Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 00:13, курсовая работа
В стратегическом управлении анализ портфеля фирмы связан преимущественно с анализом структуры, динамики и качества совокупносги и отдельных бизнесов, осуществляемых фирмой. Поэтому методика анализа портфеля фирмы предполагает изучение так называемых стратегических единиц бизнеса (СЕБ). Однако методы анализа портфеля могут быть применены и к анализу портфеля продукции, имеющей для фирмы стратегический характер. К такого рода продукции может быть отнесена вся основная продукция фирмы, которая реализуется ею на рынке.
Введение 3
1 Анализ портфеля с помощью матриц 4
2 Матрица «рост-доля рынка» 12
3 Полезность портфельного анализа направлений деятельности 20
Выводы 23
Список использованной литературы 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики и маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Маркетинговое стратегическое управление портфелем продукции предприятия»
по курсу «Стратегический маркетинг»
Выполнила:
студентка курса, группы,
заочного факультета,
специальности Маркетинг
Допускаю к защите:
к.э.н., доцент
Харьков 2010
Содержание
Введение 3
1 Анализ портфеля с помощью матриц 4
2 Матрица «рост-доля рынка» 12
3 Полезность
портфельного анализа
Выводы 23
Список использованной литературы 26
Введение
Анализ своего портфеля должен помочь
многопрофильной фирме в
Для этой цели разработаны различные методы анализа с применением
матриц и с использованием разнообразных
индикаторов привлекательности и конкурентоспособности.
Мы ограничимся рассмотрением двух наиболее
популярных из них: метода Бостонской
консалтинговой группы (БКГ), называемого
«матрицей рост-доля рынка» (Bostob Consulting
Gгоuр, 1972; Henderson, 1970), и метода «матрицы привлекательность-
1 Анализ портфеля с помощью матриц
В стратегическом управлении анализ портфеля фирмы связан преимущественно с анализом структуры, динамики и качества совокупносги и отдельных бизнесов, осуществляемых фирмой. Поэтому методика анализа портфеля фирмы предполагает изучение так называемых стратегических единиц бизнеса (СЕБ). Однако методы анализа портфеля могут быть применены и к анализу портфеля продукции, имеющей для фирмы стратегический характер. К такого рода продукции может быть отнесена вся основная продукция фирмы, которая реализуется ею на рынке.
Анализ портфеля предполагает использование различных методов. Одним из самых известных методов является так называемая матрица Бостонской консультационной группы, разработанная в 60-х гг. в развитие концепции «кривой опыта», определяющей эффективность функционирования организации от времени. Данный метод позволяет принимать решение по вложениям, имеющим долгосрочную перспективу, в фирме, производящей различные продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, имеющие различный темп роста и различную долю рынка. Как и все остальные методы анализа портфеля, этот метод несовершенен, однако идея классификации продуктов в соответствии с долей рынка и темпом роста очень продуктивна [8, с.158].
Матрица «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция», разработанна консультационной компанией МакКинзи для фирмы «Дженерал Электрик». Эта матрица, в отличие от матрицы «Рост — доля рынка» Бостонской консультационной группы, строится более сложно.
Как следует из названия матрицы, позиционирование
СЕБ ведется в системе
Для того чтобы установить степень привлекательности отрасли, необходимо выполнить следующие действия:
- устанавливается набор параметров, по которым будет оцениваться привлекательность отрасли. Такими параметрами могут быть интенсивность конкуренции, прибыльность отрасли, рост отрасли, ее размер, технологическая стабильность и т.п. Разработчики матрицы сами определяют то, какие параметры учесть при оценке отрасли, и то, какова должна быть степень детализации при выборе отдельных конкретных параметров;
- разработчики матрицы дают каждому параметру вес его относительной значимости для фирмы. Тем параметрам, которые с точки зрения фирмы наиболее важны для оценки привлекательности отрасли, даются более высокие веса. И соответственно менее важным — меньшие веса. Для удобства проведения расчетов вес распределяются таким образом, чтобы их сумма равнялась единице;
- каждому из параметров дается оценка степени его привлекательности для компании в оцениваемой отрасли. Эта оценка параметров ведется в зависимости от того, насколько заключенная в параметре характеристика отрасли несет в себе возможности для достижения целей фирмы. Оценка ведется по пятибалльной шкале: 5 — наиболее привлекательный, 1 — наименее привлекательный параметр. Например, если фирма стремится к расширению, а отрасль совсем не растет, то параметр роста отрасли получит оценку 1. Это будет означать, что он несет в себе угрозу для фирмы;
- оценка относительной значимости каждого параметра умножается на соответствующую оценку привлекательности этого параметра и все эти произведения складываются. В сумме получается интегральная оценка привлекательности отрасли. Максимальная оценка привлекательности отрасли может быть 5, а минимальная —1. [4, c.106]
В таблица 1.1 приведен гипотетический пример расчета привлекательности отрасли.
Таблица 1.1 Оценка привлекательности отрасли
Параметры отрасли |
Относительный вес |
Оценка привлекательности |
Результат |
Для того чтобы оценить конкурентную позицию СЕБ в их отрасли, применяется следующая процедура:
- для каждой отрасли, в которой функционирует
фирма, составляется список ключевых факторов
- разработчики определяют относительные веса факторов, отражающие степень их значимости для достижения в отрасли устойчивой конкурентной позиции. Сумма весов должна быть равна единице;
- для каждой СЕБ (продукта) определяется степень ее конкурентной силы в отрасли по каждому из ключевых факторов успеха. Степень конкурентной силы измеряется от 1 до 5. Если разработчики ставят 5, то это означает, что по данному критическому фактору успеха стратегическая единица бизнеса в своей отрасли имеет сильную конкурентную позицию. Если же выставляется 1, то конкурентная позиция по оцениваемому фактору очень слабая;
- вычисляется обобщенная оценка конкурентной позиции СЕБ в ее отрасли. Для этого относительный вес каждого ключевого фактора успеха умножается на соответствующую оценку степени конкурентной силы стратегической единицы бизнеса. Все полученные произведения складываются. Результат сложения дает интегральную оценку конкурентной позиции СЕБ в ее отрасли [9, с.136].
В таблице 1.2 приводится гипотетический пример расчета конкурентной позиции СЕБ в отрасли.
Таблица 1.2 Оценка конкурентной позиции СЕБ в отрасли
Ключевые факторы успеха |
Относительный вес |
Оценка конкурентной силы |
Результат |
После того как получены оценка привлекательности отрасли и оценка конкурентной позиции каждой СЕБ, строится матрица позиционирования СЕБ. По горизонтали откладывается конкурентная позиция, а по вертикали привлекательность отрасли. Каждая из осей разбивается на три равные части, характеризующие степень привлекательности отрасли (высокая, средняя, низкая) и состояние конкурентной позиции (хорошее, среднее, плохое). Внутри матрицы выделяется девять квадратов, попадание в которые при позиционировании СЕБ (продуктов) указывает на то, какое место в стратегии фирмы должно им отводиться в будущем (рисунок 1.1).
По отношению к тем СЕБ (продуктам), которые попали в квадраты «Успех», фирма должна применять стратегию развития. Эти бизнесы имеют хорошую конкурентную позицию в привлекательных отраслях, поэтому явно им принадлежит будущее. Бизнесы (продукты), оказавшиеся в квадрате «Вопросительный знак», могут иметь хорошее будущее, но для этого фирме следует приложить большие усилия по улучшению их конкурентной позиции. Бизнесом (продукты), оказавшиеся в квадрате «Доходный бизнес», являются источником получения денег. Они очень важны для поддержания нормальной жизни фирмы. Но они могут умереть, так как привлекательность для фирмы отрасли, в которой они находятся, низкая.
Попадание в квадрат «Средний бизнес» не дает возможности однозначно судить о дальнейшей судьбе СЕБ. По отношению к ней решение может быть принято только по результатам анализа состояния всего портфеля бизнесов (продуктов). Хотя в значительной мере это замечание относится и к СЕБ, попавшим в один из трех рассмотренных типов квадратов.
Рисунок 1.1 Матрица «Привлекательность отрасли — конкурентная позиция» [14, с.54]
Относительно СЕБ, попавшей в квадрат «Поражение», следует сделать вывод, что она находится в очень нежелательной позиции, требует достаточно быстрого и эффективного вмешательства с целью предотвращения возможных серьезных негативных последствий для фирмы.
Матрица МакКинзи дает хороший инструментарий
для анализа портфеля бизнесов (продукции).
Основной вывод, к которому она подводит
исследователя, состоит в том, что
сбалансированный портфель
Выбор стратегии. Итак, мы получили визуальное представление потенциала развития фирмы. Экстраполируя ожидаемое развитие по каждому направлению в рамках гипотезы о неизменности существующей стратегии, фирма может оценить масштаб возможного стратегического разрыва и, следовательно, сформулировать приоритетные задачи по его ликвидации. Имеющиеся стратегические альтернативы таковы:
Пример использования
Рисунок 1.2 Пример многокритериального анализа. [11, с.28]
Источник: Консалтинговая группа MDA.
Оценка многокритериальной матрицы
Матрица «привлекательность-
В заключение следует отметить, что представленные методы различаются не только по способу оценки привлекательности рынков товара и преимуществ фирмы, но и по точности выводов [12, с.146].
2 Матрица «рост-доля рынка»
В матрице БКГ используются два критерия: темп роста целевого сегмента в качестве индикатора привлекательности и доля рынка относительно самого опасного конкурента в качестве индикатора конкурентоспособности. Получаем таблицу с двумя входами (см. рисунок 2.1), разбитую линиями раздела на четыре квадранта.
Информация о работе Маркетинговое стратегическое управление портфелем продукции предприятия