Маркетинговые исследования в сфере транспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:04, курсовая работа

Описание

Для анализа, планирования, осуществления и контроля маркетинговых мероприятий руководителям нужна информация. Вам также требуется информация, чтобы обеспечить эффективность своих действий. Информация – не только основа для принятия правильных решений, но и маркетинговый актив, который дает стратегически важное конкурентное преимущество. Конкуренты могут копировать оборудование, продукцию и операции противников, но им никогда не удастся воспроизвести информацию и интеллектуальный капитал, которым располагает компания.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Маркетинговые исследования……………………………………………….6
маркетинговая информационная система……………………………………….. 6
Маркетинговые исследования. Процесс. Определение. Проблемы и целей исследования………………………………………………………………………..7
Разработка плана исследования, выборка, исследование………………………. 9
Резюме по 1-ой главе………………………………………………………………15
Глава 2. Маркетинговые исследования в сфере транспортных услуг……………..17
2.1 Маркетинг в сфере транспортных услуг…………………………………………17
2.2 Маркетинговые исследования транспортных предприятий……………………18
2.3 Основные направления исследования рынка транспортных услуг……………21
Глава 3. Рекомендации…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………………...31
Библиографический список…………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 70.16 Кб (Скачать документ)

     Первой  задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований. Что  является начальным этапом разработки плана маркетинговых исследований, является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться на отдельных его этапах. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее подходящий набор этих методов.

     В таблице 1 представлены данные, характеризующие  цели маркетинговых исследований рынка  транспортных услуг и транспортного  предприятия и методы их проведения.

     Таблица 1

     Содержание  и методы проведения отдельных видов  маркетинговых исследований рынка  транспортных услуг

 
Направление исследований Цель исследований Методы проведения
Размер  рынка - определить  переделы расширения деятельности  транспортного предприятия на  рынке;

- определить  предельно возможные значения  роста рыночного потенциала

- кабинетные  исследования на основе данных  статистических органов и публикаций  в прессе;

- анализ потребностей в транспортной услуге;

- конкурентный  анализ;

-беседы  с ключевыми «игроками» определенного  рынка с целью получения полной  информации о рынке.

Рыночная  доля - выявить позицию  в конкурентной борьбе - обобщение  данных обследований потребителей;

- конкурентный  СВОТ-анализ рынка транспортных  услуг;

-конкурентный  бенчмаркинг;

-беседы  с ключевыми «игроками» рынка  транспортных услуг.

Покупательские  решения - выявить, как  было принято решение в сторону  данного транспортного предприятия  и вида транспортного средства Интервьюирование  покупателей и посредников с  целью определения степени их осведомленности о данной марке  и отношения к ней, а также определения приоритетности их отношения к цене, качеству, степени доступности продукта и уровню сервиса. Наблюдение за влиянием изменения цены и инструментов продвижения продукта на величину его объема реализации.
 
Продвижение транспортной услуги - установить  способы продвижения транспортной  услуги на рынке конкурентами;

- определить  степень известности транспортной  услуги конкретного транспортного  предприятия потребителю

- просмотр журналов, ТВ -программ, рекламных плакатов, посещение  выставок;

- выяснение  у потребителей способа получения  информации о данной транспортной  услуге;

- выявление  бюджета продвижения транспортной  услуги других предприятий (опрос,  расчеты).

 

     Из  таблицы 1 следует, что наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований рынка  транспортных услуг являются методы анализа документов, методы опроса потребителей ( всю совокупность которых  с определенной долей условности можно назвать методами социологических  исследований, поскольку их впервые  разработали и использовали социологи), экспертные оценки и экспериментальные  методы, а также маркетинговые  методы определения конкурентоспособности.

     2.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ  РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

     Рынок транспортных услуг является самостоятельной  сферой экономики. По качеству инфраструктуры и набору предлагаемых услуг Россия отстает от уровня развития ведущих  стран мира, тем не менее, рынок транспортных услуг динамично развивается как в целом в стране, так и в отдельных регионах.

     Исследование  мирового рынка транспортных услуг  показало, что для промышленно  развитых стран доля отдельных видов  транспорта по перевозкам грузов распределена следующим образом: наземный транспорт  – 27%, водный транспорт – 62 %, другие виды транспорта – 11 %; для развивающихся  стран – соответственно 1-: 84 и :%. Наземная транспортная инфраструктура у развивающихся стран слабая, она составляет 5% от мировой структуры, хотя эти страны занимают 70 % территории земного шара.1

     Рынок транспортных услуг занимает особое место в мировой транспортной системе, в экономике России и  отдельных регионов.

 

     1 – Троицкая Н.А.  Единая транспортная  система/ Н.А. Троцкая,  А.Б. Чубуков –  2-е изд.., стре.-М.: Издетельский центр  «Академия», 2004 –  240 с.

 

       По данным статистики на 1 км2 земного шара приходится 8,8 м железных дорог, 103 автомобильных дорог и 0,4 м речных путей при очень неравномерном распределении по регионам. Общая протяженность наземных путей сообщения, без учета трубопроводов, в 2000 г. в мире составила 23 450 тыс.км, в том числе в России – 993 тыс.км. соответственно грузооборот достиг в 2000 г. в мире 8 000 млрд.т км, в том числе в нашей стране – 1 959 млрд. т км.

     Одним из показателей уровня развития страны и региона является состояние  рынка транспортных услуг. Экономическое  значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития, связи и координации работы всей отрасли экономики. Отсюда вытекает следующее направление маркетингового исследования рынка транспортных услуг, заключающееся в анализе динамики и структуры показателей грузо- и пассажироперевозок.

     Анализ  динамики и структуры перевозок  пассажиров в России транспортом общего пользования показывает преобладание услуг автобусов, троллейбусов и трамваев, однако наибольший пассажирооборот приходится на железнолородный и автобусный транспорт.

     Исследование  рынка транспортных услуг в России показало, что парк автотранспортных средств за пятилетний период вырос  на 40%, 14 % грузовых автомобилей имеют  возраст до 5 лет, а свыше половины парка – более 10 лет. Технический  уровень отечественных транспортных средств отстает от мирового на 10-15 лет по экономичности, надежности, эргономичности, экологии и безопасности, что приводит к повышению общественных издержек на внутреннем рынке и значительным потерям на рынке международных  перевозок.

     Рынок транспортных услуг тесно взаимосвязан с процессами логистики, поэтому  чаще всего их объединяют в рынок  транспортно - логистических услуг, который в настоящее время  претерпевает ряд функциональных изменений, в свою очередь оказывающих влияние на роль и масштабы деятельности участников и структуру их взаимоотношений.

     Основная  масса экспедиторских и логистических  компаний расположена в Москве и  Санкт-Петербурге, а также в портовых городах и региональных центрах. Около 30% транспортно - логистических  компаний зарегистрированы в Центральном  федеральном округе (в том числе  более 20 % - в Москве), 28% - в Приволжском  федеральном округе (в том числе  более 20% - в Москве), 28 % - в Приволжском  федеральном округе, 18 % - в Уральском федеральном округе и 10 % - в Северо-Западном федеральном округе, в том числе 9% - в Санкт-Петербурге.

     Таблица 2.

 
 
 
 
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
 
Валовый внутренний продукт, млн.руб.
 
7305646
 
8945582
 
10834170
 
13285241
 
16779000
 
 
 
 
 
 
Индекс  тарифов на грузовые перевозки, % декабрь  к декабрю 5  
138,6 118,3 123,5 109,3 116,6 132,1
Эксплуатационная  длина путей сообщения общего пользования (на конец года),тыс. км  
994,2
 
1012,21
 
1015,11
 
1003,12
 
996,02
 
983,14
 
1012,14
Перевезено  грузов транспортом общего пользования, млрд. т км  
 
7349
 
7641
 
7917
 
8165
 
8369
 
8548
 
8663
Грузооборот транспорта общего пользования, млрд. т км  
 
 
2436
 
 
2561
 
 
2739
 
 
2981
 
 
3225
 
 
3327
 
 
3410
Перевезено  пассажиров транспортом общего пользования, млн чел:  
43867
 
42405
 
40309
 
37072
 
34638
 
25039
 
21166
Пассажирооборот общего пользования, млрд. пассажиро-км 331,9 313,9 304 296,8 293,8 268,7 262,6
 

     Основными тенденциями на данном рынке, по мнению экспертов, являются:

  1. глобализация деятельности компаний-клиентов;
  2. концентрация компаний клиентов на ключевых направлениях и аутсорсинг непрофильных секторов;
  3. стремление к сокращению размера логистической цепочки и оптимизация затрат на ее участках;
  4. сокращение жизненного цикла продукции и новые подходы к маркетингу и дистрибуции продукта и услуг, возросшая роль инноваций, ускоренное развитие бизнеса.1

     Дальнейшее  развитие рынка транспортно - логистических  структур, изменение конкурентных условий  на рынке будут непосредственно  зависеть от децствия факторов, представленных в таблице 3.

     Можно согласиться и с тем, что данные факторы будут стимулировать  рост конкуренции в ключевых отраслях экономики, приведут к увеличению входящих и исходящих грузопотоков. Развитие транспортно - логистической инфраструктуры за счет возросших объемов инвестиций в отрасль позволит создать условия  для роста объемов транспортировки, хранения и дистрибуции различных  товаров, интенсифицировать приход крупных компаний производителей товаров народного потребления

 

    1 –  Российский рынок транспортно-логистических  услуг: итоги 2010 г и перспективы  развития до 2012 года/Департамент  консталтинга. – Аналитчисекий обзор.-М.,2011.-241 стр.

     Однако  ключевыми факторами роста рынка  грузоперевозок и спроса на логистические  услуги будут оставаться динамика  промышленного производства и торговли, а также увеличение объемов внешнеторговых операция в сложившихся рыночных условиях.

     Таблица 7.

     Факторы воздействия на развитие рынка транспортно - логистических услуг

 
Внешние - динамика глобальной  торговли и индустрии;

- перспективы  присоединения России к ВТО;

-расширение  взаимоотношений Европейского союза;

-рост  объемов торговли со странами  Азиатско-Тихоокеанского региона  и повышения потребностей в  создании новых транспортных  коридоров, включая транзитные  перевозки грузов по территории  России;

- глобализация  деятельности транснациональных  корпораций и западных розничных  сетей;

- экспансия  международных логистических компаний.

Внутренние - сохранение  достаточно высоких темпов экономического  роста в стране;

-положительная  динамика промышленного производства  и розничного товарооборота;

-увеличение  объемов экспортно-импортных операций  и изменение структуры внешней  торговли;

- сдвиги  в структуре спроса на транспортно  -логистические услуги;

- темпы  консолидации логистического рынка;

-состояние  транспортно-логистической инфраструктуры  и динамика инвестиций в отрасль.

Информация о работе Маркетинговые исследования в сфере транспортных услуг