Маркетинговое исследование рынка растительных масел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:34, лабораторная работа

Описание

Целью данного исследования является выявление потребительских предпочтений женщин в выборе и покупке растительных масел(целевая аудитория женщины от 18-60 лет)
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Дать характеристику российскому рынку растительных масел

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Характеристика рынка растительных масел………………………….…...4-6
Ведущие компании-производители растительных масел………………………………………………………………….………..7
Факторы, влияющие на структуру рынка и потребительские предпочтения…………………………………………………………….....8-14
Заключение. ………………………………………………………..……..15-16
Литература…………………………………………………………….……...17
Приложения…………………

Работа состоит из  1 файл

Голик Ю.А.Фк3-16.Рынок растительных масел.docx

— 306.62 Кб (Скачать документ)

ФГБОУ ВПО «Финансовый  университет при Правительстве 

Российской Федерации»

 

Кафедра «Маркетинг»

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ  РАБОТА

 

на тему: Маркетинговое исследование рынка растительных масел

 

 

Выполнила:

студентка группы ФК3-16

Голик Ю.А.

 

Научный руководитель

Азарова С.П.

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………..….3

  1. Характеристика рынка растительных масел………………………….…...4-6
  2. Ведущие компании-производители растительных масел………………………………………………………………….………..7
  3. Факторы, влияющие на структуру рынка и  потребительские предпочтения…………………………………………………………….....8-14
  4. Заключение. ………………………………………………………..……..15-16
  5. Литература…………………………………………………………….……...17
  6. Приложения…………………………………………………………………..18

 

1.Введение

 В настоящее время рынок растительных масел динамично развивается. В России с каждым годом потребляются все большие объемы растительных масел как крупными предприятиями, так и простым населением. Как показывает практика, для многих людей растительное масло становится не просто средством приготовления еды, а частью стиля жизни. Молодые домохозяйки являются активными потребителями на данном рынке, и они уделяют гораздо большее внимание качеству предлагаемой продукции, чем люди старшего поколения.

Целью данного исследования является выявление потребительских  предпочтений женщин в выборе и покупке  растительных масел(целевая аудитория  женщины от 18-60 лет)

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Дать характеристику российскому рынку растительных масел
  2. Выявить производителей-лидеров продаж на российском рынке растительных масел
  3. Определить основные факторы, влияющие на осуществление потребительского выбора

 

Более же подробно план моего  исследования представлен в Приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика  рынка растительных масел

Современный российский рынок  растительных масел и жиров представляет собой сложную непрерывно меняющуюся под влиянием внутренних и внешних  факторов систему. Он зависит от внутренних ресурсов масличного сырья, его качественных характеристик, стоимости, проводимой государством политики по поддержанию  отечественных производителей, растущей потребности предприятий, использующих растительные масла и жиры на производство пищевой продукции, уровня их развития, а также от состояния мирового рынка масличного сырья и продуктов  его переработки, объемов импортных  поставок растительных масел и жиров, которые по стоимостным и качественным характеристикам составляют серьезную  конкуренцию отечественной продукции.

Настоящий период времени  характеризуется укреплением позиций  отечественных производителей растительных масел и жиров, что подтверждается ростом объемов производства и доли, занимаемой ими на рынке. По данным Госкомстата РФ в 2003 году российскими  предприятиями было произведено  более 1,5 млн.т  растительного масла, что почти в 2 раза выше, чем в 1995году. Рост объема рынка растительных масле  продолжался и в 2004 -2005 годах (Рис. 1). В 2005 году емкость российского рынка растительного масла составила около 935 млн. литров. Это больше показателей 2004 года на 10%. Соответственно в 2004 году емкость рынка составляла 841,5 млн. литров (рис. 1).

 

Рис. 1 Рост емкости рынка растительного масла в 2004 – 2005 гг., млн. литры

 

Рынок растительного масла в России с 2005 по 2007 г. вырос более чем на 15%, а объём внутреннего производства на 24%, составив 2,7 млн. тонн. В денежном выражении в 2006 г. емкость масложирового рынка оценивается в 2,5 млрд. рублей. В целом рынок растительного масла в 2006 году эксперты оценивали как насыщенный, но существовали наиболее перспективные сегменты, которые практически не сформированы. В первую очередь это сегмент премиум и сегмент частных марок, и это было связано с развитием сетевых розничных структур.1 В 2008 г. рынок растительного масла сократился на 12% из-за начала финансового кризиса. Потребление снизилось и со стороны промышленности и со стороны розницы, только устоял перед кризисом сектор HoReCa, наращивая объемы продаж в сетях быстрого питания. В 2009 г. потребление начало снижаться, вследствие финансового кризиса. Сокращение производства растительных масел связано с уменьшением спроса и формированием значительных складских запасов. Потребление снизилось и со стороны промышленности и со стороны розницы, только устоял перед кризисом сектор HoReCa, наращивая объемы продаж в сетях быстрого питания. Уже в 2009 году рынок растительного масла достиг докризисного уровня, объём внутреннего производства составил около 3,3 млн. тонн. Сейчас рынок растительных масел продолжает набирать обороты, и по данным 2011 года его объем составляет 3,5 млн. тонн

Одним из наиболее важных факторов, стимулирующим развитие рынка, является постоянный рост объемов потребления  растительных масел и жиров как  на промышленную переработку, так и  населением. Объемы потребления растительных масел в России выросли: от 1,5 млн.т в первой половине 2005 года до 2,2 млн.т в 2010г или от 7 до 14,8 кг на человека в год, в том числе на пищевые цели с 5,5 до 13,2 кг. При этом наиболее значительный рост характерен для промышленного потребления растительных масел с 0,5  до 1,8 млн.т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Ведущие компании-производители  растительных масел

       Наиболее крупными игроками на российском рынке растительного масла являются, ОАО «Валуйский комбинат растительных масел», ОАО «Краснодарский МЖК», ЗАО АПИК «Эфко» и АПГ «Юг Руси». На долю этих производителей приходится 52,5% рынка растительного масла. У каждой из этих кампаний 80-90% объема продаж обеспечивается одной основной маркой. У ОАО «Валуйский комбинат растительных масел» этим брендом является марка «Милора» и «Раздолье», у ОАО «Краснодарский МЖК» - марка «Аведов», «Злато», «Золотая семечка», у компании Bunge 2 бренда: «Олейна» и Ideal.

      К крупным производителям растительного масла также относятся: компания «Русская Бакалея» (Россия), «Cereol» (Франция), «AGD» (Аргентина), «WJ» (США). Данные компании имеют свои собственные бренды и развитую дистрибьюторскую сеть.2 В сегменте оливкового масла доминируют иностранные кампании. Основными импортерами оливкового масла являются: «Acorsa SCA», «Carbonell de Cordoba», «Aceites Borges Pont», «S.A.», «Olive Line International», «S.L.» (ТМ Maestro De Oliva).  
По прогнозам немецкого аналитического агентства «Oil World», импорт пяти видов основных растительных масел к 2010 г. увеличится до 6,23 млн. т.

Для проведения исследования рынка я попыталась выявить производителей-лидеров продаж на российском рынке растительных масел, занимаемые ими объемы на исследуемом рынке, а также основную продукцию, которую они предлагают (Приложение 2). Именно эти фирмы я рассматриваю в качестве своих конкурентов при выходе на рынок.

 

 

 

 

 

  1. Факторы, влияющие на структуру рынка и потребительские предпочтения.

Некоторые из факторов я попыталась выделить, проанализировав данные вторичной информации3, другие же я отбирала из собранной мною первичной информации, а именно проведя анкетирование респондентов (Приложение 4).

  Так среди базовых факторов, выделенных на основании анализ вторичной информации, можно выявить следующие:

  • Географический фактор.

         Промышленное потребление растительных масел по отдельным областям и регионам России различается в зависимости от концентрации в данных областях крупных промышленных потребителей, видов вырабатываемых им пищевых продуктов и их производственных мощностей: масложировых комбинатов, маргариновых заводов, предприятий по производству майонеза, хлебокомбинатов, консервных и кондидерских предприятий, развитой сети общественного питания, в особенности так называемого быстрого питания и т.д.

Помимо крупных общероссийских кампаний в каждом регионе существуют и занимают не последнее место в объемах продаж местные региональные компании. Например, компания МЭЗ «Рабочий» (марка «Отменное») или в южных регионах компания «Sigma» (бренд «Корона изобилия»). На Урале компания «Aceitera General Dehera» (марка Natura).

Таким образом, можно с  уверенностью сказать, что уровень потребления растительного масла зависит от региона. Региональная структура рынка растительного масла существенно отличается от общероссийской. На Северо-западе доля кукурузного масла существенно выше среднего по стране и составляет 10,1%. На юге доля кукурузного масла немного ниже и составляет 7,2% рынка. В Московском регионе доля кукурузного масла составляет 6,1% рынка. В уральском регионе – 3,2%, в центральном регионе – 3,1%, в дальневосточном регионе – 2,7%, в Сибири – 1,7% (рис. 2). Анализируя вышеуказанные данные, можно проследить уменьшение доли кукурузного масла в отдаленных северных и дальневосточных регионах. Такую тенденцию эксперты связывают с невозможностью выращивания этой культуры в отдаленных регионах, а также близостью к другим странам (например Китаю), которые импортируют в эти регионы другие растительные масла, тем самым формируя на них спрос.

Рис. 2 Уровень потребления  кукурузного масла в зависимости от региона, %

Доля оливкового масла  наиболее высока в Москве – 1,4% рынка. Немного меньше в Северо–западном  регионе – 1% в основном за счет Санкт  – Петербурга. В Дальневосточном  регионе доля оливкового масла составляет 0,6% рынка. На Урале и Юге его  доля составляет по 0,5%. В центральном  регионе–0,4%.ВСибири–0,2%(рис.3).  
Высокие темпы роста и высокая, по сравнению со средней по стране, доля оливкового масла в Северо-западном и Центральном регионах в целом объясняются более высокими доходами жителей мегаполисов. Для остальных потребителей растительных масел оливковое масло остается несомненно дорогим продуктом.

 
Рис. 3Уровень потребления кукурузного масла в зависимости от региона, %

Что касается подсолнечного  масла, то его потребление равномерно распределено по всем регионам. Эксперты рынка растительного масла объясняют  это привычкой россиян к подсолнечному  маслу. Однако в некоторых регионах она все же значительно меньше ем в других. Например, на Дальнем  востоке доля подсолнечного масла  составляет 66,4%, а доля другого растительного  масла там же занимает 30,3% (таблица 1). Эксперты объясняют это тем, что регион удален от основных областей выращивания подсолнечника, а также близостью Китая, поставляющего дешевое сырье для производства именно других видов растительного масла.

Таблица 1  
Уровень потребления подсолнечного и другого масла в зависимости от региона, %

регионы

Подсолнечное масло, %

Другое масло, %

Дальний Восток

66,4

30,3

Москва

88,1

4,3

Северо-Запад

71,7

17,2

Сибирь

86,0

12,1

Урал

89,7

6,7

Центр

92,4

4,1

Юг

88,7

3,5

     
     

 

  • Ассортиментный фактор

Непосредственное потребление  растительных масел населением выросло. Изменился и ассортимент потребляемых масел. Если в середине 90-х годов в потреблении растительных масел значительную долю занимало соевое масло, что было связано с более низкими ценами на него по сравнению с подсолнечным, то  в настоящее время большая доля в потреблении растительных масел принадлежит промышленности, далее следует розница и потом HoReCa. Промышленность потребляет в больших объемах кокосовое, пальмовое, соевое и рапсовое масло. В рознице в основном потребляют оливковое и подсолнечное масло. 
Наибольшим спросом на рынке растительного масла пользуется подсолнечное масло. В 2010 году доля этого сегмента увеличилась на 2,2% и составила 86% рынка. На втором месте по потреблению находится кукурузное масло, занимающее 4,8% рынка. Доля этого вида масла также показывает положительные темпы роста, хотя по цене оно более дорогое, чем подсолнечное. Сегмент оливкового масла по объему занимает 0,6% рынка. Все оливковое масло, представленное на российском рынке, импортируется из-за границы и относится к сегменту премиум (средняя цена за 1 литр составляет 250 - 270 рублей). На долю другого растительного масла (рапсовое, соевое, арахисовое, хлопковое и т.д.) приходится 8,5% рынка (рис. 4).

Рис. 4 Структура рынка растительного масла в 2005 году, %

  • Ценовой фактор

Ценовая структура рынка  растительного масла выглядит следующим  образом. Наиболее дорогим является оливковое масло. Стоимость 1 литра  оливкового масла в среднем составляет 266,55 руб. На втором месте находится  кукурузное масло. Цена за 1 литр кукурузного  масла составляет 46,03 руб. На третьем  месте по стоимости находится  подсолнечное масло, 1 литр которого стоит 38,79 руб. Стоимость таких масел, как  рапсовое, соевое, арахисовое, хлопковое  и т.д. составляет 37,52 руб. (рис. 5)

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка растительных масел