Медицинское образование в российских СМК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – провести исследование, в результате которого установить как СМК влияет на отношению людей к медицинскому образованию, а так же каким образом в массовом сознании формируется отношение к медицинскому образованию и медицине.
Задачи данной курсовой работы:
-изучить теоретический материал, по теме «Медицинское образование в Российских СМК»;
-описать посредством чего формируется отношение к медицинскому образованию и медицине в СМК (анализ телесериала «Интерны»);

Работа состоит из  1 файл

Курсовая СМК.docx

— 68.31 Кб (Скачать документ)

Введение.

 

Массовая коммуникация является неотъемлемой частью совpеменного общества, его экономики, политики, культуpы и охватывает междунаpодные, межгpупповые и межличностные отношения. Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Таким образом, мы получаем большое количество разнородной  информации, через СМК поступает  информация, в том числе и о медицинском образовании, медицине.

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы выявить каким образом происходит формирование мнения у населения касательно медицинского образования и медицины.

Медицинское образование в общем смысле  —  это система подготовки медицинских кадров, обеспечивающая изучение общеобразовательных и специальных дисциплин, а также овладение необходимыми практическими навыками.

Цель данной курсовой работы – провести исследование, в результате которого установить как СМК влияет на отношению людей к медицинскому образованию, а так же каким образом в массовом сознании формируется отношение к медицинскому образованию и медицине.

Задачи данной курсовой работы:

-изучить теоретический материал, по теме «Медицинское образование в Российских СМК»;

-описать посредством чего формируется отношение к медицинскому образованию и медицине в СМК (анализ телесериала «Интерны»);

-провести социологический  опрос.

Объектом данной работы является медицинское образование и медицина в целом.

Предмет данной курсовой –  как представляется через СМК  медицинское образование и медицина.

Врач, лекарь, медик, знахарь, доктор - все эти слова исторически  обозначают лицо, обладающего тайным знанием. В различных языках мира понятие целитель связывается:

  1. C обладанием особым знанием: русские знахарь, ведун, вещун; латинское doctor ‘учитель’;
  2. с магической силой, чарами: латинское medicus от глагола medicare ‘наделять чудодейственной силой’ (virga medicata ‘волшебная палочка’); латинское aesculapius ‘подобный богу врачевания Эсклепию, черпающий силу у Эсклепия’ (откуда русск. иронич. эскулап); ср. русское ворожея ‘обращающаяся к ворогу (врагу), нечистой силе’;
  3. с невнятной речью, бормотанием [нечленораздельная речь — один из атрибутов мага]: русское врач (связано с ворчать и врать); ср. колдун ‘заклинатель’, от не сохранившегося в рус. яз., но известного в других индоевропейских языках слова со значением ‘язык, речь’.

 

Некоторые из приведенных слов были “прозрачны” для носителей языка  только в прошлом (тогда связь  врач с ворчать, а вещун, ведьма, вещий  с ведать казалась очевидной), другие (вроде связи знахарь со знать) — “прозрачны” и сейчас. Однако, слово со значением ‘целитель’ могло всегда оставаться “темным”, рядовой носитель языка не мог  его объяснить, опираясь на его связи  с другими словами родного  языка. Чужеродность слов доктор, медик, ятрогенный (первая часть этого слова  – др.-греч. ‘врач’) очевидна. Но и  слово лекарь, лекарство — это  тоже заимствования (из др. германских языков так же, как и слова хлеб, царь и мн. др.), да и для предков современных немцев это слово было “темным”, т.к. представляло заимствование из кельтских языков. “Непрозрачность” слова связана с тем, что врачи часто были иноземцами, и не только в России.

Поскольку нередко затруднительно определить, какое развитие событий  является естественным, то отношению  к такому тайному знанию было и  остается двойственным. Когда союзники нашли рецепты, которые выписывал  Гитлеру его личный врач Теодор Морелль, то пришли в ужас. Рядом с фюрером  был настоящий “убийца в белом  халате”. Диктатор, который мог выбирать среди лучших специалистов, предпочел  опасного шарлатана. Лейб-медик нацистского  фюрера, специалист по кожным и венерическим болезням, называл себя учеником знаменитого  русского биолога Ильи Мечникова, который  якобы передал ему, Мореллю, какие-то особые рецепты. Но, по мнению врачей, которые  видели эти рецепты, “лечение”, несомненно, свело бы Гитлера в могилу, если бы тот сам не позаботился о  том, чтобы уйти из жизни.

Опасность, связанная с ощущением  своего всесилья, по-видимому, не фантазия литераторов, а реальный профессиональный риск. Профессиональный историк медицины Герберт Киннелл (Herbert G Kinnell) в статье “Серийные убийства совершенные  докторами: предшественники Шипмана” (Serial homicide by doctors: Shipman in perspective) замечает: “Многочисленные, известные из истории  случаи, когда врачи (или люди, выдававшие себя за врачей) становились серийными  убийцами, позволяют высказать предположение, что в медицинской профессии  есть нечто привлекательное для  людей с патологической страстью распоряжаться жизнью и смертью  себе подобных…”. В приведенном  в статье обширном списке уличенных  и попавших в руки правосудия преступников рекорд принадлежит, вероятно, некому доктору Джону Бодкину Адамсу, признавшемуся на своем процессе в 1957 г., что умертвил 400 пожилых женщин, у которых он был лечащим врачом (132 из них упомянули его в своем завещании). Дело Гарольда Шипмена, фигурирующего в заголовке статьи, по своим масштабам было куда более скромным: в 2000 г. суд в Великобритании осудил его на пожизненное заключение за убийство 15 пациентов (хотя остались подозрения, что жертв было гораздо больше).

Образ врача-“злого волшебника” отчасти  уравновешивается образом-“доброго волшебника”. Веками в нашей культуре складывался  Пантеон врачей-благодетелей, в который  вошли на равных правах реальные личности и литературные герои. Врач — мудр (А. Швейцер), он готов к самопожертвованию (Я. Корчак), совестлив и бескорыстен (автопортрет в “Записках врача” Вересаева), наконец, он объективный  и беспристрастный наблюдатель  и рассказчик (Гулливер у Свифта, Ватсон у Конан Дойля, который  сам был врачом, посвященным в  рыцари за участие в англо-бурской  войне, и т.д.). Героичность медицинской  профессией — не литературное преувеличение, не отдельные примеры, ее подтверждает сухая статистика: в России в конце 19 века 25% врачей погибло от сыпного  тифа, 18% - от туберкулеза и 10% покончили  жизнь самоубийством. Аналогичные  данные времен Гражданской войны, сталинских репрессий, ВОВ были бы еще более  впечатляющими. От Л.Н. Толстого идет традиция неприязненного отношения к медицинской профессии. Но все же обычно врач — положительный, но заведомо не центральный образ в нашей литературе. Полноценного художественного преломления не получили образы даже таких неординарных личностей как Пирогов, Боткин.

 

Глава 1.

«Медицина и общество».

 

Отношение людей к медицине во все  времена было неоднозначным. Вот  характерный пример из позднего средневековья: В 1322 г. Католический совет Вальядолида (Испания) принимает решение, что евреи “под личиной врачей, хирургов и аптекарей прилагают все силы, чтобы своими зельями исподтишка истребить христиан”. Но и Россия были случаи, когда даже воинские команды не могли защитить врачей. Во время эпидемии холеры 1831 г. в С.-Петербурге, в доме Мейнгардта на Сенной площади располагалась больница. Толпа черни, полагавшая немцев-докторов виновниками эпидемии, ворвалась сюда и стала выбрасывать врачей на улицу из окон больницы. За 60 лет до этого в 1771 г. в Москве во время эпидемии чумы также вспыхнул бунт, который историки считают предтечей пугачевского. Зачинщиками его стали жители Лефортовской слободы, поверившие слуху о том, будто бы больных в военном госпитале травят мышьяком. Обычно эти эксцессы списывают на недоработки органов народного просвещения в те далекие времена, но ведь и в середине 20 в., во время пресловутого “дела врачей” россияне повально демонстрировали такое же недоверие по отношению к “людям в белых халатах”.

Историки медицины связывают возникновение  рациональной медицины с именем Гиппократа (460—356 г до н.э.), воспитанника школы  на острове Кос. Гиппократ принадлежал  к известному в древней Греции роду Асклепиадов и ближайшие  его предки тоже были врачами. Первоначальное медицинское образование получил  от отца — врача Гераклида, в молодости  много путешествовал и изучал медицину в разных странах, интересуясь  практикой местных врачей и обетным  таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа. История  его жизни мало известна, связанные  с ним рассказы носят легендарный  характер, его имя стало собирательным  и большая часть из 72 сочинений (среди них “Клятва Гиппократа”, см. ниже) только приписывается ему. Но, судя по тем сочинениям, которые  признаны подлинными, Гиппократ обладал  исключительной наблюдательностью, а  его умозаключения отличались безупречной логикой. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собой вытекали заключения. Славу Гиппократу принесло также его умение точно предсказывать течение и исход болезни, которое было основано на изучении аналогичных случаев. Но, прежде всего, слава Гиппократа как создателя “рассуждающей” медицины и слава его школы на о-ве Кос основана на синтезе достижений медицинской практики и достижений античной философии, которая занималась изучением всех сторон природы.

В средние века основными хранителями  античной медицинской традиции и  наиболее искусными врачами были арабы, среди же христиан медицинская  профессия пришла сначала в полный упадок. Позднее ответственность  за это возлагали на церковь, которая  якобы возражала против вскрытия трупов. Церковь отвечала, что никаких  запретов со стороны высших иерархов на вскрытия не было. В действительности папа Бонифаций VIII в 1299—1300 г. запретил широко распространенную в то время  среди знати практику, когда тела погибших на чужбине подвергали варке, чтобы извлечь и перевезти  в родовые склепы кости покойных. Причем этот запрет практически не распространялся на рыцарей, погибших на Ближнем Востоке во время крестовых  походов.  Но, в конечном счете, именно христианская религия оказала положительное  влияние на развитие медицинского образования. И не только потому, что считала  лечение и уход за больными богоугодным  делом, но еще и потому что она  поощряла создание учреждений, куда помещали одновременно много больных, и где  был не один врач. С точки зрения эпидемиологии, госпитали, неизвестные  в мусульманском мире, возможно, не самое удачные решение, но они  облегчали врачам наблюдение, сопоставление  и обсуждение хода и результатов  лечения.

Передача медицинских знаний от врача ученику в монастырском госпитале была основной формой медицинского образования в Средние века. В  современном понимании первым учебным  заведением, которое готовила врачей, стала медицинская школа в  Салерно (Южная Италия), возникшая  между 9 и 11 вв. И в ней обучение осуществлялось на принципе индивидуального  ученичества, но были предприняты попытки  систематизировать накопленные  к тому времени медицинские знания. В то время медицинская практика стала регулироваться законодательно, а император Священной Римской  империи Фредерик II попытался даже ввести систему регистрации врачей.

С возникновением в Европе университетов (сначала в Италии, а потом в  Кракове, Праге, Париже, Оксфорде и т.д.) в них из госпиталей перемещается преподавание медицины, для медицинской  профессии оказывается привлекательными профессорские звания и престиж  университетского образования. Практическая подготовка учащихся не входила в  задачи университета. В результате изучение медицины все чаще сводится к изучению теории, а не к исследованию больных, тогда как собственно лечением занимаются все, кому не лень: аптекари, цирюльники, священники. Поставить  этому заслон в Англии попытался  энергичный Томас Линакр, усилиями которого был создана Лондонская королевская медицинская коллегия (1518), объединившая лучших врачей, которые  стали выдавать разрешения на занятия  медицинской практикой только при  условии сдачи экзамена. Увлечение  университетским теоретизированием  начинает спадать только после открытия Уильямом Гарвеем (1578—1657), работавшим в госпитале Св. Варфоломея в Лондоне, принципов кровообращения.

Постепенно, в 17-18 вв. ценность клинического опыта и необходимость учить  студента использовать при исследовании больного все органы чувств вновь  была признана. Систематическое изучение анатомии, ботаники, химии и других естественных наук стало рассматриваться как предпосылка для получения медицинских знаний. Возвращение врачей в госпитали помогло последним превратиться из прибежищ для убогих, калек и немощных, в которых трудились монахи и монашки и которые содержались на средства доброхотов, в относительно хорошо оборудованные, действенные медицинские учреждения, частные или муниципальные, к помощи которых прибегало все уже все население страны.

Однако до середины 19 в. не было сформулировано четких требований к преподаванию медицинских  наук. В соответствии с традиционной программой обучения врача студент  преимущественно был слушателем, а не овладевал определенными  навыками и не исследовал. Клиническая  практика, которая проводилась в  основном на базе госпиталей, содержащихся на пожертвования, где врачи были добровольными, неоплачиваемыми консультантами, была организована неудовлетворительно. Еще в сороковых годах 19 в. в  некоторых университетах, по свидетельству  Н.И. Пирогова, "учили делать кровопускание  на кусках мыла и ампутации на брюкве".

В современной России насчитывается 45 медицинских вузов и факультетов  университетов, все они государственные, хотя в системе переподготовки медицинских  работников есть и негосударственные  учебные заведения. Общее число  медицинских студентов составляет около 180 тыс.

Планирование числа обучающихся  осуществляется Минздрав соцразвития  России совместно с территориальными органами управления здравоохранением.

Структура медицинского образования. Для высшего медицинского образованияпредусмотрена только дневная форма обусчения. Сроки обучения: на лечебном факультете — 6 лет, на стоматологическом — 5 лет, спортивной медицины — 6 лет, адаптивной физической культуры — 5 лет, на факультете высшего сестринского образования — 5 лет. По прохождении данного курса обучения студенты получают диплом врача общей практики. Далее следует этап пост дипломного образования, в общем виде он выглядит так: 1 год – ординатура и 1 год интернатура на базе медицинских учреждений профильного типа. Подобный план обучения может несколько видоизменяться в зависимости от специализации.

На данный момент высшее медицинское образование в Санкт-Петербурге предоставляют следующие вузы:

Военно-медицинская академия, Медицинский факультет (лечебное дело) Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургская  государственная медицинская, Санкт-Петербургская  государственная педиатрическая медицинская  академия, Санкт-Петербургская государственная  химико-фармацевтическая академия, Санкт-Петербургский  государственный медицинский университет  им. академика И. П. Павлова.

Медицинские вузы Москвы:

Медицинский факультет Российского  университета дружбы народов, Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова, Московский государственный медико-стоматологический  университет МЗ РФ, Московский государственный  университет сервиса (специальность: социальная работа (социально-медицинские  услуги населению), Российский государственный  медицинский университет, Факультет  социальной медицины (лечебное дело) Государственной  еврейской академии им. Маймонида, Факультет  фундаментальной медицины МГУ им. М. В. Ломоносова.

Система повышения квалификации врачей (последипломное медицинское  образование) представлена семью учреждениями последипломного образования, факультетами усовершенствования врачей при медицинских вузах, а также курсами информации и стажировки на базе научно-исследовательских институтов и крупных учреждений практического здравоохранения.

Работу по специализации  и усовершенствованию врачей регулируют Министерство здравоохранения и  социального развития РФ (Минздравсоцразвития  РФ) и Федеральное агентство по здравоохранению (Росздрав). Головное учреждение — Российская медицинская  академия последипломного образования (РМАПО).

Информация о работе Медицинское образование в российских СМК