Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:25, курсовая работа
Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами. Столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли - естественный процесс в конкурентной среде. Конкурировать могут товары, фирмы, страны, однако основой конкурентных преимуществ любого субъекта рынка является конкурентоспособность его товаров.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА НА ПРЕДПРИЯТИИ.
Понятие конкурентоспособности товара 5
1.2. Оценка конкурентоспособности товарного ассортимента 8
1.3. Пути повышения конкурентоспособности товара 11
1.4 Методы анализа конкурентоспособности товара. 15
Кафедра: ЭМУ
Дисциплина:
Маркетинг
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«МАРКЕТИНГ»
Тема: Маркетинговое обеспечение
конкурентоспособности
товара на предприятии.
Калининград 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА НА ПРЕДПРИЯТИИ.
1.2. Оценка конкурентоспособности товарного ассортимента 8
1.3. Пути повышения конкурентоспособности товара 11
1.4 Методы анализа конкурентоспособности
товара.
Введение
Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами. Столкновение интересов товаропроизводителей в борьбе за получение прибыли - естественный процесс в конкурентной среде. Конкурировать могут товары, фирмы, страны, однако основой конкурентных преимуществ любого субъекта рынка является конкурентоспособность его товаров.
Конкурентоспособность
товаров – это способность
товаров отвечать требованиям конкурентного
рынка, запросам покупателей в сравнении
с другими аналогичными товарами,
представленными на рынке. Конкурентоспособность
определяется, с одной стороны, качеством
товара, его техническим уровнем,
потребительскими свойствами и, с другой
стороны, ценами предложения, устанавливаемыми
продавцами товаров. Кроме того, на
конкурентоспособность влияют мода,
продажный и послепродажный сервис,
реклама, имидж производителя, количество
конкурирующих продавцов, ситуация
на рынке, колебания спроса. Конкурентоспособность
товара – понятие относительное,
ее можно прогнозировать в процессе
разработки образцов, однако реальная
конкурентоспособность
Сейчас есть возможность проследить эволюцию подходов, методов оценки конкурентоспособности товара в российском бизнесе. Тенденция развития и изменения методов стала появляться совсем недавно. Ведь в первые годы рыночных отношений наблюдалась, в буквальном смысле, паника из-за наплыва высококачественного и порой дешёвого товара из-за рубежа. Большинство предприятий не смогли адаптироваться к быстро меняющейся окружающей среде и, как результат, конкурентоспособность их товара молненостно упала. Методы оценки конкурентоспособности не исходили из принципа, что «клиент всегда прав» и «всё для потребителя». В результате чего «в главу угла» ставили товар и его характеристики, не придавая значение потребительской ценности. Оценка производилась путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения
Целью данной работы является:
Необходимо
отметить, что рассмотрению проблем
обеспечения
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ТОВАРА НА ПРЕДПРИЯТИИ.
Конкуренция
как соперничество между
В
свою очередь, конкуренция тесно
взаимосвязана с
Современная литература по маркетингу содержит большое число различных определений конкурентоспособности товара. Их анализ позволяет выделить следующие наиболее важные моменты1.
1. Конкурентоспособность
товара — это мера его
2. В
основе подобной
3. Состав предъявляемых требований и их относительная важность в значительной степени зависит от вида товара.
4. Конкурентоспособность носит относительный характер, во-первых, в смысле требований рынка в данный момент времени, во-вторых, по сравнению с аналогичными товарами основных конкурентов.
Конкурентоспособность как преимущество товара на рынке, способствующее успешному сбыту в условиях конкуренции, раскрывается через систему показателей.
Первая группа показателей — качество продукции. Она слагается из технического уровня продукции (соответствие достижениям НТП, ГОСТам и т.д.) и ее полезности для потребителя. Обеспечение качества продукции включает все этапы ее жизненного цикла (или «петли качества» продукции по стандартам ИСО), начиная с проектирования и заканчивая утилизацией. При управлении этим процессом также необходимо знание рынка и учет требований потребителей.
Вторая группа показателей — экономические параметры.
Они складываются из цены изделия, удельных затрат на эксплуатацию изделия в период срока его службы, расхода на производство, расхода на утилизацию и т.п. Особое значение имеет полезность товара, которая определяется его
потребительскими свойствами — третьей группой показателей.
Потребитель приобретает товар не ради его стоимости (хотя в условиях высокой инфляции такие мотивы и могут присутствовать к а к способ защиты денежных средств от инфляции), а ради присущих ему полезных свойств. Потребительские свойства товара — это свойства, проявляющиеся непосредственно при его использовании потребителем как предмета потребления в процессе удовлетворения потребности (общественной, производственной, бытовой, культурной и др.). Потребительские свойства товара выражаются в форме различных требований: функциональных, социальных, эргономических, эстетических, экологических, охраны труда и т.д.
Четвертая группа показателей — сбытовые параметры.
Это система скидок, условия поставок и платежей, гарантии и др. И.Б. Гурков и Н.Л. Титова разработали классификационную схему, имеющую три уровня детализации, согласно которой конкурентоспособность продукции состоит из следующих элементов2.
1. Ценовая конкурентоспособность продукции.
1.1. Соотношение уровня цены с ценами основных конкурентов.
1.1.1 Соотношение с ценами аналогичной продукции.
1.1.2 Соотношение с ценами товаров-субститов с учетом перекрестной эластичности.
1.2. Действенность системы дифференциации цен в зависимости
от соотношения спроса и предложения, а так же политики
конкурентов.
1.3. Привлекательность
для потребителей системы
2. Качество продукции.
2.1. Технико-функциональные характеристики продукции.
2.2. Наличие дополнительной пользы.
2.2.2 Сопровождающие обстоятельства.
2.2.2.1 Удобства, связанные с процессом покупки.
2.2.2.2 Удобства, связанные с процессом оплаты.
2.2.2.3 Удобства, связанные с последующей утилизацией.
2.3. Престижность продукции.
3. Конкурентоспособность систем сбыта, рекламы и обслуживания.
3.1. Удобство
для потребителей системы
3.2. Эффетивность рекламы.
3.3. Удобство
и надежность систем
3.3.4 Удобство и надежность системы постгарантийного
обслуживания.
3.4. Эффективность
системы работы с
Конкурентоспособность товара определяется сопоставлением технических, потребительских, экономических, сбытовых и других параметров с базовым товаром, выбранным в качестве образца. Базой для сравнения выбираются или товары-конкуренты, или перспективные разработки, или «идеальные образцы» — эталоны. С помощью индексного метода производится сопоставление сначала одиночных, затем групповых, и наконец, интегрального
показателя
изделия фирмы с базовым образцом.
1.2.
Оценка конкурентоспособности
товарного ассортимента
По своей сущности товар (работа, услуги) является единственным средством получения прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции и максимизацию прибыли, снижение издержек производства, важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара.
Искусство конкуренции сегодня в большей мере, чем раньше, состоит в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот, кто без оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать жестокой и бессмысленной конкуренции.
В рамках коммерческой деятельности для любого самостоятельного предприятия или фирмы ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе являются3: завоевание устойчивого финансового положения на рынке; наличие передовой технологии и высокого потенциала собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования; способность к маневрированию за счет изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, технического обслуживания, услуги транспорта, связи, посреднические и др.; наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами; реализация действенной рекламы и системы связи с общественностью; анализ слабых и сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной информации.
Выпуская конкурентоспособные товары, производитель обеспечивает для себя прочное место на рынке. В борьбе за конкурентоспособность выпускаемых товаров используются наряду с ценовыми методами и неценовые.
Информация о работе Маркетинговое обеспечение конкурентоспособности товара на предприятии