Маркетинговые исследования на предприятии ОАО «Октябрьская швейная фабрика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 13:02, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение маркетинговых исследований, их целей, этапов и основных направлений, также рассмотрение теоретических аспектов на примере конкретного предприятия ОАО «Октябрьской швейной фабрики». Из цели вытекают задачи:
- определить понятие маркетинговых исследований, их основные цели и задачи;
- изучить роль маркетинговых исследований для предприятия;
- исследовать критерии выбора методов проведения маркетинговых исследований:
- дать общую характеристику методов сбора данных для анализа в маркетинговом исследовании;

Содержание

Введение
1 Маркетинговые исследования: цели, этапы, основные направления
1.1 Понятие, цели и задачи маркетинговых исследований
1.2 Методы проведения маркетинговых исследований и роль
маркетинговой информации на предприятии
1.3 Характеристика методов сбора данных
2 Маркетинговые исследования на предприятии ОАО «Октябрьская
швейная фабрика»
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Октябрьская
швейная фабрика»
2.2 Выбор цели, направления, метода маркетингового исследования
предприятия
2.3 Маркетинговые исследования рынка спецодежды
2.4 Обобщение результатов маркетингового исследования для
принятия решения о запуске нового производства.
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Маркетинговые исследования на ОАО Октябрьская швейная фабрика.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

Системный анализ и комплексный подход тесно  взаимосвязаны и не могут быть реализованы один без другого. При  конкретной ситуации необходимо исследовать  все взаимосвязи системного анализа  и комплексного подхода (внутренние и внешние), а также стороны их проявления (структура, объем).

в) Программно-целевое  планирование широко используется при  выработке и реализации стратегии  и тактики маркетинга. Более того, можно сказать, что маркетинг - это  и есть использование программно-целевого подхода в сфере рынка.

Также выделяют аналитико-прогностические  методы Светуньков M. Г. Адаптация маркетинговой  стратегии фирмы. - Москва: Экономика, 1999, с. 46         :

а) Линейное программирование как математический метод для выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного (с минимальными расходами, максимальной прибылью, наименьшими затратами времени или усилий) применяется при решении ряда проблем маркетинга. Например, разработка более выгодного ассортимента при ограниченных ресурсах, расчет оптимальной величины товарных запасов, планирование маршрутов движения сбытовых агентов.

б) При  решении проблем выбора очередности  обслуживания заказчиков, составления графиков поставок товаров и других аналогичных задач применяются методы теории массового обслуживания. Они дают возможность, во-первых, изучить складывающиеся закономерности, связанные с наличием потока заявок на обслуживание, и, во-вторых, соблюсти необходимую очередность их выполнения.

в) Теория связи, рассматривающая механизм «обратных  связей», позволяет получить специальную  информацию о процессах, выходящих  за пределы установленных параметров.

В маркетинговой  деятельности использование такого подхода дает возможность управлять товарными запасами (регулирование поступлениями и отгрузками), процессами производства и сбыта (увязка производственных мощностей с возможностями сбыта). Применение теории связи к организационным структурам маркетинговой деятельности помогает совершенствовать связь предприятий с рынком, повысить эффективность использования получаемых данных.

г) Методы теории вероятностей помогают принимать  решения, которые сводятся к определению  значения вероятностей наступления определенных событий и выбору из возможных действий наиболее предпочтительного. В данном случае речь идет о том, производить или нет продукт А или В, реорганизовать либо расширять производство, проникать на рынок или нет.

д) Метод  сетевого планирования дает возможность регулировать последовательность и взаимозависимость отдельных видов работ или операций в рамках какой-либо программы. Он позволяет четко фиксировать основные этапы работы, определять сроки их выполнения, разграничивать ответственность, экономить затраты, предусматривать возможные отклонения. Достаточно эффективным является использование метода сетевого планирования при разработке программы производства нового товара и организации пробных продаж, подготовке и проведении сбытовых и рекламных компаний.

е) Разрешению реальных маркетинговых ситуаций в  значительной мере помогает метод деловых  игр. Упрощенные модели поведения конкурентов, стратегии выхода на новые рынки  могут «проигрываться» для нахождения оптимальных решений.

ж) Для  комплексного решения задач, связанных с повышением качества продукции, и одновременной экономии материальных и трудовых ресурсов используется метод функционально-стоимостного анализа (ФСА).

з) Особое место в методическом арсенале маркетинга занимают методы экспертных оценок. Они позволяют достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны предприятия, получить оценку эффективности тех или иных маркетинговых мероприятий.

Используются  методы «Дельфи», «Мозговой атаки», Адвоката дьявола и др. Правильное проведение экспертизы предполагает решение ряда вопросов, связанных с формированием экспертной группы, проведение процедуры экспертизы, выбором методов обработки результатов экспертных оценок. Основными требованиями к экспертам являются их компетентность, профессионализм, авторитетность, беспристрастность.

Активно используется в исследованиях и  разработках маркетинга методические приемы, заимствованные из других областей знаний. Наибольшая связь маркетинговой методологии проявляется с методами с методами социологии и психологии, поскольку особое внимание в маркетинге уделяется поведению потребителей и факторам, влияющим на него. Итак:

а) Методы социологии позволяют исследовать  процессы распространения информации на рынке, выявлять отношения потребителей к нововведениям, изучать развитие различных сфер жизнедеятельности человека, его ценностных ориентаций. При этом используются методы анкетирования, «панельных» обследований.

б) В  маркетинговых исследованиях нашли применение и методы антропологии, что позволяет лучше изучить рыночную среду с учетом

национальных  культур, уровней жизни. Антропологические  изменения используются также в  конкретных случаях при моделировании  ряда потребительских товаров (например, одежда, обувь, мебель).

Методы  маркетинга тесно связаны и с  такими науками, как экология, эстетика, дизайн, физиология, история, философия  Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник.-М.: Институт международного права и  экономики им. А.С. Грибоедова, 1999, с. 6.

1.3 Общая  характеристика методов сбора  данных

Методы  сбора данных при проведении маркетинговых  исследований можно классифицировать на две группы: количественные и  качественные Соловьев Б. А. Управление маркетингом. - Москва: ИНФРА-М, 1999, с. 209.

Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных.

Качественные  исследования включают сбор, анализ и  интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры. Например, мнение нескольких респондентов о рекламе товара может быть словесно выражено по-разному. Только в результате дополнительного анализа все мнения разбиваются на три категории: отрицательные, положительные и нейтральные, после чего можно определить, какое число мнений относится к каждой из трех категорий. Такая промежуточная процедура является лишней, если при опросе использовать сразу закрытую форму вопросов.

Существует, по крайней мере, три альтернативных подхода к сбору данных: осуществлять это самим, осуществлять путем создания специальной группы или путем привлечения коммерческих компаний, специализирующихся на сборе данных.

В первом случае сотрудники маркетинговой службы организации своими силами осуществляют сбор данных, скажем, путем интервьюирования. Оче

видно, что такая организация должна обладать достаточно развернутым штатом сотрудников. Однако и в этом случае весьма проблематично проведение сбора данных в широком, например национальном, масштабе.

Специальная группа обычно комплектуется за счет специалистов не очень высокой квалификации, например, студентов для проведения телефонного или персонального интервьюирования. В этом случае с интервьюерами необходимо провести несколько тренировочных занятий. Необходимы контроль за качеством собираемой информации (не заполняются ли анкеты самим интервьюером?), мотивация труда интервьюеров.

За последние  годы как у нас в стране, так  и за рубежом, начинающие дело небольшие  компании и компании- гиганты все  чаще прибегают к услугам специализированных компаний, осуществляющих маркетинговые исследования на коммерческой основе. К их числу относятся и компании, занимающиеся только сбором маркетинговой информации. Однако стоимость услуг маркетинговых компаний в три - пять раз превышает стоимость других двух подходов к сбору данных. Портер М. Cтратегия развития компании в условиях высококонкурентных рынков//Практический маркетинг, 2003, -№11, с. 29

 

2 Маркетинговые  исследования на предприятии  ОАО «Октябрьская швейная фабрика»

2.1 Краткая  характеристика предприятия ОАО  «Октябрьская швейная фабрика»

ОАО «Октябрьская швейная фабрика» расположена в  городе Октябрьске, Самарской области  и в течение 30 лет специализируется на производстве одежды для дома, постельного  белья, полотенец, нижнего белья, спецодежды для продавцов. Октябрьская швейная фабрика организована 10 июня 1968 года. Её вышестоящей организацией был Куйбышевский швейный трест.

В целях  приведения Устава в соответствии с  Законом Российской Федерации «Об  акционерных обществах» с 15ноября 1999 года АООТ «Октябрьская швейная фабрика» перерегистрировано в открытое акционерное общество «Октябрьская швейная фабрика».

Организационная структура предприятия представлена в приложении А. В целом на предприятии  имеет место функциональная структура  управления, где каждый отдел занимается специфическим видом деятельности. Но в то же время предприятие слаженно работает как единое целое.

Руководитель  предприятия имеет право: представлять интересы предприятия во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и управления, действовать от имени  предприятия, без оформления доверенности; открывать расчетный и другие счета в банковских учреждениях; распоряжаться средствами и имуществом предприятия с соблюдением требований соответствующих нормативных актов, устава предприятия; в установленных законодательством пределах определять объем и порядок защиты сведений, составляющих конфиденциальную информацию.

Рассмотрим  кратко права и обязанности руководителей  каждого отдела в соответствии с  должностными инструкциями. Руководитель финансового отдела - финансовый директор, начальник отдела сбыта, заведующий складом, непосредственный заместитель начальника и заместитель начальника по производству имеют право: знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности отдела; осуществлять взаимодействие с руководителями всех структурных подразделений предприятия, получать информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей; вносить на рассмотрение директора предприятия представления о назначении, перемещении, увольнении работников отдела, предложения об их поощрении или наложении на них взысканий, требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав. Рассмотрим основные показатели деятельности предприятия в таблице 1.

Анализируя  таблицу, можно сделать следующие  основные выводы. Выручка предприятия в 2006 году по сравнению с 2005 г. снизилась на 0,9%, снизилась и прибыль предприятия но в большей степени - на 21,3 %. Это произошло в следствие роста себестоимости на 3,4% и общего снижения продаж. Рост себестоимости обусловлен повышением цен на сырье и увеличением общей численности работающих 2,8 % (соответственно фонда оплаты труда на 4%).

Основными видами деятельности общества согласно уставных документов являются:

- производство  швейных изделий;

- производство  специальной одежды для торгового персонала;

- производство  товаров народного потребления;

- торгово-коммерческая  деятельность;

- исследование  конъюнктуры рынка.

Таким образом, ОАО «Октябрьская швейная  фабрика» относится к предприятию  лёгкой промышленности, основным видом деятельности которого является производство швейных изделий.

Таблица 1 - Основные технико-экономические  показатели деятельности предприятия  за 2005-2006 года.

 
Показатель 2005 г.  2006 г. Отклонение, +/- Темп роста, снижения, %  
Выручка от реализации продукции (без НДС) тыс.руб. 19892 19711 -181 99,1  
Себестоимость, тыс.руб. 16457 17009 552 103,4  
Среднесписочная численность работающих, в т.ч.

Промышленно-производственного  персонала

Из них  рабочих

176

132

98

181

148

103

5

16

5

102,8

112,8

105,1

 
Фонд оплаты труда, тыс. руб. 8123 8448 325 104  
Среднемесячная  начисленная заработная плата, тыс. руб. 3846 3889 43 101,1  
Выручка продукции

-на  одного человека промышленно-производ-ственного  персонала

- на  одного рабочего.

150,7

203

109

191,4

-41,7

-11,6

72,3

94,3

 
Затраты на 1 рубль релизованной продукции, руб. 0,83 0,86 0,03 103,6  
Прибыль, тыс. руб. 3435 2702 -733 78,7  
Рентабельность  продаж, % 17,3 13,7 -3,6 79,2  
           

Информация о работе Маркетинговые исследования на предприятии ОАО «Октябрьская швейная фабрика»