Маркетинговые исследования товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание

Рынок, как категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающая экономические отношения между производителем (продавцом) и потребителями (покупателями), олицетворяющими соответственно предложение и спрос, является важнейшим составным фактором маркетинговой системы (производство – сбыт – обращение – покупка - потребление).

Содержание

ведение 3
Глава 1. Смысл и цели изучения рынка 5
1.1. Основные направления, цели и задачи анализа рынка 5
1.2. Виды и методы анализа рынка 8
Глава 2. Основные этапы анализа рынка 12
2.1. Оценка конъюнктуры рынка 12
2.2. Определение емкости рынка 15
2.3. Анализ сегментации рынка 16
2.4. Изучение конкурентов и их стратегий 17
Глава 3. Информационное обеспечение анализа рынка 20
3.1. Информация для анализа 20
3. 2. Пути и средства сбора и анализа информации 24
Заключение 27
Глоссарий 30
Список литературы 32

Работа состоит из  1 файл

курсач влад.docx

— 83.82 Кб (Скачать документ)

      Для обеспечения наблюдения за товарным рынком или рынком сбыта предприятия (объединения) могут создавать собственные  источники информации в виде: магазинов—опорных пунктов (базовых); сети торговых посредников; специализированных потребительских панелей.

      До  непосредственного сбора первичных  данных необходимо разработать структуру или план исследования.

      Структура исследования включает ответы на следующие  вопросы:

      Кого  или что следует исследовать?

      Исследователь должен определить, что будет объектом его внимания.

      Какая информация должна собираться?

      Виды  и объемы нужной информации определяются тем, как компания сформулировала задачи. Предварительные исследования требуют  меньшего объема информации, чем окончательные.

      Кто собирает данные?

      Какие методы сбора данных следует использовать?

      Существует  четыре основных метода сбора первичных  данных: опрос, наблюдение, эксперимент  и имитация.

      Сколько будет стоить исследование?

      Издержки  исследования следует сравнить с  преимуществами, которые будут получены в результате.

      Как будут собираться данные?

      Следует определить необходимый для сбора  данных персонал, в том числе его  возможности, квалификацию и подготовку.

      Насколько длительным будет период сбора данных?

      Исследователь должен определить, сколько времени  он затратит на исследование, иначе  оно может затянуться. Это может  привести к несопоставимости ответов и нарушению секретности. 

      Когда и где следует собирать информацию?

      День  и время сбора информации должны быть определены. Кроме того, необходимо установить место проведения исследования. Исследователь должен соразмерить срочность и удобство с желанием изучить труднодоступных лиц в подходящее время.

 

      Заключение

 

      Цель  курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Анализ рынка и информация для анализа» можно сделать ряд выводов:

      Рынок – это механизм формирования и  движения воспроизводственных связей, базирующийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования.

      Рынок выполняет ряд важных социально-экономических  функций:

      а) он является связующим звеном между  производством и потреблением через механизм прямых и обратных связей;

      б) выявляет общественную полезность тех  или иных видов товаров и услуг, позволяет реально оценить их стоимость, определить, в какой мере издержки производства каждого товаропроизводителя  коррелируются с общественно необходимыми издержками;

      в) рыночная конкуренция служит эффективным  инструментом регулирования объемов производства, позволяет точно определить лидеров и аутсайдеров среди хозяйствующих субъектов, обеспечивает потребителю возможность выбора, заставляет фирмы использовать научно-технические нововведения, улучшать качество товаров и услуг для того, чтобы занять и удержать прочное положение на рынке.

      Проблематика  рыночного исследования обусловливается  характером и содержанием тех  рыночных проблем, которые возникли на рынке исследуемого товара и требуют решения. Конкретное проявление рыночные проблемы находит в чрезмерном превышении предложения отдельных товаров над спросом на них либо, наоборот, в отставании предложения от спроса и нехватке товара на рынке.

      Перед любой фирмой, выходящей со своей  продукцией на рынок, неизменно встает задача анализа этого рынка, включающая:

  • конъюнктурные и прогнозные исследования рынка;
  • определение емкости рынка и/или отдельных его сегментов;
  • изучение конкурентов и их стратегий;

      - исследование возможной реакции  покупателей и конкурентов на  введение нового товара.

      Для того, чтобы провести базовый анализ рынка следует собрать следующую информацию:

      - данные об объемах продукции  в физическом и стоимостном  выражении, данные о продажах сопутствующих товаров и услуг и т.п.;

      - данные о клиентской базе (название  фирмы, местонахождение и пр.);

      - подобную информацию по сбытовикам;

      - подробную информацию о каждом  из основных конкурентов;

      - данные о продвижении товара (сведения  о рекламных акциях, участии в  выставках и т.п.).

      Завершающий этап в изучении рынка – составление  прогноза развития рынка с учетом предполагаемой его реакции на выход товара.

      Прогноз развития рынка во многом напоминает конъюнктурный прогноз, однако, в маркетинговом исследовании цель ставится более значительная – прогноз должен быть долгосрочным и перспективным, чтобы фирма сумела, основываясь на этом, разработать и осуществить комплексную и длительную рыночную стратегию и систему мер маркетингового воздействия на рынок.

      В самом общем виде систему маркетинговой  информации можно представить в виде четырёх основных блоков (систем): 

  • внутрифирменной отчётности;
  • внешней текущей информации;
  • маркетинговых исследований;
  • анализа маркетинговой информации.

 

      Глоссарий

 
     
1 Анализ рынка  Сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка и продаж.
2 Выбор целевых  сегментов рынка Оценка и  отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами
3 Емкость рынка Количество  товаров, которое рынок способен поглотить за определённый период времени при определённых условиях
4 Исследование  конкурентов Получение необходимых  данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также нахождение возможности сотрудничества и кооперации с ними
5 Исследование   рынка  совокупность  действий, направленных на изучение процессов, протекающих в сфере товарного обращения и призванных обеспечить сбалансированность производства и потребления товаров.
6 Конкурент Потребители, группа лиц, фирма, предприятие, соперничающие  в достижении идентичных целей, в стремлении обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке
7 Конкуренция Состязание  между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынка сбыта, источники сырья.
8 Конъюнктура рынка Конкретная  ситуация, сложившаяся в определённый период времени, на определённом рынке, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют.
9 Сегментирование рынка (сегментирование) Разделение  рынка на чёткие группы покупателей по какому-либо признаку.
10 Тренд  Тенденция развития явления во времени, которая определяется при анализе данных ряда динамики для характеристики изменений явления во времени.
11 Целевые исследования Всесторонний  анализ рыночной проблемы, имеющей первостепенное значение для обеспечения эффективной предпринимательской деятельности

 

       Список литературы

 
      
  1. Акулич  И. Л. Маркетинг - Мн.: Выш. шк., 2004.
  2. Анализ рынка: Русская Школа Управления (маркетинга) / http://www.rshm.ru/cms/144.html
  3. Багиев Г. Л., Аренков И. А. Основы маркетинговых исследований - СПб: СПбУЭФ, 2003.
  4. Барышев А. Ф. Маркетинг.  —  М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  5. Бородко Т.Л., Беляцкий Н.П. Мониторинг товарных рынков //Маркетинг в России и за рубежом -№5 - 2003.
  6. Голубков Е. П., Секерин В. Д. Маркетинг.  —  М.: «Экономика» , 2003.
  7. Диксон П.Р. Управление маркетингом. -М.: "Издательство БИНОМ", 2001.
  8. Еферин В. П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях - М., 2003.
  9. Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии. - М.: ОАО «Издательство Экономика», 2002
  10. Ковалев А.И. Маркетинговый анализ. -  М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  11. Ковальков Ю. А., Дмитриев О.Н. Эффективные технологии маркетинга - М.: Машиностроение, 2002.
  12. Котлер Ф. Основы маркетинга.  —  Спб.: «Литера – плюс», 2001.
  13. Маркетинг/ Под. ред. А.Н.Романова - М.: ЮНИТИ, 2003.
  14. Мотышина М. С. Методы и модели маркетинговых исследований - СПб.:СПбУЭФ, 2003.
  15. Фёдоров Д. С. Практика сегментирования. //Маркетинг в России и за рубежом -№6 - 2003.
  16. Хруцкий В. Е., Корнеева Н. В. Настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.

 

       Приложение 1

      Характеристика  направлений исследования рынка 

      Характеристика 

      С точки зрения товара 

    
  1. Новизна и  конкурентоспособность 
  2. Соответствие законодательным нормам и правилам
  3. Способность удовлетворить существующие и перспективные требования покупателей
  4. Необходимость совершенствования в соответствии с выявленными требованиями покупателей, законодательных актов и т.п.
 

      С точки зрения   конкурентов 

    
  1. Доля конкурентов  на рынке
  2. Ценовая политика
  3. Рекламно-пропагандистские кампании
  4. Конкуренты, владеющие наибольшей долей  рынка
  5. Наиболее динамично развивающиеся конкуренты
    1. 6. Торговые марки (знаки) товаров конку-   рентов
  6. Особенности товаров конкурентов, вызывающих предпочтение покупателей
  7. Направления совершенствования товара
  8. Упаковка товаров конкурентов, вид и  особенности
  9. Формы и методы сбытовой деятельности
  10. Используемые каналы товародвижения
  11. Мероприятия по стимулированию сбыта
  12. Направления и объем расходов на НИ  ОКР
  13. Официальные данные о прибыли конку  рента
  14. Численность работающих в материнской компании и дочерних фирмах и отделениях
  15. Слияния, покупки, продажи филиалов и дочерних предприятий
  16. Публикации в средствах массовой информации
 

      С точки зрения рынка 

    
  1. Налоговая политика
  2. Хозяйственное законодательство
  3. Политика лицензирования
  4. Политика протекционизма
  5. Территориальные (географические) границы рынка
  6. Потенциал рынка
  7. Товарная структура
  8. Конкуренция
  9. Конъюнктура и тенденции ее развития
 

      С точки зрения  покупателя 

    
  1. Покупательский  спрос на продукцию предприятия  и конкурентов
  2. Запросы и потребности реальных и потенциальных покупателей
  3. Мотивы приобретения товаров
  4. Покупательские предпочтения
  5. Характеристики покупателей
  6. Типичные способы использования товара
  7. Возможность сегментирования рынка по тем или иным признакам
  8. Способы и время совершения покупки
  9. Потребности, не удовлетворенные товаром
  10. Возможное развитие потребностей реальных и потенциальных покупателей

Информация о работе Маркетинговые исследования товарного рынка