Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:34, лабораторная работа
Целью данного исследования является выявление потребительских предпочтений женщин в выборе и покупке растительных масел(целевая аудитория женщины от 18-60 лет)
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Дать характеристику российскому рынку растительных масел
Введение………………………………………………………………………..….3
Характеристика рынка растительных масел………………………….…...4-6
Ведущие компании-производители растительных масел………………………………………………………………….………..7
Факторы, влияющие на структуру рынка и потребительские предпочтения…………………………………………………………….....8-14
Заключение. ………………………………………………………..……..15-16
Литература…………………………………………………………….……...17
Приложения…………………
ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»
Кафедра «Маркетинг»
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
на тему: Маркетинговое исследование рынка растительных масел
Выполнила:
студентка группы ФК3-16
Голик Ю.А.
Научный руководитель
Азарова С.П.
Москва 2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Введение
В настоящее время рынок растительных масел динамично развивается. В России с каждым годом потребляются все большие объемы растительных масел как крупными предприятиями, так и простым населением. Как показывает практика, для многих людей растительное масло становится не просто средством приготовления еды, а частью стиля жизни. Молодые домохозяйки являются активными потребителями на данном рынке, и они уделяют гораздо большее внимание качеству предлагаемой продукции, чем люди старшего поколения.
Целью данного исследования является выявление потребительских предпочтений женщин в выборе и покупке растительных масел(целевая аудитория женщины от 18-60 лет)
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Более же подробно план моего исследования представлен в Приложении 1.
2. Характеристика рынка растительных масел
Современный российский рынок
растительных масел и жиров представляет
собой сложную непрерывно меняющуюся
под влиянием внутренних и внешних
факторов систему. Он зависит от внутренних
ресурсов масличного сырья, его качественных
характеристик, стоимости, проводимой
государством политики по поддержанию
отечественных производителей, растущей
потребности предприятий, использующих
растительные масла и жиры на производство
пищевой продукции, уровня их развития,
а также от состояния мирового
рынка масличного сырья и продуктов
его переработки, объемов импортных
поставок растительных масел и жиров,
которые по стоимостным и качественным
характеристикам составляют серьезную
конкуренцию отечественной
Настоящий период времени
характеризуется укреплением
Рис. 1 Рост емкости рынка растительного масла в 2004 – 2005 гг., млн. литры
Рынок растительного масла в России с 2005 по 2007 г. вырос более чем на 15%, а объём внутреннего производства на 24%, составив 2,7 млн. тонн. В денежном выражении в 2006 г. емкость масложирового рынка оценивается в 2,5 млрд. рублей. В целом рынок растительного масла в 2006 году эксперты оценивали как насыщенный, но существовали наиболее перспективные сегменты, которые практически не сформированы. В первую очередь это сегмент премиум и сегмент частных марок, и это было связано с развитием сетевых розничных структур.1 В 2008 г. рынок растительного масла сократился на 12% из-за начала финансового кризиса. Потребление снизилось и со стороны промышленности и со стороны розницы, только устоял перед кризисом сектор HoReCa, наращивая объемы продаж в сетях быстрого питания. В 2009 г. потребление начало снижаться, вследствие финансового кризиса. Сокращение производства растительных масел связано с уменьшением спроса и формированием значительных складских запасов. Потребление снизилось и со стороны промышленности и со стороны розницы, только устоял перед кризисом сектор HoReCa, наращивая объемы продаж в сетях быстрого питания. Уже в 2009 году рынок растительного масла достиг докризисного уровня, объём внутреннего производства составил около 3,3 млн. тонн. Сейчас рынок растительных масел продолжает набирать обороты, и по данным 2011 года его объем составляет 3,5 млн. тонн
Одним из наиболее важных факторов, стимулирующим развитие рынка, является постоянный рост объемов потребления растительных масел и жиров как на промышленную переработку, так и населением. Объемы потребления растительных масел в России выросли: от 1,5 млн.т в первой половине 2005 года до 2,2 млн.т в 2010г или от 7 до 14,8 кг на человека в год, в том числе на пищевые цели с 5,5 до 13,2 кг. При этом наиболее значительный рост характерен для промышленного потребления растительных масел с 0,5 до 1,8 млн.т.
3. Ведущие компании-
Наиболее крупными игроками на российском рынке растительного масла являются, ОАО «Валуйский комбинат растительных масел», ОАО «Краснодарский МЖК», ЗАО АПИК «Эфко» и АПГ «Юг Руси». На долю этих производителей приходится 52,5% рынка растительного масла. У каждой из этих кампаний 80-90% объема продаж обеспечивается одной основной маркой. У ОАО «Валуйский комбинат растительных масел» этим брендом является марка «Милора» и «Раздолье», у ОАО «Краснодарский МЖК» - марка «Аведов», «Злато», «Золотая семечка», у компании Bunge 2 бренда: «Олейна» и Ideal.
К крупным
производителям растительного масла также
относятся: компания «Русская Бакалея»
(Россия), «Cereol» (Франция), «AGD» (Аргентина),
«WJ» (США). Данные компании имеют свои собственные
бренды и развитую дистрибьюторскую сеть.2 В сегменте оливкового масла
доминируют иностранные кампании. Основными
импортерами оливкового масла являются:
«Acorsa SCA», «Carbonell de Cordoba», «Aceites Borges Pont», «S.A.»,
«Olive Line International», «S.L.» (ТМ Maestro De Oliva).
По прогнозам немецкого аналитического
агентства «Oil World», импорт пяти видов основных
растительных масел к 2010 г. увеличится
до 6,23 млн. т.
Для проведения исследования рынка я попыталась выявить производителей-лидеров продаж на российском рынке растительных масел, занимаемые ими объемы на исследуемом рынке, а также основную продукцию, которую они предлагают (Приложение 2). Именно эти фирмы я рассматриваю в качестве своих конкурентов при выходе на рынок.
Некоторые из факторов я попыталась выделить, проанализировав данные вторичной информации3, другие же я отбирала из собранной мною первичной информации, а именно проведя анкетирование респондентов (Приложение 4).
Так среди базовых факторов, выделенных на основании анализ вторичной информации, можно выявить следующие:
Промышленное потребление растительных масел по отдельным областям и регионам России различается в зависимости от концентрации в данных областях крупных промышленных потребителей, видов вырабатываемых им пищевых продуктов и их производственных мощностей: масложировых комбинатов, маргариновых заводов, предприятий по производству майонеза, хлебокомбинатов, консервных и кондидерских предприятий, развитой сети общественного питания, в особенности так называемого быстрого питания и т.д.
Помимо крупных общероссийских кампаний в каждом регионе существуют и занимают не последнее место в объемах продаж местные региональные компании. Например, компания МЭЗ «Рабочий» (марка «Отменное») или в южных регионах компания «Sigma» (бренд «Корона изобилия»). На Урале компания «Aceitera General Dehera» (марка Natura).
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что уровень потребления растительного масла зависит от региона. Региональная структура рынка растительного масла существенно отличается от общероссийской. На Северо-западе доля кукурузного масла существенно выше среднего по стране и составляет 10,1%. На юге доля кукурузного масла немного ниже и составляет 7,2% рынка. В Московском регионе доля кукурузного масла составляет 6,1% рынка. В уральском регионе – 3,2%, в центральном регионе – 3,1%, в дальневосточном регионе – 2,7%, в Сибири – 1,7% (рис. 2). Анализируя вышеуказанные данные, можно проследить уменьшение доли кукурузного масла в отдаленных северных и дальневосточных регионах. Такую тенденцию эксперты связывают с невозможностью выращивания этой культуры в отдаленных регионах, а также близостью к другим странам (например Китаю), которые импортируют в эти регионы другие растительные масла, тем самым формируя на них спрос.
Рис. 2 Уровень потребления кукурузного масла в зависимости от региона, %
Доля оливкового масла
наиболее высока в Москве – 1,4% рынка.
Немного меньше в Северо–западном
регионе – 1% в основном за счет Санкт
– Петербурга. В Дальневосточном
регионе доля оливкового масла составляет
0,6% рынка. На Урале и Юге его
доля составляет по 0,5%. В центральном
регионе–0,4%.ВСибири–0,2%(рис.
Высокие темпы роста и высокая, по сравнению
со средней по стране, доля оливкового
масла в Северо-западном и Центральном
регионах в целом объясняются более высокими
доходами жителей мегаполисов. Для остальных
потребителей растительных масел оливковое
масло остается несомненно дорогим продуктом.
Рис. 3Уровень потребления кукурузного
масла в зависимости от региона, %
Что касается подсолнечного
масла, то его потребление равномерно
распределено по всем регионам. Эксперты
рынка растительного масла
Таблица 1
Уровень потребления подсолнечного и
другого масла в зависимости от региона,
%
регионы |
Подсолнечное масло, % |
Другое масло, % |
Дальний Восток |
66,4 |
30,3 |
Москва |
88,1 |
4,3 |
Северо-Запад |
71,7 |
17,2 |
Сибирь |
86,0 |
12,1 |
Урал |
89,7 |
6,7 |
Центр |
92,4 |
4,1 |
Юг |
88,7 |
3,5 |
Непосредственное потребление
растительных масел населением выросло.
Изменился и ассортимент потребляемых
масел. Если в середине 90-х годов в потреблении
растительных масел значительную долю
занимало соевое масло, что было связано
с более низкими ценами на него по сравнению
с подсолнечным, то в настоящее время
большая доля в потреблении растительных
масел принадлежит промышленности, далее
следует розница и потом HoReCa. Промышленность
потребляет в больших объемах кокосовое,
пальмовое, соевое и рапсовое масло. В
рознице в основном потребляют оливковое
и подсолнечное масло.
Наибольшим спросом на рынке растительного
масла пользуется подсолнечное масло.
В 2010 году доля этого сегмента увеличилась
на 2,2% и составила 86% рынка. На втором месте
по потреблению находится кукурузное
масло, занимающее 4,8% рынка. Доля этого
вида масла также показывает положительные
темпы роста, хотя по цене оно более дорогое,
чем подсолнечное. Сегмент оливкового
масла по объему занимает 0,6% рынка. Все
оливковое масло, представленное на российском
рынке, импортируется из-за границы и относится
к сегменту премиум (средняя цена за 1 литр
составляет 250 - 270 рублей). На долю другого
растительного масла (рапсовое, соевое,
арахисовое, хлопковое и т.д.) приходится
8,5% рынка (рис. 4).
Ценовая структура рынка растительного масла выглядит следующим образом. Наиболее дорогим является оливковое масло. Стоимость 1 литра оливкового масла в среднем составляет 266,55 руб. На втором месте находится кукурузное масло. Цена за 1 литр кукурузного масла составляет 46,03 руб. На третьем месте по стоимости находится подсолнечное масло, 1 литр которого стоит 38,79 руб. Стоимость таких масел, как рапсовое, соевое, арахисовое, хлопковое и т.д. составляет 37,52 руб. (рис. 5)
Информация о работе Маркетинговое исследование рынка растительных масел