. их оказание
нередко связано с
Так, например, совет юриста, настройка компьютера, синхронный перевод – это услуга в «чистом» виде. В то время как ремонт автомобиля с заменой деталей, услуги по организации праздников, услуги ландшафтного дизайнера – эти услуги, сопровождающиеся предоставлением товаров.
Соответственно, услуга является главной составляющей предложения в первых трех случаях, тогда как в четвертом она лишь дополняет товар.
Какими же признаками, отличающими их от товаров, обладают услуги?
Обычно их выделяют четыре:1
Исходя из того, что услуга – это действие, можно сказать, что, в отличие от товара, услуге всегда присущ такой показатель, как время или срок ее исполнения.
В качестве дополнительного признака мы можем назвать и то обстоятельство, что цена услуги не всегда может быть определена до ее оказания (например, при подсчете стоимости исходя из количества затраченных на ее оказание часов).
То же можно сказать и о качестве услуги, с той разницей, что иногда мы не можем его оценить и после того, как услуга была оказана, при этом недостатки оказанной нам услуги могут быть выявлены только спустя определенное время (или не могут быть выявлены вообще) и, в ряде случаев, лишь при наличии специальных знаний или приборов.
На сегодня в определениях услуги и ее свойств отсутствует единство, и причин тому можно назвать несколько.
Одна из основных причин
заключается в том, что действия,
которые можно назвать
Следующая причина состоит в том, что официальная статистика объединяет эти действия в один класс услуг. Исследователи же ищут общее в тех явлениях, которые регистрирует официальная статистика.
Третья причина сложности поиска определения «услуги» заключается в том, что исследователь услуг имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в зависимости от желаний поставщика и/или потребителя услуги. Материальный товар достаточно легко может стать услугой.
Наличие однозначного исчерпывающего
определения требуется для
2. Понятие, содержание маркетинга услуг.
Маркетинг – непрерывный процесс организации, планирования и управления в области оперативного и стратегического поведения фирмы, нацеленный на удовлетворение нужд и потребление покупателей и получение благодаря этому запланированной прибыли.
В широком смысле маркетинг – философия, склад и направленность делового мышления. Маркетинг понимают как систему знаний о наиболее разумном предложении товаров на рынке. В узком, предпринимательском, смысле маркетинг – система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.
Активное развитие сферы услуг стало важнейшей характеристикой экономики после Второй мировой войны, особенно в конце XX в. Увеличение объемов торговли товарами неизбежно привело к росту торговли сопутствующими услугами. Однако 70% ВВП развитых стран производится в секторе услуг, причем темпы роста этого сектора (примерно 15-20% в год) намного выше темпов роста сферы торговли (примерно 5-10% в год).
Сформировалась экономика
сервисного типа с ее особенностями,
одной из которых является предложение
на рынке специфической
Базовые положения маркетинга сервиса (услуг) сформулированы американским предпринимателем Сайерсом Маккорником (1809 - 1884). Он сконструировал первый комбайн и, имея техническое образование, сформулировал такие основные направления современного маркетинга, как изучение и анализ рынка, основные принципы выбора ценовой политики и сервисного обслуживания.3
Зарубежные и отечественные ученые обратили внимание на сферу услуг в 50—60-х годах прошлого столетия. Исследования в области маркетинга услуг появились в начале 70-х, и в этой области зарубежные экономисты по понятным причинам опередили своих российских коллег. За рубежом на сегодня существует около 70 научно-исследовательских групп в университетах и вузах, изучающих менеджмент и маркетинг услуг. Первые отечественные публикации, посвященные этой тематике, появились в начале 90-х годов. К настоящему моменту сложилось несколько центров изучения маркетинга услуг, вышли несколько монографий и коллективных трудов отечественных исследователей.
Несмотря на повышенное внимание экономической науки к сфере услуг, до сих пор отсутствует единое мнение относительно маркетинга услуг.
Часть экономистов придерживаются мнения, что маркетинг услуг не должен чем-либо отличаться от маркетинга материально-вещественных товаров. Они утверждают, что между товарами и услугами не столь большая разница, чтобы учитывать ее при разработке и проведении маркетинговых мероприятий.
Другая часть исследователей убеждены, что специфика услуг, например их процессный характер, неосязаемость, невозможность хранения и транспортировки, находит свое отражение в системе маркетинга, которую использует предприятие сферы обслуживания.4
3. Принципы маркетинга услуг
Маркетинг в сфере услуг основывается на следующих базовых принципах:
Модели маркетинга услуг
За годы исследований данного вопроса были предложены различные модели маркетинга услуг. На сегодняшний день существует несколько признанных моделей маркетинга. Рассмотрим некоторые из них.
Модель Ратмела.