Маркетинг в сфере образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание

В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг играет весьма существенную роль. Он помогает формировать и развивать спрос на товары и услуги, оптимизировать их предложение, разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные стратегии деятельности участников рыночных отношений. В условиях незрелого, формирующегося рынка маркетинг не может проявить себя в полную силу, а его реализация сопряжена со значительными трудностями, однако именно он может помочь существенно сократить трансформационный, переходный период.

Содержание

Введение
1. Специфика и особенности маркетинга в сфере образования
1.1 Сущность и особенности маркетинга в сфере образования
1.2 Функции и принципы маркетинга образовательных услуг
2. Современные тенденции развития рынка образовательных услуг
2.1 Общие тенденции рынка образовательных услуг
2.2 Рынок образования в Республике Беларусь
3. Ситуационное положение учреждения образования "Мозырский государственный педагогический университет" имени И.П. Шамякина на рынке, оценка его сильных и слабых позиций
4. Анализ особенностей маркетинга образовательных услуг УО "МГПУ" имени Шамякина
5. Основные направления совершенствования использования маркетинга в сфере образовательных услуг
Заключение
Список использованной литературы
маркетинг услуга образование университет

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг в сфере образовательных услуг (2).doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

Реальной практики и психологического настроя на участие  в реализации принципов маркетинга у наших научно-педагогических кадров, как правило, явно не хватает: сказывается психологическая усталость, пессимизм интеллектуальных кадров. Тем более необходимо создание в вузах специализированных маркетинговых подразделений. Службы, отделы маркетинга смогли бы выступить ответственными исполнителями, заказчиками и координаторами маркетинговых исследований и разработок, взаимодействуя с соисполнителями как в коллективе вуза (т. е. с факультетами, кафедрами, отдельными научными сотрудниками и педагогами), так и за его пределами. 

Перед государством также стоит задача совершенствования маркетинга в сфере образования услуг. 

В Республике Беларусь действует программа развития платных  услуг образования на 2006–2010 гг. 

Целью развития платных образовательных услуг  является создание условий для получения  качественного воспитания и образования, удовлетворение растущих потребностей отраслей экономики и населения в образовательных услугах и обеспечение их доступности. 

В процессе реализации Программы должны быть решены следующие  задачи: 

-  обеспечение  координации действий республиканских органов государственного управления по увеличению видов и объемов платных образовательных услуг; 

-  развитие  нормативной правовой базы, обеспечивающей  дальнейшее развитие платных  образовательных услуг; 

-  расширение  объемов и спектра платных  образовательных услуг. 

Указанные задачи тесно пересекаются с функциями  маркетинга образовательных услуг. 

Механизм реализации поставленных задач включает: 

-  расширение  рынка платных образовательных  услуг на основе сочетания  государственной и частной форм  образования; 

-  развитие  новых форм и видов образовательных  услуг, оказываемых учреждениями  образования всех форм собственности,  в том числе дистанционного  обучения; 

-  внедрение  новых информационных образовательных  технологий, всеобщая компьютеризация,  включение в глобальную сеть Интернет; 

-  развитие  образовательных услуг по подготовке  специалистов в области высоких  технологий; 

-  повышение  экспорта образовательных услуг,  создание условий по привлечению  на учебу иностранных студентов; 

-  обеспечение  учреждений образования, расположенных в сельской местности, современными технологиями и средствами обучения, в том числе компьютерной техникой [10]. 

Для увеличения объемов по оказанию платных образовательных  услуг организациям образования  необходимо продолжать расширять предоставление услуг по: 

-  дополнительному  дошкольному образованию и воспитанию; 

-  углубленному  и повышенному уровню (сверх установленных  учебными планами) изучения предметов,  дисциплин, курсов; 

-  подготовке  специалистов на уровне среднего специального образования в профессионально-технических колледжах; 

-  подготовке  в учреждениях, обеспечивающих  получение профессионально-технического  образования, лиц с присвоением  квалификации рабочего и служащего,  кроме лиц, обучающихся на бюджетной  основе; 

-  получению  на платной основе второго  и последующего высшего образования; 

-  подготовке  специалистов для отраслей экономики,  использующих новые и высокие  технологии; 

-  повышению  квалификации и переподготовке  кадров (планируется организовать  в каждом высшем и среднем специальном учебном заведении повышение квалификации и переподготовку кадров); 

-  подготовке  специалистов для зарубежных  стран. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

Маркетинг образования  представляет собой систему управления рыночной деятельностью образовательного учреждения, направленную на регулирование рыночных процессов и изучение образовательного рынка, ведущую к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности в образовании; образовательного учреждения в развитии; фирм и других организаций-заказчиков в росте кадрового потенциала; общества в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала. 

Учитывая, что  маркетинговые исследования основа для начала формирования маркетинговой  деятельности, то, предпринимая различные маркетинговых подходы, нужно иметь хорошую и точную информацию о состоянии рынка, конкурентах, потребителях. 

В числе особенностей, определяющих специфику маркетинга в сфере образования как таковой, выделены прежде всего следующие: 

– активная роль конечного потребителя образовательных услуг – личности - в образовательном процессе в корне меняет содержание и характер маркетинговой деятельности, задает ей особые требования и предоставляет новые возможности; 

-  отсроченный  характер проявления результатов образования, в т. ч. дифференцированного в зависимости от степени фундаментальности и прикладной ориентации знаний существенно изменяет динамику спроса и диктует особенности ценовой, коммуникационной политики, а также политики в отношении ассортимента услуг и его обновления; 

-  сущность  маркетинга образовательных услуг  как маркетинга систем, открытых  для информационного и другого  обмена задает приоритет сотрудничества  и ограничивает эффективность  конкуренции производителей образовательных  услуг; 

-  сохраняющаяся высокая значимость и необходимость участия государства (в лице органов управления) в развитии образования диктует целесообразность тесного взаимодействия коммерческих и некоммерческих ориентаций в маркетинге образовательных услуг. 

Маркетинг образования развивается очень интенсивно. Он играет двоякую роль в современной экономике. Во-первых, это связано особой значимостью образования в экономическом развитии. Современные технологии обеспечивают высокий уровень и качество жизни в развитых странах. Они задают верхний предел экономического роста, темпы которого, по опыту новых индустриальных стран, могут быть очень велики. Современные технологии доступны всем, однако распространение зависит от системы и уровня образования населения. Эта общеизвестная идея, к сожалению, поддержана нашим государством формально и далеко не полностью воспринята обществом во многих странах. Таким образом, маркетинг образования связан с распространением идеи образования. 

Во-вторых, учебные  заведения в большинстве стран  мира содержатся на средства бюджетов, пожертвования и средства, получаемые путем взимания платы за образовательные услуги. Разнообразие источников финансирования требует постоянного расширения комплекса маркетинга для большинства организаций системы образования. Ограниченность возможностей федерального и региональных бюджетов в условиях глубокого кризиса российской экономики определяет интенсивное развитие маркетинга платных образовательных услуг на потребительском рынке и рынке организаций, а также маркетинга обмена со спонсорами и политиками. 

Особенности маркетинга образования обусловлены, кроме  того, приверженностью рынка формальному  материальному представлению образования  в виде аттестатов и дипломов. 

Разнообразие  видов, технологий и рынков образования  определяет использование всего арсенала средств и методов комплекса маркетинга в этой сфере. 

При рассмотрении особенностей маркетинга в сфере  образования УО "МГПУ" им. И. П. Шамякина выявлены следующие проблемы: 

– преобладание производственной ориентации маркетинга образовательных услуг; 

– отсутствие специализированной службы маркетинга в учреждении, возложение функций по продвижению услуг  на некомпетентные службы. 

Соответственно, основными направлениями совершенствования  использования маркетинга в сфере образовательных услуг будут являться следующие: 

– переход на рыночную ориентацию маркетинга образовательных  услуг; 

– создание специализированной маркетинговой службы. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

1.  Владимиров, В. Государственный ВУЗ в рыночной  экономике /В. Владимиров. Высшее образование в России. – 2007. – № 4. С. 6–13. 

2.  Ганчеренок, И. И. Рейтинг вузов, или необходима  ли соревновательность в отечественной  высшей школе? /И. И. Ганчеренок, Вышэйшая школа. – 2003. – №  1. 

3.  Голдобин, Н. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения. Дистанционное образование. / Н. Голдобин. М, 2004. – № 1. 

4.  Котлер, Ф.  Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. / Ф. Котлер, СПб.: Питер, 2002. – 496 с. 

5.  Лифиц, И.  М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. / И. М. Лифиц. – М. : Юрайт, 2004. 

6.  Егоршин,  А. П. Менеджмент, маркетинг и  экономика образования: Учебное  пособие / Под ред. А. П. Егоршина. – Н. Новгород : НИМБ, 2001. – 624 с. 

7.  Резник, С.  Д. Управление кафедрой : Учебник. / С. Д. Резник. – М. : ИНФРА-М, 2004 – 635 с. 

8.  Образование  в Республике Беларусь: Стат. сб. : Министерство статистики и анализа  Республики Беларусь. – Минск, 2006. 

9.  Панкрухин,  А. П Маркетинг образовательных  услуг в высшем и д ополнительном образовании. / А. П. Панкрухин. – М. : Интерпракс, 2005. – 247 с. 

10.   Панкрухин,  А. П. Маркетинг. / А. П. Панкрухин.  – М. : Омега-Л, 2002. 

11.   Программа  развития платных образовательных  услуг на 2006–2010 годы. 

12.   Сагинов,  С. А. Маркетинг образовательных услуг региона. Маркетинг в России и за рубежом. / С. А. Сагинов – М. 2003. – № 5. – С. 23–25. 

13.   Управление  качеством высшего образования  в условиях перехода к двухступенчатой  системе подготовки кадров: сб. Межд. науч.-практ. конф. Минск. 6–7 июня 2007 г. I Редкол.: В. В. Самохвал (отв. ред.) и др. – Минск.: БГУ, 2007 

14.   Кукушин,  А. М. Управление образовательными  системами: Учебное пособие / Под  ред. А. М. Кукушина. – Москва : ИКЦ "МарТ", 2003. – 464 с. 

15.   Тихонов,  А. М. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред. А. Н. Тихонова. – М. : Вита-Пресс, 1998. –256 с. 

16.   Ченцов, А. О бизнесе образовательных  услуг. Высшее образование в  России. / А. Ченцов. – 2004. – №  2. – С. 120–123. 
 

Информация о работе Маркетинг в сфере образовательных услуг