Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:00, реферат
Маркетинг известен как система управления и организации деятельности компаний, фирм, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Маркетинг сферы услуг в силу его специфики представляет собой особую отрасль маркетинга. Это – внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности предприятия, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией.
Введение 3
Основные направления изучения клиентов 4
Процесс маркетинговых исследований 10
Система информации в сервисе гостиничных услуг 17
Заключение 20
Список используемой литературы 22
анализ результатов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятий;
выявление проблемы путем экспертного опроса руководителей и специалистов;
наблюдение за выполнением маркетинговых функций или участие в их реализации
Этапы выявления проблем:
получение базовых знаний о компании, продуктах и рынках;
ознакомление с ситуацией, в которой находится лицо, его целями и ресурсами;
прояснение симптомов проблемы;
выявление причин возникновения проблем;
определение действий по смягчению проблемы;
определение ожидаемых последствий;
выявление предположений менеджера относительно последствий;
оценка имеющейся информации
Формулирование проблем управления маркетингом осуществляется в очень сжатой форме:
указывается компания, подразделения и руководители, которые должны принять участие в исследовании;
излагаются симптомы проблем;
излагаются причины симптомов;
формулируются направления использования маркетинговой информации.
Формулирование целей. Цели МИ вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем. Они должны быть ясно и четко сформулированы, быть достаточно детальными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения. [5]
Цели носят характер:
разведочный (направлены на сбор предварительной информации);
описательный (описание аспектов маркетинговой ситуации);
казуальный (направлены на обоснование гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных связей)
Характер целей предопределяет выбор типов исследования – разведочный, описательный, казуальный.
Выбор методов МИ. Методы проведения маркетинговых исследований многообразны и многочисленны. Естественно, что этот фактор обуславливает необходимость хотя бы наиболее общей их классификации.
Методы МИ могут различаться по следующим критериям:
преследуемые цели
способ получения первичной информации
выбираемые процедуры обработки полученной первичной информации[6]
Выбор методов определяется типом проводимого исследования:
1. Разведочное исследование – маркетинговое исследование, проводимое с целью сбора предварительной информации, необходимой для определения проблем. Среди них выделяются следующие:
фокус-группа – работа малой группы людей, деятельностью которой руководит модератор с целью получения информации, необходимой для исследования, носящей спонтанный характер, предполагающей к открытой дискуссии;
проекционный метод – исследование скрытых мотивов покупки определенных товаров. Предполагается спроецировать себя на определенную ситуацию, ответив затем на вопросы;
анализ конкретных ситуаций;
изучение опыта
2. Описательное исследование – направлено на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков. Такая информация содержится во вторичных данных или собирается путем проведения опросов, наблюдений, полевых экспериментов.
3. Казуальное исследование - исследование, проводимое для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. Здесь понимается исследование, вызываемое независимыми и зависимыми переменными. Можно использовать ряд математических методов, наиболее позитивные результаты получают при постановке экспериментов.
Проведение экспериментов. Эксперимент - сбор первичной информации путем выбора однотипных групп обследуемых, манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на зависимые перемены. Типы экспериментов:
1. лабораторные – при проведении их соблюдаются определенные искусственные условия с целью исключения влияния побочных факторов;
2. полевые – проводятся в реальных условиях: в магазине, на дому у потребителя и т.д. Хотя подобные заслуживают большего доверия, при их проведении сложно учесть влияние побочных факторов, они сопряжены с большими затратами и требуют времени для своей реализации
Многие виды экспериментов известны как “пробный маркетинг”. Объект – различные рынки, такую экспериментальную деятельность называют тестированием рынка. Оно классифицируется на:
стандартное – испытание продуктов и услуг через обычные каналы сбыта;
контролируемое – реализация через определенных дистрибьюторов;
электронное – при помощи специальных идентификационных карточек;
имитационное – через модель планируемой деятельности
Составление анкет. Важной особенностью маркетинговой информации, полученной в ходе корректно проведенного исследования, является ее надежность. Чем она обеспечивается. Надежность информации в социологическом и маркетинговом исследовании обеспечивается качеством инструментария (анкеты), репрезентативностью выборочной совокупности (выборки) и качественным отбором респондентов.
Структура и содержание анкеты определяется целями и задачами исследования, необходимостью получить надежную маркетинговую информацию.[7]
Для получения надежной маркетинговой информации проводится ряд логических процедур:
1. описание проблемы исследования на уровне гипотезы;
2. операционализация основных понятий, которыми описана проблема;
3. выход исследователя на четко фиксируемые поведенческие факторы
Анкета, как правило, включает в себя пять компонентов:
идентификационная информация;
приглашение к сотрудничеству;
инструкции;
необходимая исследователю информация;
классификационная информация
Во избежание проблем в дизайне анкеты, до принятия окончательного варианта анкеты, необходимо проанализировать связь между потребностями в информации для конкретного исследовательского проекта и ожидаемой базой данных по разработанной анкете.
Логическая цепочка разработки анкеты следующая:
предварительное решение о перечне вопросов
решение о содержании отдельного вопроса
решение о формате вариантов ответов
решение об используемом тезаурусе для формулировки вопроса
решение о размещении вопросов в анкете
решение о формате, оформлении анкеты
тестирование, доработка и подготовка окончательного варианта анкеты
Сбор данных. Существует три подхода сбора данных:
1. осуществление самостоятельно;
2. осуществление путем создания специальной группы
3. путем привлечения коммерческих компаний
Достоинства привлечения к проведению маркетинговых исследований:
большой опыт проведения подобных исследований
наличие оборудованных классов
быстрота проведения исследования в случае удаления маркетинговой компании от респондентов
контроль качества
Существуют ошибки сбора данных. К ним относятся:
преднамеренные ошибки лица, собирающего информацию;
непреднамеренная ошибка лица, собирающего информацию;
преднамеренные ошибки респондентов;
непреднамеренные ошибки респондентов
Контроль за преднамеренными ошибками интервьюеров осуществляется путем двумя способами:
путем надзора за их работой
путем проверки выполненной работы
Анализ данных. Анализ данных начинается с перевода данных в осмысленную информацию, включает введение в компьютер, проверку на предмет ошибок, кодирование, табулирование. Это – преобразование исходных данных, где выделяются функции высокого уровня обобщения:
обобщение (выражение через определенное число понятий);
концептуализация (оценка результатов обобщения);
коммуникация (использование понятных для заказчика категорий);
экстраполяция (обобщение степени выборки на всю совокупность);
Статистический анализ включает в себя основные виды:
1. Дескриптивный – использование статистических мер (средняя величина, мода, среднее квадратическое, размах или амплитуда вариации).
3. Выводной - в основе лежит использование статистических процедур с целью обобщения результатов.
4. Анализ различий – для сравнения результатов исследования двух групп для определения степени реального отличия.
Подготовка отчета. После того, как массив собранной информации обработан, полученные результаты анализируются и интерпретируются. Отчет об исследовании представляет собой сведения, обобщенные и систематизированные по заданным параметрам, и, заключения, сделанные на их основании. От качества аналитики, то есть от того, будут ли выводы и рекомендации конкретными и конструктивными, зависит качество последующей разработки.[8]
Аналитический отчет становится предметом обсуждения заказчика и исполнителя исследования. Оцениваются полученные результаты и делаются соответствующие выводы. Благодаря исследованию, становится ясно, насколько получен нужный эффект от предлагаемых услуги или продаж. В связи с этим возможно создание нового “поля”.
СИСТЕМА ИНФОРМАЦИИ В СЕРВИСЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
Система маркетинговой информации - это постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной и достоверной информации для оптимального выбора и осуществления маркетинговых мероприятий.
Сбор информации необходим для выявления реального и потенциального рынков гостиницы, изучение потребностей и перспектив этого рынка. В настоящее время предприятия сферы услуг используют современные информационные технологии для хранения информации и обеспечения её оборота внутри себя.
Для проведения аналитической работы гостинитцы создают определенную систему маркетинговой информации: аналитический аппарат, оборудование, методические приемы, предназначенные для сбора, оценки и распространения конкретной и достоверной информации. Наличие единого стандарта для обмена информацией внутри организации позволяет иметь единообразные архивы по различным разделам. Так сотрудник отдела маркетинга может получить уже собранную статистическую информацию о количестве клиентов, видах, заказываемых ими услуг, среднем объеме сделки, средней величине депозита, количестве сделок в течение временного периода и тому подобное. Данная унификация позволяет маркетологу избежать трудоемкого процесса сбора данных и приведение их в удобный для анализа вид. Наличие единого формата файлов, содержащих маркетинговую информацию, позволяет автоматизировать процесс ее обработки. Подобный подход к сбору маркетинговой информации значительно ускоряет весь процесс маркетингового исследования в гостинице.
Система маркетинговой информации состоит из:
• системы внутренней отчетности;
• системы сбора внешней информации;
• системы маркетинговых исследований;
• системы анализа и интерпретации информации.
Система внутренней отчетности. Это система, представляющая поиск и аккумуляцию необходимой гостиниц информации в процессе деятельности самой организации. Система внутренней отчетности должна быть направлена на полное и оперативное отражение деловой информации, а также выдачу оперативных сведений. Отлаженная система внутренней отчетности позволяет руководству получать в считанные секунды требуемую информацию.
Информация о работе Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе