Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:56, курсовая работа
В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг играет весьма существенную роль. Он помогает формировать и развивать спрос на товары и услуги, оптимизировать их предложение, разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные стратегии деятельности участников рыночных отношений. В условиях незрелого, формирующегося рынка маркетинг не может проявить себя в полную силу, а его реализация сопряжена со значительными трудностями, однако именно он может помочь существенно сократить трансформационный, переходный период.
Введение
1. Специфика и особенности маркетинга в сфере образования
1.1 Сущность и особенности маркетинга в сфере образования
1.2 Функции и принципы маркетинга образовательных услуг
2. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг
2.1 Общие тенденции рынка образовательных услуг
2.2 Рынок образования в Республике Беларусь
3. Ситуационное положение учреждения образования "Мозырский государственный педагогический университет" имени И.П. Шамякина на рынке, оценка его сильных и слабых позиций
4. Анализ особенностей маркетинга образовательных услуг УО "МГПУ" имени Шамякина
5. Основные направления совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг
Заключение
Список использованной литературы
маркетинг услуга образование университет
Реальной практики
и психологического настроя на участие
в реализации принципов маркетинга
у наших научно-педагогических кадров,
как правило, явно не хватает: сказывается
психологическая усталость, пессимизм
интеллектуальных кадров. Тем более необходимо
создание в вузах специализированных
маркетинговых подразделений. Службы,
отделы маркетинга смогли бы выступить
ответственными исполнителями, заказчиками
и координаторами маркетинговых исследований
и разработок, взаимодействуя с соисполнителями
как в коллективе вуза (т. е. с факультетами,
кафедрами, отдельными научными сотрудниками
и педагогами), так и за его пределами.
Перед государством
также стоит задача совершенствования
маркетинга в сфере образования услуг.
В Республике Беларусь
действует программа развития платных
услуг образования на 2006–2010 гг.
Целью развития
платных образовательных услуг
является создание условий для получения
качественного воспитания и образования,
удовлетворение растущих потребностей
отраслей экономики и населения в образовательных
услугах и обеспечение их доступности.
В процессе реализации
Программы должны быть решены следующие
задачи:
- обеспечение
координации действий
- развитие
нормативной правовой базы, обеспечивающей
дальнейшее развитие платных
образовательных услуг;
- расширение
объемов и спектра платных
образовательных услуг.
Указанные задачи
тесно пересекаются с функциями
маркетинга образовательных услуг.
Механизм реализации
поставленных задач включает:
- расширение
рынка платных образовательных
услуг на основе сочетания
государственной и частной
- развитие
новых форм и видов
- внедрение
новых информационных
- развитие
образовательных услуг по
- повышение
экспорта образовательных
- обеспечение
учреждений образования, расположенных
в сельской местности, современными технологиями
и средствами обучения, в том числе компьютерной
техникой [10].
Для увеличения
объемов по оказанию платных образовательных
услуг организациям образования
необходимо продолжать расширять предоставление
услуг по:
- дополнительному
дошкольному образованию и
- углубленному
и повышенному уровню (сверх установленных
учебными планами) изучения
- подготовке
специалистов на уровне
- подготовке
в учреждениях, обеспечивающих
получение профессионально-
- получению
на платной основе второго
и последующего высшего
- подготовке
специалистов для отраслей
- повышению
квалификации и переподготовке
кадров (планируется организовать
в каждом высшем и среднем специальном
учебном заведении повышение квалификации
и переподготовку кадров);
- подготовке
специалистов для зарубежных
стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинг образования
представляет собой систему управления
рыночной деятельностью образовательного
учреждения, направленную на регулирование
рыночных процессов и изучение образовательного
рынка, ведущую к наиболее эффективному
удовлетворению потребностей: личности
в образовании; образовательного учреждения
в развитии; фирм и других организаций-заказчиков
в росте кадрового потенциала; общества
в расширенном воспроизводстве совокупного
личностного и интеллектуального потенциала.
Учитывая, что
маркетинговые исследования основа
для начала формирования маркетинговой
деятельности, то, предпринимая различные
маркетинговых подходы, нужно иметь хорошую
и точную информацию о состоянии рынка,
конкурентах, потребителях.
В числе особенностей,
определяющих специфику маркетинга
в сфере образования как
– активная роль
конечного потребителя образовательных
услуг – личности - в образовательном
процессе в корне меняет содержание и
характер маркетинговой деятельности,
задает ей особые требования и предоставляет
новые возможности;
- отсроченный
характер проявления
- сущность
маркетинга образовательных
- сохраняющаяся
высокая значимость и необходимость участия
государства (в лице органов управления)
в развитии образования диктует целесообразность
тесного взаимодействия коммерческих
и некоммерческих ориентаций в маркетинге
образовательных услуг.
Маркетинг образования
развивается очень интенсивно. Он играет
двоякую роль в современной экономике.
Во-первых, это связано особой значимостью
образования в экономическом развитии.
Современные технологии обеспечивают
высокий уровень и качество жизни в развитых
странах. Они задают верхний предел экономического
роста, темпы которого, по опыту новых
индустриальных стран, могут быть очень
велики. Современные технологии доступны
всем, однако распространение зависит
от системы и уровня образования населения.
Эта общеизвестная идея, к сожалению, поддержана
нашим государством формально и далеко
не полностью воспринята обществом во
многих странах. Таким образом, маркетинг
образования связан с распространением
идеи образования.
Во-вторых, учебные
заведения в большинстве стран
мира содержатся на средства бюджетов,
пожертвования и средства, получаемые
путем взимания платы за образовательные
услуги. Разнообразие источников финансирования
требует постоянного расширения комплекса
маркетинга для большинства организаций
системы образования. Ограниченность
возможностей федерального и региональных
бюджетов в условиях глубокого кризиса
российской экономики определяет интенсивное
развитие маркетинга платных образовательных
услуг на потребительском рынке и рынке
организаций, а также маркетинга обмена
со спонсорами и политиками.
Особенности маркетинга
образования обусловлены, кроме
того, приверженностью рынка
Разнообразие
видов, технологий и рынков образования
определяет использование всего арсенала
средств и методов комплекса маркетинга
в этой сфере.
При рассмотрении
особенностей маркетинга в сфере
образования УО "МГПУ" им. И. П.
Шамякина выявлены следующие проблемы:
– преобладание
производственной ориентации маркетинга
образовательных услуг;
– отсутствие специализированной
службы маркетинга в учреждении, возложение
функций по продвижению услуг
на некомпетентные службы.
Соответственно,
основными направлениями
– переход на
рыночную ориентацию маркетинга образовательных
услуг;
– создание специализированной
маркетинговой службы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Владимиров,
В. Государственный ВУЗ в
2. Ганчеренок,
И. И. Рейтинг вузов, или
3. Голдобин,
Н. Особенности маркетинга в организации
дистанционного обучения. Дистанционное
образование. / Н. Голдобин. М, 2004. – № 1.
4. Котлер, Ф.
Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс.
/ Ф. Котлер, СПб.: Питер, 2002. – 496 с.
5. Лифиц, И.
М. Формирование и оценка
6. Егоршин,
А. П. Менеджмент, маркетинг и
экономика образования:
7. Резник, С.
Д. Управление кафедрой : Учебник.
/ С. Д. Резник. – М. : ИНФРА-М, 2004 – 635 с.
8. Образование
в Республике Беларусь: Стат. сб.
: Министерство статистики и
9. Панкрухин,
А. П Маркетинг
10. Панкрухин,
А. П. Маркетинг. / А. П. Панкрухин.
– М. : Омега-Л, 2002.
11. Программа
развития платных
12. Сагинов,
С. А. Маркетинг
13. Управление
качеством высшего образования
в условиях перехода к
14. Кукушин,
А. М. Управление
15. Тихонов,
А. М. Управление современным образованием:
социальные и экономические аспекты /
Под ред. А. Н. Тихонова. – М. : Вита-Пресс,
1998. –256 с.
16. Ченцов,
А. О бизнесе образовательных
услуг. Высшее образование в
России. / А. Ченцов. – 2004. – №
2. – С. 120–123.