Маркетинговые исследования товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание

Рынок, как категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающая экономические отношения между производителем (продавцом) и потребителями (покупателями), олицетворяющими соответственно предложение и спрос, является важнейшим составным фактором маркетинговой системы (производство – сбыт – обращение – покупка - потребление).

Содержание

ведение 3
Глава 1. Смысл и цели изучения рынка 5
1.1. Основные направления, цели и задачи анализа рынка 5
1.2. Виды и методы анализа рынка 8
Глава 2. Основные этапы анализа рынка 12
2.1. Оценка конъюнктуры рынка 12
2.2. Определение емкости рынка 15
2.3. Анализ сегментации рынка 16
2.4. Изучение конкурентов и их стратегий 17
Глава 3. Информационное обеспечение анализа рынка 20
3.1. Информация для анализа 20
3. 2. Пути и средства сбора и анализа информации 24
Заключение 27
Глоссарий 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

курсач влад.docx

— 83.82 Кб (Скачать документ)

      Поэтому представляется целесообразным разделять  рынок на отдельные сегменты в соответствии с мотивацией потребителей и их специфическими признаками. Процесс сегментации рынка — это разбивка покупателей или рынка на совокупности людей со схожими потребностями в отношении конкретного товара или услуги, достаточными ресурсами, а также готовностью и возможностью покупать.

      Сегментация дает фирме возможность вместо разорительной  борьбы с конкурентами эффективнее  обслуживать тот или иной сегмент  рынка.

        Сегментация рынка товаров промышленного  назначения наряду с общими чертами с сегментацией рынка товаров потребительского спроса имеет и определенные отличия. Общее состоит в том, в качестве критериев сегментации используются одни и те же факторы — географические, демографические, поведенческие и психографические.  Отличия заключаются в том, что приоритетными критериями сегментации рынка товаров промышленного назначения являются такие факторы, как размер предприятий-потребителей, структура каналов сбыта, организационные формы торговли, техника и технология осуществления закупок.

      Анализ  методов сегментации позволяет  фирме выбрать оптимальные критерии сегментации и разделить по ним  соответствующий рынок. Чтобы выбрать  целевой сегмент, следует оценить  потенциальную выгоду от использования каждого из сегментов. Существуют три альтернативных подхода к определению и удовлетворению выбранного сегмента: массовый (или недифференцированный) маркетинг, целевой (концентрированный) маркетинг, дифференцированный (множественная сегментация) маркетинг.

     2.4. Изучение конкурентов  и их стратегий

 

      Детальное знание покупателя является важным, но недостаточным фактором для достижения успеха, поскольку на рынке действуют  конкуренты, которые могут быть более адекватны ситуации и, следовательно, обладать преимуществами в конкурентной борьбе. Вот почему в рамках комплексного анализа рынка анализируют деятельность конкурентов.

      Основная  задача исследования конкурентов заключается  в том, чтобы получить необходимые  данные для обеспечения конкурентного  преимущества на рынке, а также найти возможности конкуренции с возможными конкурентами. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов (совершенствование товара, изменение цен, товарные марки, поведение рекламных компаний, развитие сервиса).

      Наряду  с этим изучаются материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов, организация управления деятельностью. Результатом таких исследований становятся выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов (лидерство, следование за лидером, избежание конкуренции), определение активных и пассивных стратегий обеспечения ими ценового преимущества или преимущества за счет качества предлагаемых товаров.

      Конкурентов изучают, как правило, в такой  последовательности:

      а) выявление и классификация конкурентов, т.е. составление банка данных о  конкурентах. Выявление конкурентов  осуществляется в рамках общей системы  сбора и обработки информации, действующей на фирме (предприятии). Важными источниками информации о конкурентах являются выпускаемые ими самими отчеты, проспекты, каталоги, рекламные объявления, материалы выставок и ярмарок. Помимо опубликованных данных, исследование деятельности конкурентов может опираться на информацию, полученную от потребителей, а также от посредников, реализующих товары различных фирм и хорошо знающих сравнительную реакцию покупателей.

      б ) Выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов 

      Выявление сильных и слабых сторон деятельности конкурентов - это итог изучения особенностей положения фирмы по сравнению  с ее соперниками на рынке. В этой работе используются следующие принципы:

      - оценка преимуществ и недостатков  деятельности конкурентов не  абсолютно, а относительно конкретной фирмы;

      - выявление сильных и слабых  сторон с позиций потребителей;

      - проведение исследований специальными  группами, в состав которых входят  специалисты различных служб  фирмы. 

 

      Глава 3. Информационное обеспечение анализа рынка

     3.1. Информация для  анализа

 

      В качестве необходимой информации для  анализа рынка рассматриваются следующие количественные показатели: потенциал рынка, объем рынка, уровень насыщенности рынка, эластичность рынка, темпы роста рынка, доли основных конкурентов, стабильность и пр. К качественным показателям рынка относятся следующие показатели: структура потребностей клиентов, мотивы покупки, вид процесса покупки способы получения информации потребителем, сложившиеся предпочтения и пр.

      Кроме рассмотрения количественных и качественных характеристик потребителей, необходимо иметь данные по имеющимся поставщикам, партнерам по бизнесу, торговле и посредникам, также входящим в микроокружение фирмы. Информация об этих субъектах рынка позволяет корректировать маркетинговую политику и вести планирование деятельности

      Системный сбор, обработка и анализ информации о состоянии рынка - одно из основных требований к рыночному исследованию. Под системой информации понимается совокупность источников информации, характеризующая состояние товарных рынков за определенный период и позволяющая дать прогноз их развития. К основным источникам информации о рынке относятся: государственная статистика; отраслевой учет и статистика; информация, поступающая от оптовой и розничной торговли; данные специальных обследований.

      Концепцию системы маркетинговой информации можно представить в виде схемы (рис. 1).

      В левом прямоугольнике одной из составляющих маркетинговой среды, за которыми  ведётся постоянное наблюдение, являются целевые рынки. Информацию собирают и анализируют с помощью четырех вспомогательных систем, которые в совокупности своей и составляют систему маркетинговой информации: системы внутренней отчетности, системы сбора внешней текущей маркетинговой информации, системы маркетинговых исследований и системы анализа маркетинговой информации.  

      

      Рис. 1. Система маркетинговой информации для анализа рынка 

      Поток информации, поступающей к управляющим  по маркетингу, помогает им в проведении анализа, планирования, претворении  в жизнь и контроля за исполнением  маркетинговых мероприятий. Обратный поток в сторону рынка состоит из принятых управляющими решений и прочих коммуникаций.

      Рассмотрим  более подробно все четыре вспомогательные  системы, составляющие систему маркетинговой информации. [6]

      1. Внутренние источники маркетинговой  информации. К ним относится информация, полученная руководством внутри фирмы. Основанием получения такого рода информации является обратная связь, налаженная между руководителем фирмы и персоналом. Для этого многие фирмы используют:

      систему ведения внутренней отчетности, которая  может выражаться в ежемесячных, еженедельных и даже в ежедневных отчетах, подготавливаемых специалистами для контроля за их деятельностью со стороны руководства. Современные электронные технологии значительно облегчают создание такой внутренней системы. Управляющие многих крупных корпораций могут в любую минуту получить информацию о текущем сбыте или поставках у любого дистрибьютора, хотя эта сеть порой бывает очень обширной, дистрибьюторы находятся в разных местах, или в разных городах, странах.

      личные  контакты, беседы руководителя фирмы  со специалистами. Обычно эти контакты происходят в кабинете директора  или непосредственно на производстве (в производственных подразделениях). Это могут быть групповые контакты (совещания, собрания) или личные беседы с сотрудниками. 

      методы  согласования работы между разными  подразделениями (отделами). Эти методы подразумевают наличие тесных связей между отдельными структурными группами предприятия. Каждый отдел, например отдел сбыта, не должен заниматься только конкретным одним делом, не входя в курс дела других отделов, подразделений фирмы. Вся работа должна быть взаимосвязанной. Так легче будет принимать решение, осуществлять контроль и анализ деятельности предприятия, налаживать производство.

      2. Внешние источники маркетинговой  информации. К внешним источникам получения информации относятся книги, газеты, журналы, радио и телевидение. Внешнюю текущую информацию можно также получать в процессе контактов, бесед с клиентами, поставщиками, потребителями и прочими лицами, которые не являются сотрудниками фирмы. Для получения внешней информации фирмы:

      организуют  специальный отдел по сбору текущей  маркетинговой информации. Сотрудники такого отдела просматривают наиболее важные издания в поисках актуальных новостей, следят за обновлениями во всех СМИ, создают архив новостей.

      обучают сотрудников быть глазами и ушами  фирмы. Продавцы, например, имею очень выгодное положение для получения внешних сведений о клиентах, их вкусах, потребностях, удовлетворении или неудовлетворенности товарами или услугами фирмы.

      поощряют  своих агентов, торговцев за сбор нужных сведений. Информацию о конкурентах можно получить: при покупке товара у них, имея доступ к отчетам и документам, следя за их рекламой, читая информацию о них в газетах, беседуя с их клиентами, сотрудниками, торговыми агентами.

      покупают  внешнюю информацию у специальных  поставщиков сведений. Это могут быть всевозможные системы электронной рассылки, еженедельные обзоры и т.д.

      3. Система маркетинговых исследований. Процесс маркетингового исследования  включает ряд операций:

      1) определение проблемы;

      2) анализ вторичной информации;

      3) получение первичной информации;

      4) анализ данных;

      5) рекомендации;

      6) использование результатов.

      Все действия выполняются в определенном порядке. Например, вторичная информация не изучается до тех пор, пока фирма  не определит проблему или вопрос, который должен быть изучен, а первичная информация не собирается до тех пор, пока не будет тщательно изучена вторичная. Первичные данные нужны не всегда, во многих случаях фирмы способны разрешить свои проблемы и без них. Только если вторичная информация окажется недостаточной, фирма должна собрать первичные данные.

      4. Анализ собранной информации. Полученная  в ходе исследования информация  подвергается всестороннему анализу.  Для такого анализа используются  статистические методы и математические  модели на базе современной компьютерной техники.

     3. 2. Пути и средства  сбора и анализа  информации

 

      Сбор  информации - важнейший этап изучения рынка. Не существует единого источника  информации, который содержал бы все  сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

      Общая информация включает данные, характеризующие  рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного  производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности.

      Коммерческая  информация — это данные, извлекаемые  из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).

      Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций. Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения, которые нельзя получить другим путем.

Информация о работе Маркетинговые исследования товарного рынка