Маркетинговое исследование рынка мясных и колбасных изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы: проследить процесс развития «мясных магнатов» в условиях финансового кризиса и выявить лидеров среди наших «местных» пензенских производителей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ факторов внешней макросреды 5
Демографическая среда 5
Политико-правовая 6
Научно-техническая 7
Культурная 9
Социально-демографическая 10
Глава 2. Анализ факторов внешней микросреды 11
Поставщики 11
Производители 12
Контактная аудитория 22
Список использованных источников 25
Приложение (анкета) 26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ. МАРКЕТИНГ.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

Пензенский  Государственный  Университет 

Кафедра «Маркетинг»

  
 

Курсовая  работа

 
 
 

на  тему «Маркетинговое исследование рынка  мясных и колбасных  изделий» 
 
 
 
 
 

                                                                                        Выполнила: ст. гр. 07бх4

Якупова Г.Р.

Проверила: Попова Е.А.

                                Пенза, 2009

Содержание

 
 

Введение 3

Глава 1. Анализ факторов внешней макросреды 5

    Демографическая среда 5

    Политико-правовая 6

    Научно-техническая 7

    Культурная 9

    Социально-демографическая 10

Глава 2. Анализ факторов внешней микросреды 11

    Поставщики 11

    Производители 12

    Контактная  аудитория 22

    Список использованных источников 25

    Приложение (анкета) 26 
     
     

                                                                                                       
 
 
 

Введение

         В настоящее время в нашей стране работает огромное количество мясоперерабатывающих предприятий. Однако крупных заводов, производящих до 100 и более тонн в сутки, не так уж много. Такие признанные гиганты, как ОАО “Черкизовский МПЗ”, российско-испанское предприятие “Кампомос”, концерн “Дубки”, «Фамильные колбасы», Останкинский мясокомбинат, Микояновский завод, ОАО “Омский бекон”, являются, по существу, региональными игроками. Несмотря на это, они стараются стать ведущими операторами отечественной мясной промышленности, но их рынки локализованы и в лучшем случае охватывают близлежащие области. Сегодня удивить покупателей широким ассортиментом колбасных изделий уже сложно. Напомню: чуть ли не каждый вид колбасных изделий представлен в трех ценовых группах (дешевой, средней и дорогой). Большинство производителей пытались максимально его расширить, что, по их мнению, должно было способствовать продажам колбасы. Также ассортиментная “линейка” пополнялась продукцией, изготовленной по разработанным тем или иным производителем рецептам (упор делали в основном на копчености). В результате, номенклатура выпускаемых колбасных изделий стала значительно шире, но объемы продаж у большинства производителей так и не вырос. Оказывается, несмотря на широкий ассортимент, потребители по-прежнему предпочитают продукцию под раскрученными еще со времен СССР названиями — “Докторская”, “Московская”, “Краковская”, “Одесская”.

Я считаю, что  эта работа актуальна, так как, начиная с 2000 года объем производства мясных изделий постоянно растет, продукции обладает высокой емкостью и характеризуется стабильным спросом, что делает отрасль привлекательной с точки зрения потенциальных инвесторов.

 Цель моей курсовой работы: проследить процесс развития «мясных магнатов» в условиях финансового кризиса и выявить лидеров среди наших «местных» пензенских производителей.

Глава 1
Анализ  факторов внешней  макросреды.
Анализ внешней  среды можно разделить на 2 части: анализ микросреды и анализ макросреды. Макросреда - в маркетинге - факторы  демографического, экономического, природного, научно-технического, политического  и культурного характера, оказывающие  влияние на микросреду.  Как правило, методы получения информации о микро- и макросреде несколько различаются. Получить сведения о макросреде можно только из различных публикаций, документов, то есть из источников вторичной информации. Сведения о микросреде также можно частично получить из вторичной информации, но можно использовать и другие методы - опрос (покупателей, поставщиков и посредников), наблюдение (за конкурентами). В состав макросреды входят: демографическая среда (структура населения, уровень рождаемости и смертности и т.д.), научно-техническая среда (темпы НТП, ускорение которых приводит к повышению затрат на инновационную деятельность), социально–экономическая среда (уровень доходов населения, уровень инфляции), политико-правовая среда (законодательные акты и нормы, регулирующие деятельность рыночной системы), природная среда (наличие ресурсов, загрязнение среды, экологический налог), культурная среда     (традиции, нормы и правила поведения в обществе, влияющие на приобретение товара или услуги).

Итак, рассмотрим демографическую среду. В России уровень потребления мяса на душу населения существенно уступает показателям экономически развитых стран, но мясной отечественный рынок демонстрирует четкую тенденцию увеличения потребления мясной продукции. На протяжении нескольких лет мясной российский рынок прибавляет в объеме в среднем порядка 8% в год. Основным фактором, влияющим на темпы роста рынка, является рост доходов населения. 
По данным компании «АМИКО», на данный момент наибольшую часть отечественно рынка мясопродуктов занимает сегмент колбасных изделий, на него приходится порядка 60% всего объема рынка. Далее следует сегмент мясных полуфабрикатов – порядка 27% и консервы мясные занимают около 13% структуры российского мясного рынка. 
Столичный рынок так же характеризуется высоким потреблением - порядка 30 килограммов на одного жителя в год. На московский рынок мясопродуктов приходится порядка 10% от общероссийского рынка. Наибольшей емкостью располагает сегмент колбас, на него приходится около 33% объема московского рынка, сегмент сосисок занимает порядка 30%, на деликатесы и ветчину приходится примерно 20% и 17% соответственно. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что спрос на мясные и колбасные изделия всегда будет большим, если конечно экономический кризис не будет набирать свои обороты и людям не придётся «завязать свои пояса потуже».

 Далее рассмотрим влияние политико-правовой среды. Роль государственного уровня в формировании рынка мясных и колбасных изделий является решающей и главной. Государство очень строго следит за работой мясоперерабатывающих предприятий, за ввозом и вывозом мяса, так как от них напрямую зависит жизнь населения. Всем известны недавние вспышки инфекционных заболеваний среди животных, вследствие чего были заморожены перевозки мяса до выяснения обстоятельств. Теперь, для того, чтобы экспортировать или импортировать мясное сырьё необходимо собрать огромное количество документов и ветеринарных справок, подтверждающих, что мясо свежее и разрешено для использования.

Международная встреча Meat Meeting впервые была проведена в октябре 2008 года и имела большой резонанс, поскольку отразила сложившуюся к тому времени ситуацию на мировом рынке мяса. В этом году конференция состоится в рамках международной выставки «Мясная промышленность. Куриный Король / VIV Russia 2009» и «Индустрия Холода / Refrigeration Industry», и позволит в режиме реального времени обсудить стратегию поведения всех игроков рынка мяса и потребности России по сырью, мясопродуктам и кормам.  Также в этом году впервые будут организованы бизнес-встречи, т.е. площадка для дискуссий, которая позволит всем заинтересованным компаниям провести деловые переговоры с потенциальными партнерами, ассоциациями, госструктурами и инвестиционными фондами.5

Так же важно  отметить, что государство всячески поддерживает российских предпринимателей. Выдаются кредиты на выгодных для производителей условиях (даже в условиях экономического кризиса), уменьшается импорт из Америки, Белоруссии и Украины.

Таким образом, можно констатировать, что существующее законодательство полностью контролирует рынок мясных и колбасных изделий, ведь от этого напрямую зависит здоровье людей.

Научно-техническая среда. Подготовка сырья включает размораживание, разделку, обвалку и жиловку. Эти технологические операции производятся зачастую на мясокомбинатах, реже – в подсобных помещениях крупных магазинов. Так, разделка туш (расчленение туш или полутуш на более мелкие отрубы) производится на специальном разделочном столе или подвесном пути. Для этого используются ленточные пилы В2-ФР-2П, СПЛ-350П, SE-1/8 1S50, ЮК ФПО-1, ПМ-ФПЛ-460, 221 ФРЛ 300 и электропилы для распиловки туш, например, РЗ-ФРП-2. Стоимость ленточных пил зависит не только от производительности и габаритов, но и от степени автоматизации оборудования.

Обвалка – отделение  мышечной, жировой и соединительной тканей от костей осуществляется вручную  ножом на стандартных конвейерных  столах, подвесных путях или механическим способом. После обвалки остается значительное количество мяса, поэтому  для увеличения выхода сырья проводят дообвалку – вручную или прессованием – на оборудовании К25.046 (Россия), фирмы “Бихайв” (США), “Протекон” (Нидерланды), “КТ” (Финляндия), “Инжект-Стар” (Австрия).  
Стоимость разделочных прессов, например, ТМ-05 (Россия) около 85 тыс. руб., на зарубежные аналоги – несколько выше. Жиловка – отделение мяса мелких от косточек, хрящей, грубой соединительной и жировой ткани производят с помощью специальных жиловочных ножей. Специальные жиловочные ножи выпускают многие российские (ножи Я2-ФИН-15, Я2-ФИН-16 и др.) и зарубежные фирмы, однако наибольший ассортимент представлен фирмой “Баадер” (Германия) – ножи 696, 969, 907 и др.  
Значительная часть оборудования для первичной разделки мяса может использоваться в условиях супермаркетов, магазинов кулинарии и других торговых предприятий, которые предлагают потребителю порционные куски свежезамороженного мяса.

   Важнейшим процессом при производстве колбасных изделий является приготовление фарша. Для этого используются волчки, куттеры и измельчители. На волчке происходит резание, смятие и перетирание мяса; основная цель куттерования – получение однородной гомогенной структуры фарша с максимальной водосвязывающей способностью, что обеспечивает высокий процент выхода готовой продукции. Шпигорезки используются для производства структурированных колбасных изделий. В последнее время у предпринимателей большой популярностью стали пользоваться мини-цеха по производству колбасных изделий. Они оптимальны для небольших предприятий и фермерских хозяйств, которые стремятся перейти к углубленной переработке сырья с целью производства конечных продуктов (колбасы, полуфабрикатов). Это способствует выходу производителя на общероссийский рынок мясопродуктов, снижает себестоимость продукции, увеличивает рентабельность производства, создает дополнительные рабочие места.  
Мини-цеха по производству колбасных изделий предлагают фирмы “Прогрессивные технологии”, “Эльф 4М”, “Диалог Плюс”, “Орехово-В”, “Русагрокомплект”, “Гиацинт”.  
Следующий фактор, оказывающий  воздействие на рынок колбасных изделий, это культурная среда. Как известно, Россия-это многонациональная страна. Некоторые религии, например мусульмане, должны употреблять мясо, которое соответствует стандартам религии. Такое мясо называется «халяль». Но даже этот фактор предусмотрен предпринимателями. Самым известным производителем халяль продукции является Щёлковский мясоперерабатывающий комбинат, который находится в Московской области. Уже на протяжении многих лет комбинат производит высококачественную продукцию, которая пользуется спросом у людей различный религий и верований. При Соборной Мечети в Москве открыт магазин «Халяль Аш», где верующие могут приобретать колбасные и мясные изделия, не боясь, что туда может быть добавлена свинина. В Пензенской области этот фактор тоже предусмотрен: в Каменке, Средней Елюзани, а теперь и на базе комбината «Пензенский» осуществляется производство продукции по религиозным стандартам.

Последняя среда -  социально-экономическая среда. Существует мнение, что «мясной» рынок является одним из самых прибыльных, но только во времена развивающейся экономики и стабильности. Самое небольшое изменение в экономике в худшую сторону, уменьшение заработной платы потребителей сильно отражается на мясокомбинатах. Человек не может отказаться от продуктов первой необходимости, от медицинской помощи, пусть даже в частных клиниках и за большую стоимость, а от мяса и колбасы запросто. Речь идёт не только о мелких потребителях, ведь основная прибыль предприятиям поступает от реализации продукции таким потребителям как рестораны, кафе, оптовики. Но их деятельность может тоже пострадать, как например произошло во время кризиса. Для решения таких проблем создаются коллегии, проводятся собрании, на которых руководители крупнейших холдингов стараются найти выход. Таким образом, видна явная цепная реакция между производителями и потребителями. Изменение одной среды ведёт к изменению в другой. 

Глава 2.
Анализ  факторов внешней  микросреды.
 

И так, во второй главе рассмотрим внешнюю микросреду рынка мясных и колбасных услуг. К этой среде относятся: производители, посредники, контактная аудитория, поставщики и, собственно, потребители данного вида услуг.

Итак, на данном рынке есть несколько поставщиков: поставщики сырья и поставщики оборудования. И от тех и от других зависит работа предприятий и качество изделий. К крупнейшим поставщикам говядины, свинины, мяса птицы на мясокомбинаты относятся:  компания «Агромаркет», которая занимается поставкой мяса глубокой заморозки в широком ассортименте, свинины, говядины, птицы, фарши. Компания располагается в Москве. В последнее время из-за скандалов с заражённым мясом, импорт сырья сократился раза в два, но самые крупные поставщики всё же остались. Например, итальянская фирма «BURANIIN TERFOOD» поставляет замороженную свинину уже несколько лет. Питерский «Альфамит» предлагает говядину, конину, мясо птицы. На всю продукцию имеется необходимая документация. Оказывают помощь при отправке товаров в регионы автомобильным и ж/д транспортом. В последние годы наш регион занял почётное место среди поставщиков «отменного» сырья. Выращивание крупнорогатого скота и сбор мяса является основным делом для многих районов Пензы.

В 1 главе  было упомянуто о необходимом  оборудовании для изготовления мясных изделий. К этим поставщикам оказывается так же большое внимание, так как стоимость одного аппарата около 500 тысяч рублей. Следовательно оно должно быть надёжным и долговечным. Крупные предприятия закупают оборудования известных марок: Чешская фирма «ММ Прис» изготавливает и реализует мясоперерабатывающее оборудование: - комплексы убоя КРС, свиней и мелкого рогатого скота - линии переработки кости, крови, жира, кишок - оборудование для переработки мяса, птицы. «Интермик-Рустех» предлагает мясоперерабатывающее оборудование, машины для переработки мяса, варочные и коптильные системы, климакамеры, системы упаковки, линии убоя, обвалочные линии, промышленные двери.

Последняя крупная фирма «Эсмерадо»  продаёт модульные и передвижные скотобойни, убой свиней, крс, мрс, страуса, переработка мяса. Популярностью так же пользуется итальянское оборудование, но в последнее время возможности купить элитное оборудование практически нет, поэтому основными поставщиками являются компании России и ближнего зарубежья.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка мясных и колбасных изделий