Маркетинговое исследование рынка туристических услуг г. Новосибирска в 2000-2010 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:24, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы – способствовать пониманию современной концепции маркетинга. В соответствии с заданной целью были определены задачи и направление исследования:
1. Изучить сущность концепции маркетинга.
2. Рассмотреть влияние маркетинговой концепции на развитие рынка туристических услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Общие сведения о региональном туристическом направлении...3
Туринфраструктура…………………………………………………...9
Популярные туристские маршруты Новосибирской области…17
Статистика внутрирегионального, выездного и въездного туризма………………………………………………………………...20
Анализ туристического рынка Новосибирска……………..…….23
Заключение……...………………………………………………………..27
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маркетинг в  туристской индустрии  Курсовая работа

«Маркетинговое  исследование рынка туристических  услуг г. Новосибирска в 2000-2010 гг.»

 

 

 

 

Выполнила

студентка гр. Т-32

Каар Е. О.

Проверил

Казанцев Ю.Ю., к.э.н.

 

 

 

 

Новосибирск 2013 
Содержание

 

Введение……………………………………………………………………2

  1. Общие сведения о региональном туристическом направлении...3
  2. Туринфраструктура…………………………………………………...9
  3. Популярные туристские маршруты Новосибирской области…17
  4. Статистика внутрирегионального, выездного и въездного туризма………………………………………………………………...20
  5. Анализ туристического рынка Новосибирска……………..…….23

Заключение……...………………………………………………………..27

Список литературы……………………………………………………...29 
Введение

 

Актуальность данной темы заключается в том, что в наши дни маркетинг затрагивает интересы каждого. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.

Цель данной контрольной работы – способствовать пониманию современной концепции маркетинга. В соответствии с заданной целью были определены задачи и направление исследования:  
1. Изучить сущность концепции маркетинга. 
2. Рассмотреть влияние маркетинговой концепции на развитие рынка туристических услуг. 
3. Провести маркетинговое исследования рынка туристических услуг Новосибирска. 
При изучении и исследовании темы контрольной работы были применены следующие методы исследования: 
- анализ существующей базы источников по рассматриваемой теме. 
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе. 
- моделирование на основе полученных данных и данных статистики авторского видения в раскрытии поставленной темы.

Переориентация многих отраслей экономики в России на рыночный путь развития привела к существенному росту некоторых отдельных направлений сферы услуг.  Одна из наиболее успешно адаптировавшихся и перешедшей на рыночный путь развития, стала туристическая отрасль. 
В период существования Cоветского Cоюза в нашей стране фактически существовало только понятие внутреннего туризма, и путевки предлагали только две государственные туристические компании – Интурист и Спутник. Эти компании существуют и на сегодняшний день, но уже не являются монополистами этого рынка.

В ходе формировании нынешнего  рынка туристических услуг множество  фирм закрывалось, не выдержав конкуренции и не зная как работать в новых условиях, другая же часть фирм развивались, объединялись, и сегодня предлагают различные виды сервиса в сфере туризма. При этом активное развитие заграничного туризма дало толчок в развитии смежных отраслей, например, гостиничного бизнеса.

Рыночная модель экономика  заставила большинство владельцев бизнеса в сфере оказания туристических услуг пересмотреть методы работы, а также способы формирования стратегии на этом рынке. Получение прибыли в этом бизнесе основано правильно понимании отношения спроса и предложения. Именно концепция развития обеспечивает существование фирмы на рынке туризма. Именно поэтому в последние годы возрастает внимание к маркетинговым исследованиям рынка туризма, а также потребителей туристических услуг.

Потребность в проведение маркетинговых исследования рынка туристических услуг связана с наличием ряда проблем, от решения которых зависит развитие сферы туризма. Спрос на данный продукт также связан с неизученностью рынка услуг в сфере туризма. Среди основных задач, которые ставятся при проведении маркетинговых исследований рынка туризма, можно отметить следующие: 
     - оценка объемы рынка туристических услуг в целом по России или в отдельно взятом регионе, 
     - оценка состояния рынка авиаперевозок и влияние его на туристическую отрасль, 
     - определение доли въездного, выездного и внутреннего туризма в общем объеме туруслуг.  
     - описание региональных туристических рынков, 
     - схемы регулирования туристической деятельности в России.

Именно маркетинговые исследования в туризме, являясь связывающим звеном между потребителем и продавцом, достаточно специфичного и неосязаемого вида услуг, могут определить верных путь развития турбизнеса, выбора направления в котором работать.

 

1. Общие сведения о  региональном туристическом направлении

 

В настоящее время специалистами  рекреационной географии из Российской международной академии туризма  территория России делится на 15 рекреационных  районов, которые объединены в 4 зоны:

  1. Центр России – сюда относятся центральные, западные, северо-западные области, Верхнее Поволжье, Средний и Южный Урал.
  2. Европейский Север России – перспективны для освоения – только районы европейской части: Карельско-Кольский и Русский Север.
  3. Сибирь и Дальний Восток – стабильная, но малоосвоенная территория из-за удаленности и ограниченности климатических комфортных условий. Больше осваивается подзона Юга Сибири, чем малоперспективная подзона Азиатского Севера.
  4. Юг России.

Обско-Алтайский район включает южные части Тюменской, Томской  областей, Омскую, Новосибирскую, Кемеровскую области и Алтайский край. Самый рекреационно освоенный регион Сибири.

Природные рекреационные ресурсы  позволяют проводить все основные функциональные типы рекреационной  деятельности. По условиям рельефа  район делится на равнинную северную часть, занятую Западно-Сибирской низменностью, и горную южную часть, состоящую из горной системы Алтая, Кузнецкого Алатау и Салаирского Кряжа.

Территория обводнена неравномерно: более всего рек в горах, менее  всего в степной части, с гор  берут начало такие крупные реки как Катунь и Бия, слияние которых образует величайшую реку Сибири Обь. Ее многочисленные притоки также в основном стекают с гор. Самым крупным из них является Иртыш. Обь с Иртышом судоходны, по ним проложены теплоходные маршруты. Горные реки бурные, коварные, пригодны для водного туризма, степные реки маловодны и часто пересыхают летом. В районе много озер как в горной части (Телецкое, Айя, Манжерок), так и на равнине (Чины, Сартлан, Убинское, Черное и др.). Среди озер много соленых. По характеру растительности район делится на степную и лесостепную южную равнинную часть и таежные северную и горную части. Северная тайга большею частью заболоченная.

Биоклимат этого района наиболее благоприятный  для рекреации по сравнению с  другими районами Сибири, особенно в среднегорном поясе. Продолжительность солнечного сияния там достигает рекордных 2600 часов в год, воздух отличается повышенной ионизацией, колебания атмосферного давления редки. Лето умеренно теплое и теплое (17–19°) с малой вероятностью перегрева и духоты. Купальный сезон в малых озерах, водохранилищах продолжается 60 – 90 дней. Горные реки, холодные и быстрые, не пригодны для купания. Зимний период умеренно холодный (-17°) с продолжительным залеганием снежного покрова (5,5 месяца) и преобладанием тихих солнечных погод благоприятен для лыжного туризма и зимней аэротерапии.

По биоклиматическим показателям  Горный Алтай был отнесен к  климатическим курортным местностям. В долине р. Катуни работает один из старейших климатических туберкулезных курортов «Чемал».

Гидроминеральные ресурсы района очень богатые. Здесь много уникальных минеральных источников, отличающихся повышенной водообильностью. Распространены хлоридно-натриевые аналогичные  «Ессентуки №4» (курорт «Озера Караги»), сероводородные, близкие к мацестинским, йодо-бромные (Чажемтовский источник), радоновые и сульфатные (курорт «Белокуриха»). В районе выявлено множество грязевых месторождений, торфяных, иловых и сапропелевых (оз. Ахманка, Эбейты, Ульджай, Горькое, Курейное).

Практически каждая область обеспечена собственными месторождениями лечебных грязей и минеральных вод, которые применяются на курортах: «Тараскуль» (Тюменская область), «Озеро Карачи» (Новосибирская область), санаторий «Колос» (Омская область), «Медвежье озеро» и «Сосновая роща» (Курганская область), «Белокуриха» (Алтайский край).

Природные ресурсы используются для  рекреационно-оздоровительных занятий (прогулки, катание на лыжах, сбор грибов и ягод) и спортивного туризма (альпинизм, скалолазание, горнолыжный  спорт, велосипедный, конный, водный, охота и рыболовство).

Культурный потенциал представлен  археологическими объектами (курганы  и «каменные бабы» на Алтае) и  старинными городами: Тюмень (1586 г.), Тобольск (1587 г.), Томск (1604 г.), Кузнецк (1617 г.) и др. В городах сохранились архитектурные, культовые и гражданские памятники. Тобольск славится единственным в Сибири кремлем и уникальным деревянным зодчеством. Объектами познавательного туризма являются многочисленные музеи, сосредоточенные в крупных городах и разбросанные по территории региона.

Рекреационная сеть. Район – самый  густонаселенный в Сибири с городами-миллионерами (Новосибирск и Омск) с большой  потребностью в отдыхе населения  специализировался на обслуживании местного населения. Санаторное лечение  представлено отдельными курортами и сетью санаториев-профилакториев вблизи промцентров.

Широко развиты базы отдыха, садоводческие  товарищества, базы рыбаков и охотников. В районе 15 туристских баз (10 из них  расположены в окрестностях больших  городов и 5 на Горном Алтае). Есть туристские гостиницы в Кургане, Тюмени, Тобольске, Омске и Горно-Алтайске.

Проложены туристские маршруты по Горной Шории, Кузнецкому Алатау и Алтаю. Основные турцентры: Курган, Тюмень, Омск, Новосибирск, Барнаул, Бийск, Кемерово.

 

В Новосибирской области находятся природные и культурно-этнографические объекты. Местный туристический рынок предлагает туристско-экскурсионные маршруты и лечебные туры. Курорты «Озеро Карачи», «Краснозерский» широко известны благодаря своим замечательным природным факторам и высокой эффективности лечения. В регионе – 27 заказников. Наличие хороших охотничьих угодий позволяет организовать охоту на лосей, косуль, коз, зайцев, боровую дичь (глухарей), водоплавающих птиц (гусей, уток, лысух, куликов). В последнее время получили развитие такие виды туризма, как спортивные и туристические сплавы по горным рекам, альпинизм, конные и пешие маршруты и т.д.

Государственные природные заповедники и национальные парки на территории региона отсутствуют

Новосибирск расположен на стыке лесостепной и лесной природных зон, на Приобском плато, примыкающем к долине реки Оби, в географической точке: 82 градуса 59 минут восточной долготы и 55 градусов 11 минут северной широты. Общий характер рельефа – приподнятый, увалистый, поднимающийся более чем на 200 м над уровнем моря. Левобережная часть города имеет плоский рельеф, правобережная – характеризуется множеством балок, грив и оврагов, поскольку здесь начинается переход к горному рельефу Салаирского кряжа. Почвенный покров характерный для лесостепной зоны – от черноземов до подзолистых песчаных почв под борами. Природные факторы для развития города благоприятные. К городу примыкают Заельцовский и Кудряшовский боры, Обское водохранилище, есть малые речки, множество озер, представляющие в совокупности богатый комплекс рекреационных ресурсов.

 

2. Туринфраструктура

 

Под инфраструктурой рынка понимают совокупность предприятий, организаций  и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и  других отношений между основными  субъектами.  Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:

средства размещения туристов (гостиницы  и др.);

объекты общественного питания;

средства транспорта, обслуживающего туристов;

объекты познавательного, оздоровительного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, развлекательного характера, а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей;

организации, предоставляющие экскурсионные  услуги, услуги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при пересечении границ между государствами.

Особенностью инфраструктуры рынка  туристских услуг является то, что  многие организации и объекты  этой инфраструктуры обслуживают не только туристов, но и других субъектов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями являются: транспортные объекты, предприятия общественного питания, средства массовой информации, службы, занимающиеся санитарными, полицейскими и другими формальностями.

Большинство средств производства туристских услуг арендуется туроператором у других хозяйствующих субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельствует соотношение основных и оборотных средств туристских фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88 – 95% общей стоимости средств производства. Другой особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является неравномерность (сезонность) функционирования в течение года.

Средства размещения – любые  объекты, которые регулярно или  иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения. К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.

Гостиницы обладают следующими признаками: состоят из номеров, число которых  превышает определенный минимум; имеют  единое руководство; предоставляют  гостиничные услуги, перечень которых  не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла; сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием, отвечающими стандартам страны.

Объекты общественного питания  – рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного номера или тура.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка туристических услуг г. Новосибирска в 2000-2010 гг