Маркетинговая информация. Маркетинговые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:10, реферат

Описание

Цели данной темы:
1. Дать определения понятиям «маркетинговые исследования» и «маркетинговая информация».
2. Объяснить роль маркетинговых исследований в реализации маркетинговой деятельности.
3. Описать маркетинговую информационную систему и пояснить ее роль в маркетинговой деятельности.
4. Изучить последовательность шагов при проведении маркетинговых исследований и раскрыть их содержание.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Определение маркетингового исследования.

Таблица сбора первичных данных……………………………………………………………...4

Способ связи с аудиторией.

Порядок маркетингового исследования………………………………………………………..5

Схема маркетинговых исследований.

Другие виды бизнес-исследований……………………………………………………………..6

Типы маркетинговых исследований……………………………………………………………7

Методы маркетинговых исследований…………………………………………………………8

Некоторые термины, часто используемые в маркетинговых исследованиях………………..9

Торговля готовыми маркетинговыми исследованиями.

Определение маркетинговой информации.

Виды маркетинговой информации и источники ее получения……………………………...10

Требования к информации.

Преимущества эффективной информации……………………………………………………12

Методы сбора маркетинговой информации.

Информация для анализа окружающей среды………………………………………………..13

Информация для анализа рынка.

Информация для анализа предприятия………………………………………………………..14

Обзор рынка маркетинговой информации……………………………………………………16

Маркетинговые информационные системы…………………………………………………..17

Организация маркетинговых исследований.

Маркетинговая информационная система и организация проведения маркетинговых исследований……………………………………………………………………………………19

Список литературы……………………………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)
 

Информация  для анализа рынка

Количественные  данные о рынке - емкость рынка 
- рост рынка 
- доля рынка 
- стабильность спроса
Качественные  данные о рынке - структура  потребности 
- мотивы покупки 
- процессы покупки 
- отношение к информации
Анализ  конкуренции - оборот/доля  рынка 
- сильные и слабые стороны 
- определимые стратегии 
- финансовая помощь 
- качество управления
Структура покупателя - количество  покупателей 
- виды/размеры покупателей 
- особенности, свойственные отдельным регионам 
- особенности, свойственные отдельным отраслям
Структура отрасли - количество  продавцов 
- вид продавцов 
- организации/союзы 
- загрузка производственных мощностей 
- характер конкуренции
Структура распределения - географическая 
- по каналам сбыта
Надежность, безопасность - барьеры для  доступа 
- возможность появления товаров-заменителей

 
 

Информация  для анализа предприятия

Общие моменты в развитии предприятия - рост оборота 
- увеличение денежного потока 
- рост прибыли 
- изменение затрат
Маркетинг - результат  работы на рынке 
- широта ассортимента 
- глубина ассортимента 
- степень удовлетворения потребителя 
- качество товаров 
- качество дополнительных работ 
- цены 
- ценовая политика 
- условия при продаже (напр., скидки) 
- условия платежа 
- рыночная деятельность 
- сбытовая концепция 
- организация сбыта 
- рекламная концепция 
- затраты на рекламу 
- стимулирование сбыта 
- связи с общественностью (паблик релейшенз) 
- торговые марки 
- престиж фирмы 
- престиж товара 
- распределение 
- готовность осуществить поставку 
- складская политика
Производство - производственная  программа 
- технология производства 
- целесообразность 
- уровень организации и технологии 
- степень использования 
- производственная мощность 
- производительность 
- издержки производства 
- надежность закупок/снабжения
Исследования  и развитие - мероприятия  и инвестиции для исследования 
- мероприятия и инвестиции для развития 
- производительность 
- совершенствование методов исследований 
- совершенствование продукции 
- совершенствование программного обеспечения 
- исследования и развитие ноу-хау 
- патенты и лицензии
Финансы - капитал и  структура капитала 
- скрытые резервы 
- потенциал финансирования 
- оборотный капитал 
- ликвидность 
- оборот капитала 
- интенсивность инвестиций
Кадры - качество персонала 
- работоспособность 
- участие в работе 
- политика оплаты труда/социальное обеспечение 
- климат на предприятии 
- коллективизм
Руководство и организация - уровень планирования 
- методы принятия решений 
- контроль 
- качество и работоспособность руководящих работников 
- целесообразность организации 
- информация внутри предприятия 
- учет и отчетность 
- информация о рынке
Потенциал для нововведений - ввод новых  видов деятельности на рынке 
- освоение новых рынков 
- освоение новых каналов сбыта

 

Обзор рынка маркетинговой  информации.

Большинству маркетинговых  исследований предшествует детальный  анализ рынка маркетинговой информации на предмет поиска источников информации определенной достоверности и полноты  отражения рыночных процессов.

Формирование  рынка маркетинговой информации началось в начале 60-х годов. До середины 60-х основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и агентства прессы. Несколько  позже в этот рынок включились информационные службы банков, различные научно-технические общества и др. В начале 70-х появились базы данных, формируемые крупными информационными службами, которые были тесно связаны с научно-техническими, академическими, государственными учреждениями, кооперируясь с ними в сборе информации.

В настоящее  время рынок информационных услуг  представляет собой совокупность экономических, правовых и организационных отношений  по продаже и покупке информационных услуг, складывающихся между поставщиками и потребителями информации.

Рынок маркетинговой  информации можно условно подразделить на следующие основные секторы: 
- экономической информации; 
- биржевой и финансовой информации; 
- профессиональной и научно-технической информации; 
- коммерческой информации; 
- статистической информации; 
- массовой и потребительской информации; 
- заказных маркетинговых исследований.

Маркетинговые информационные системы

На успешно  функционирующих предприятиях маркетинговая  информация собирается, анализируется  и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы (МИС), являющейся частью информационной системы управления предприятием.

МИС - это совокупность персонала, оборудования, процедур и  методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения  своевременной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений 

Понятие маркетинговой  информационной системы иллюстрирует рис.1.

  Маркетинговая  информационная система

Подсистема внутренней отчетности является основой МИС. В  ней отражаются сведения о заказах, продажах, ценах, запасах, дебиторской  и кредиторской задолженностях и  т.п. Анализ внутренней информации позволяет менеджеру по маркетингу выявить перспективные возможности и насущные проблемы предприятия.

В то время как  подсистема внутренней отчетности содержит и предоставляет данные о том, что уже произошло, подсистема системы  маркетингового наблюдения предоставляет  сведения о ситуации на рынке в  данный момент.

Маркетинговое наблюдение определяется как  постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и для корректировки маркетинговых планов.

Маркетинговые  исследования в отличие от маркетингового наблюдения  предполагают подготовку и проведение различных обследований, анализ полученных данных по конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед предприятием. Другими словами, маркетинговые исследования проводятся периодически, а не постоянно, по мере появления определенных проблем.

В МИС также  входит подсистема обеспечения маркетинговых  решений, которая представляет собой  взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, с помощью  которого предприятие анализирует  и интерпретирует внутреннею и внешнюю информацию.

Основные преимущества использования МИС: 
- организованный сбор информации; 
- широкий охват информации; 
- предупреждение кризисов в деятельности фирмы; 
- координация планов маркетинга; 
- скорость анализа; 
- представление результатов в количественном виде.

Однако МИС  дорого стоят, велики необходимые первоначальные затраты. Использование МИС в  стратегическом маркетинге для мониторинга  конкурентной среды и принятия соответствующих  решений иллюстрируется рис.2.

Рис.2. Использование  МИС для принятия маркетинговых  решений 
 
 
 
 
 
 

Организация маркетинговых исследований.

Обычно исследование должно пройти следующие стадии:

Определение проблемы - наиболее важная ступень исследования. Только клиент может знать, чего он хочет. С другой стороны, цель не должна предопределять результаты исследования. Многие исследования терпели неудачу из-за того, что исполнители пытались согласовать результаты с существующими взглядами заказчика. 

Маркетинговая информационная система  и организация  проведения маркетинговых  исследований.

В успешно функционирующих  организациях маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы (МИС), являющейся частью информационной системы управления организацией.

МИС - это совокупность (единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для сбора, обработки, анализа и распределения в установленное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений (рис.3). Иногда говорят, что МИС - это способ продумывания решений по поиску необходимой менеджерам маркетинговой информации. Общепризнанно, что руководители и специалисты по маркетингу испытывают потребность в специфических информации и методах ее получения. Таким образом, МИС - это концептуальная система, помогающая решать как задачи маркетинга, так и задачи стратегического планирования.

Концепция МИС  возникла в США, где и началась ее практическая реализация в начале 70-х годов, спустя несколько лет  после разработки концепции автоматизированной системы управления (АСУ) применительно к отдельным организациям.

 
Рис.3. Маркетинговая информационная система

МИС трансформирует данные, полученные из внутренних и  внешних источников, в информацию, необходимую для руководителей и специалистов маркетинговых служб. МИС распределяет информацию среди руководителей и специалистов маркетинговых служб, принимающих соответствующие решения. Кроме того, МИС, взаимодействуя с другими автоматизированными системами организации, поставляет нужную информацию руководителям других служб (производственных, НИОКР и др.). Внутренняя информация содержит данные о заказах на продукцию, объемах продаж, отгрузке продукции, уровне запасов, об оплате отгруженной продукции и др. Данные из внешних источников получаются на основе проведения маркетинговой разведки ( из подсистемы текущей внешней информации) и маркетинговых исследований.

Маркетинговая разведка - постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и корректировки маркетинговых планов. В то время как внутренняя информация фокусируется на полученных результатах, маркетинговая разведка исследует то, что может произойти во внешней среде.

Источники получения  текущей внешней информации могут  быть самого различного характера, для  ее сбора используются формальные и  неформальные процедуры. Подобная информация получается путем изучения книг, газет, публикаций торговли, отчетов фирм-конкурентов; в результате бесед с потребителями, поставщиками, дистрибьюторами и другими внешними по отношению к организации лицами, которых следует эффективно мотивировать на сбор и предоставление нужной информации; на основе бесед с другими менеджерами и сотрудниками, например, сотрудниками сбытовых служб данной организации; путем проведения промышленного и коммерческого шпионажа (хотя в зарубежных книгах много пишут об этических проблемах маркетинговых исследований).

Маркетинговые исследования в отличие от маркетинговой разведки предполагают сбор и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям, с которыми организация столкнулось на рынке. Подобная информация не собирается в двух ранее рассмотренных системах. Такая деятельность осуществляется периодически, а не непрерывно, по мере появления определенных проблем, на основе использования специальных методов сбора и обработки собранных данных.

В МИС также  входит подсистема анализа маркетинговых  решений, в которой с помощью  определенных методов (например, моделей корреляционного анализа, расчета точки безубыточности) на основе созданной базы маркетинговых данных осуществляется доступ к информации, необходимой руководителям для принятия решений, и осуществляется ее анализ в заданном направлении.

В подсистему анализа маркетинговых решений может входить набор процедур и логических алгоритмов, основанных на опыте экспертов и называемых экспертными системами.

Идея экспертной системы состоит в следующем. В то время как традиционные счетные  программы имеют дело лишь с фактами, экспертные системы опираются на "профессиональную культуру". Говоря о профессиональной культуре, имеют в виду всю совокупность неформальных эвристических приемов, догадок, интуитивных суждений и умение делать выводы, которые трудно анализировать явным образом, но которые, по сути дела, и составляют основу квалификации эксперта, приобретаемой им на протяжении всей его профессиональной деятельности. Знания, используемые в такой системе, получаются от специалистов данной области в виде правил, обычно многих сотен правил, которые в совокупности создают "базу знаний" компьютера. Экспертная система состоит из базы знаний и механизма "вывода" - программы, которая способна находить логические следствия из всей совокупности имеющихся в системе правил.

С точки зрения процессов сбора и переработки информации МИС можно представить следующим образом (рис.4).

 
Рис.4.
Маркетинговая информационная система как инструмент сбора и переработки информации

Подсистемы входа (обработки данных маркетинговых  исследований и маркетинговой разведки) собирают данные из внешних и внутренних источников и вводят их в базу данных. Подсистемы выхода (продукта, цены, распределения  и продвижения) обрабатывают данные, переводя их в затребованную менеджерами информацию. Подсистема "Стратегии комплекса маркетинга" помогает менеджерам разрабатывать стратегии на основе объединенного эффекта четырех элементов комплекса маркетинга.

Информация о работе Маркетинговая информация. Маркетинговые исследования