Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:42, курсовая работа
Цель курсовой работы - сформировать потребительские предпочтения покупателей шоколадной продукции.
Объектом курсовой работы является шоколадная продукция.
Предмет курсовой работы – исследование покупательских предпочтений на рынке потребительских товаров.
Задачами являются:
- роль покупательских предпочтений в принятии решения о покупке;
- методы маркетинговых исследований поведения покупателей;
Введение
Исследования потребительских предпочтений позволяют выявить комплекс таких показателей, как: емкость и доля рынка, установки и модели потребления, модели покупательского поведения, степень удовлетворенности потребителей, потребности, проблемы, отношение к продуктам / брендам, лояльность потребителей, портрет типичного потребителя.
С развитием рыночной экономики
эффективность работы отечественных
предприятий во многом зависит от
того, пользуется ли их продукция успехом
на рынке. Поэтому все чаще возникает
необходимость исследовать
Покупательское предпочтение формируется
за счет формирования известности марки
путем продвижения ее в торговой
сети и за счет расширенной известности,
которая возникает под
Исследование покупательских предпочтений это попытка дать ответы на вопросы:
- что предпочитает потребитель из имеющихся товаров;
- какие товары предпочитает потребитель в ассортименте;
- какие магазины предпочитает потребитель;
- где предпочитает покупать потребитель;
- когда предпочитает покупать потребитель;
- по каким характеристикам
Цель курсовой работы - сформировать потребительские предпочтения покупателей шоколадной продукции.
Объектом курсовой работы является шоколадная продукция.
Предмет курсовой работы – исследование покупательских предпочтений на рынке потребительских товаров.
Задачами являются:
- роль покупательских
- методы маркетинговых
- исследование
поведения покупателей в
Если
мы проанализируем процесс какой-нибудь
из наших покупок, то увидим, что
он начался задолго до того, как
был совершен акт купли-продажи.
Более того, данный процесс еще
продолжался в течение
• сложным покупательским поведением;
• поисковым покупательским поведением;
• неуверенным покупательским поведением;
• упрощенным покупательским поведением.
Указанные четыре модели покупательского поведения обусловлены, во-первых, тем, насколько сильна привычка покупать одну и ту же марку товара, и, во-вторых, насколько важен товар для потребителя.
Сложный процесс принятия решения о покупке обычно имеет место тогда, когда речь идет о значительных финансовых затратах и необходимо учитывать значимость покупки. Например, когда речь идет о приобретении дома, автомобиля, модной одежды и др. В этом случае процесс принятия решения содержит семь этапов, показанных на рис. 1.
В упрощенной модели процесса принятия решения о покупке потребитель либо вовсе не занимается, либо занимается в ограниченных размерах поиском информации о товаре и ее оценке (рис. 2). Как видно из рис . 2, в этом случае число этапов в процессе принятия решения о покупке сократилось до трех и содержит лишь: осознание потребности, покупка и оценка после покупки. Таким образом, имеет место самая простая модель принятия решения о покупке.
Остановимся более подробно на сложном процессе принятия решения о покупке.
Рис.2 упрощенный процесс принятия решения о покупке
Осознание потребности
Начальным
этапом любой модели процесса принятия
решения о покупке является осознание
потребности. В теории маркетинга считается,
что это происходит тогда, когда
активизируется нужда человека и
он ощущает существенное различие между
фактическим и желательным
Например,
если человек ощущает голод
(фактическое состояние) и
Вместе с тем осознание потребности в тех или иных товарах или услугах не приводит автоматически к принятию решения о их приобретении и потреблении. По крайней мере, два следующих фактора оказывают самое непосредственное влияние на последнее. Это, во-первых, степень важности для человека осознанной потребности и, во-вторых, наличие соответствующих возможностей для приобретения и потребления данных товаров или услуг. Например, наличие самого товара, времени для его поиска и приобретения, а также наличие денежных средств.
Рис.3 Осознание потребности
Заметим, что на активизацию осознания потребности оказывает влияние целый ряд факторов, основными из которых являются:
• время (с течением времени активизируется потребность, например, усиливается ощущение голода);
• изменение обстоятельств (например, получение квартиры обусловливает необходимость приобретения мебели);
• приобретение некоторых товаров (покупка мебели вызывает желание приобрести новые обои, занавески и др.);
• уменьшение запасов определенных товаров (например, если мы за завтраком съели хлеб, его надо купить к обеду).
Наряду
с указанными выше внутренними факторами
на активизацию осознания
Поиск информации
Следующим
действием потребителя после
осознания им потребности является
поиск информации о необходимых
товарах или услугах. Указанный
поиск состоит в мотивированной
активизации знаний, хранящихся в
памяти человека, и в случае необходимости
в получении недостающей
• личные контакты (семья, друзья, знакомые, соседи);
• коммерческие источники (выставки, ярмарки, реклама, дистрибьюторы, дилеры, торговые представители, информация в магазинах, включающая сведения с дисплеев, упаковку, маркировку, а также коммуникации с продавцами);
• некоммерческие источники (общественные связи, различные общественные организации);
• эмпирические источники (осмотр, изучение или использование товара).
Наибольшую часть сведений о товаре потребитель получает из некоммерческих источников. Вместе с тем наиболее эффективную информацию о товаре потребитель получает при личных контактах.
Насколько широко и полно потребитель получает информацию о необходимом товаре, зависит от интенсивности ее поиска. Существует значительное число факторов, оказывающих влияние на интенсивность поиска. Среди них обычно выделяют следующие:
• особенности искомого товара;
• ограниченность времени у потребителя для удовлетворения осознанной потребности;
• доступность информации об искомых товарах;
• наличие возможностей изучения товара в розничной сети;
• уровень знаний, заинтересованность, существующие мнения и отношения, а также демографические характеристики потребителя.
Знание
и понимание поведения
Оценка и выбор приемлемых вариантов
На данном
этапе процесса принятия решения
о покупке потребителями
Указанный
выше выбор возможен, поскольку каждый
конкретный товар обладает соответствующим
набором свойств, совокупность которых
и призвана удовлетворить ту или
иную потребность человека. При этом
одни и те же свойства имеют разную
значимость для каждого конкретного
потребителя в зависимости от
его нужд и запросов. Человек обращает
больше внимания на те свойства товара,
которые имеют для него первостепенное
значение. Например, проводимые опросы
потребителей губной помады показывают,
что при общем интересе к таким
свойствам, как цвет, вид упаковки,
консистенция, вкус, аромат, устойчивость,
в большинстве случаев
Многие
потребители губной помады, как,
впрочем, и других товаров,
уверены, что имеющими для них
первостепенное значение
При выборе
потребителем приемлемого товара следует
отметить, что им не всегда анализируются
и оцениваются возможные
Поведение потребителей во время выбора наиболее приемлемых для них товаров следует учитывать предпринимательским структурам. Чтобы оказать воздействие на выбор потребителя, предприятие может:
• модифицировать товар;
• повысить качество товара;
• изменить мнение потенциальных покупателей о товаре;
• изменить
мнение потенциальных покупателей
о предприятии и его
• привлечь внимание потенциальных покупателей к отдельным свойствам товара.
Покупка
Проведенное
потребителем на предыдущем этапе ранжирование
возможных альтернатив
• Покупать или не покупать?
• Когда покупать?
• Где покупать?
• Как осуществлять расчеты за покупку?
Ответы
на эти вопросы не всегда являются
однозначными для потребителя, причем
вмешательство отдельных
На окончательное
решение о покупке могут
На решение человека изменить свой выбор, отложить или отказаться от покупки данного товара большое влияние оказывает также риск, который может нести потребитель в результате приобретения и потребления выбранного товара.
Рис. 4 решение о покупке
Окончательное решение о покупке потребитель принимает тогда, когда он определил торговую марку, место, время и количество приобретаемого товара, а также установил операции, совершаемые при покупке. Это имеет место, если речь идет о покупке товаров, имеющих особую значимость для потребителя. В случае покупки товаров повседневного спроса потребитель не уделяет столько внимания принятию решения и его обоснованию.
Потребление товара
Купив тот или иной товар, потребитель может быть удовлетворен или разочарован сделанной покупкой. Например, купив автомобиль и обнаружив какой-нибудь дефект, потребитель будет явно огорчен и останется не совсем доволен сделанной покупкой. И, наоборот, он будет доволен покупкой автомобиля, как, впрочем, и всякого другого товара, если удовлетворение от потребления данного товара совпало или превзошло имевшие место ожидания. В зависимости от того, насколько удовлетворен или не удовлетворен потребитель приобретенным товаром, он принимает в дальнейшем действия по его использованию и распоряжению. При этом возможные альтернативы в действиях потребителя приведены на рис.4.