Медицинское образование в российских СМК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 13:28, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – провести исследование, в результате которого установить как СМК влияет на отношению людей к медицинскому образованию, а так же каким образом в массовом сознании формируется отношение к медицинскому образованию и медицине.
Задачи данной курсовой работы:
-изучить теоретический материал, по теме «Медицинское образование в Российских СМК»;
-описать посредством чего формируется отношение к медицинскому образованию и медицине в СМК (анализ телесериала «Интерны»);

Работа состоит из  1 файл

Курсовая СМК.docx

— 68.31 Кб (Скачать документ)

В нашей стране установлены  единые требования к организации  всех видов последипломного образования, единые сроки периодичности и  продолжительности обучения. Используются единые (типовые) образовательные программы, утверждены единый порядок проверки знаний и единый образец документов о присвоении квалификации и об усовершенствовании врачей.

Существуют следующие  этапы последипломной подготовки врачей (организованных форм обучения):

1. Специализация — прохождение  интернатуры или ординатуры по  специальности широкого профиля  (первичная специализация), а затем  по более узкой специальности  (вторичная специализация).

2. Усовершенствование —  дальнейшее совершенствование профессиональных  знаний и навыков: 

    • · общее усовершенствование — повышение квалификации по всем разделам специальности (согласно существующей законодательной базе, повышение квалификации специалистов должно осуществляться не реже одного раза в 5 лет);
    • · тематическое усовершенствование — по отдельным избранным разделам специальности или актуальным вопросам;
    • · курсы информации или стажировки на базе НИИ и крупных учреждений практического здравоохранения.

В процессе профессиональной деятельности любой врач может получить новую специальность, предусмотренную  номенклатурой специальностей, утверждённой Минздрав соцразвития России. Для  этого необходимо пройти профессиональную переподготовку в установленном  порядке.

Подготовкой младшего медицинского персонала занимаются медицинские  колледжи и др. учебные учреждения, имеющие подобные факультеты.

 

 

 

Глава 2.

Анализ телесериала «Интерны»

 

Медицинское образование и медицина в целом по-разному и посредством разных каналов освещается в СМК. В данной части курсовой работы будет проанализирован телесериал «Интерны», имеющий большую популярность у большого количества населения. Этот сериал призван формировать положительное отношение к медицине, ведь каждый сюжет, где речь идёт о жизни и смерти всегда заканчивается положительно. Посредством чего формируется положительное отношение к медицине, мы пронаблюдаем далее. Перед этим важно провести аналогию российских сериалов про милицию, которые преследуют те же самые цели.

«Интерны» — российский комедийный телевизионный сериал, посвящённый работе врачей-интернов. Идея сериала принадлежит Вячеславу Дусмухаметову. Автор идеи сериала (Вячеслав Дусмухаметов) — выпускник Челябинской государственной медицинской академии. Учёба в этом заведении, а также последующая интернатура по терапии и врачебная практика стали источником шуток и ситуаций сериала.

Сериал посвящён работе четырёх  молодых, неопытных интернов, постоянно попадающих в смешные и нелепые ситуации. Ими руководит заведующий терапевтическим отделением — доктор Быков, постоянно над ними подшучивающий. Помогают Быкову и наблюдают за приключениями интернов его друг, доктор-венеролог Купитман, и медсестра Любовь Михайловна Скрябина, а наводит порядок в больнице главврач Анастасия Кисегач.

Андрей Евгеньевич Быков (Иван Охлобыстин) — заведующий терапевтическим отделением больницы и руководитель четырёх интернов. Является опытным специалистом, в больнице на хорошем счету. В медицинских вопросах принципиален. Доктор с чувством юмора, хотя, как правило, резок и бескомпромиссен. Часто ироничен и язвителен. Картавит. С педагогической целью создает для интернов нелепые ситуации, в которые они часто попадают. Однако сразу же указывает интернам на ошибки и исправляет их. В качестве наказания часто оставляет интернов на ночные дежурства.

Разведён. Бывшая жена и дочь Алиса  живут в Санкт-Петербурге. У Быкова затяжной роман с главврачом больницы Анастасией Константиновной Кисегач. Получает огромное удовольствие от ругательств  Кисегач, причиной которых является он сам. Холерик. Хобби — видеоигры.

Таким образом перед нами предстаёт  человек всецело отдающий себя работе. Даже семейная жизнь не сложилась.

     Интерны:

  • Борис Аркадьевич Левин (Дмитрий Шаракоис) — интерн с красным дипломом. Считает себя самым умным и эрудированным по сравнению с другими интернами и часто демонстрирует это, поэтому бывает заносчив. Мечтает стать великим учёным и получить Нобелевскую премию. Организованный, опрятный, свои «мудрые мысли» и наблюдения записывает на диктофон. Самый чувствительный и впечатлительный, часто обижается из-за насмешек Быкова и других интернов. Хорошо знает теорию медицины, но в случае возникновения чрезвычайных ситуаций теряется. Пренебрежительно относится к работе младшего и среднего медперсонала (вынос уток, перевязки), так как считает это ниже достоинства врача. У него роман с медсестрой Любовью Михайловной. Как и другие интерны, боится Быкова. Хорошо играет в шахматы.
  • Семён Робертович/Семёнович Лобанов (Александр Ильин) — интерн. Простой парень, отслужил в армии. С первого курса работал на скорой помощи, и поэтому считает себя достаточно опытным специалистом — его задевают замечания о неопытности. Однако в неотложных ситуациях не теряется, действует четко и быстро (в одной из серий оказывает больному с остановкой сердца реанимационные мероприятия и спасает ему жизнь). Из-за высокого самомнения, обычно не подкрепленного знаниями, чаще других попадает в самые смешные ситуации. Всё время не высыпается и не имеет денег, поэтому частенько «стреляет» сигареты и деньги у коллег. Женат на девушке-юристе по имени Ольга. Склонен к авантюрам, легко соглашается за деньги совершить для пациентов действия, нарушающие больничный режим, а иногда и противоправные действия. Однако крайне недальновиден, из-за чего его авантюры оканчиваются крахом. Сторонник силового метода разрешения конфликтов, умеет «наехать». Занимался боксом. Азартен. Заядлый курильщик. С пациентами общается «по-свойски», почти со всеми на «ты».
  • Глеб Викторович Романенко (Илья Глинников) — интерн. Сын главврача больницы Анастасии Кисегач, поэтому убеждён, что интернатура для него должна проходить без проблем, несмотря на то, что медицина, как и любая работа — абсолютно не его призвание. Поступил в медицинский ВУЗ и учился там благодаря связям матери. Завсегдатай клубов и тусовок (несмотря на это плохо переносит спиртное), ездит на дорогом автомобиле, подаренном отцом, к девушкам относится потребительски. Однако по ходу сериала у Романенко возникает роман с Варей Черноус, которая поначалу не принимала его ухаживания. Чаще других ведет себя вызывающе и конфликтует с Быковым, который возмущен поведением интерна, убежденного во вседозволенности. Однако не лишен чувства юмора, может подшутить над остальными интернами или навести на них гнев Быкова, отчего и сам страдает. В ухаживаниях за Варей Черноус проявляет изобретательность.
  • Варвара Николаевна Черноус (Кристина Асмус) — интерн. Сердобольная и сочувствующая. Идеалист, не любит несправедливость и борется с ней всеми силами. Исполнительна, к заданиям Быкова подходит со всей серьезностью, иногда слишком инициативна. Её не пугают маленькая зарплата и неприятные обязанности вроде выноса уток за больными, считает их неотъемлемой частью лечебного процесса. Старается помочь всем и каждому, но от этого часто страдает сама. Обидчива, чувствительна. Жила без отца, с мамой, которая ей внушала, что мужчина в жизни женщины — не главное; на первом курсе обучения пережила любовную драму, из-за которой чуть не покончила с собой, поэтому поначалу не принимает ухаживания Романенко, но затем уступает, и у них начинается роман. Однако позже их отношения заходят в тупик.
  • Иван Натанович Купитман (Вадим Демчог) — доктор дермато - венеролог, заведующий кожно-венерологическим отделением больницы. Кандидат медицинских наук. «Я венеролог, уролог, гинеколог, сексопатолог и чёрт в ступе!» Лучший друг Быкова, с удовольствием поддерживает его, когда тот разыгрывает интернов. Умён и хитёр, но чаще — ловелас и увлекающаяся личность. Крайне болезненно воспринимает замечания по поводу своей внешности и возраста. В работе считает себя жрецом богини любви Венеры, так как лечит больных, от нее пострадавших. В жизни — бытовой философ, в связи с чем, многие ходят к нему за советами по личным вопросам, которые не всегда помогают, а иногда приводят к неожиданному результату. Любитель и ценитель коньяка, а также других алкогольных напитков, которые появляются у него от пациентов в качестве благодарности за лечение, хорошие результаты анализов или от коллег за консультацию (в том числе по личным вопросам). В результате имеет большую коллекцию коньяка у себя в кабинете. Был женат трижды, на данный момент — холост.
  • Любовь Михайловна Скрябина (Светлана Пермякова) — старшая медсестра терапевтического отделения. Опытна, исполнительна, но любвеобильна и болтлива. Четко и быстро реагирует на любые ситуации, восклицая: «Едрит-Мадрид!». Обычно в курсе всех сплетен, часто обсуждаемых с медсестрой Галей. Восхищается заведующим отделением Быковым . По-женски жалеет интерна Бориса Левина, с которым у неё в итоге начинается «роман». С жалобами на жизнь и за советом ходит к доктору Купитману.
  • Анастасия Константиновна Кисегач (Светлана Камынина) — главный врач больницы. Опытная, решительная, хотя и эмоциональная. Хороший руководитель. Как правило, находит выход из любой сложной ситуации. Владеет различными методами воздействия на подчиненных, в том числе и на Быкова. К Быкову со студенческих лет испытывает противоречивые чувства.  Давно в разводе, сын — интерн Глеб Романенко.

 

Таким образом,  перед  нами представлены герои совершенно не похожие друг на друга. Но все  они, так или иначе, оказываются  положительными героями, некоторые  из них даже оказываются жертвами собственной доброты.

Для того, чтобы зрителю  было интересно смотреть сериал, присутствует большое количество шуток, хоть и  по медицинской теме, но всё равно  понятные каждому. Кроме того все  серии объединяет между собой  определённая сюжетная канва, такая  как например, роман двух героев и другие вопросы, которые врачи  и интерны решают из раза в раз.

Говоря об особенностях этого  сериала, как комедийного, стоит  отметить, что в отличие от большинства юмористических сериалов, в «Интернах» отсутствует закадровый смех. Также часто в качестве музыкального оформления серий используются известные классические произведения Моцарта, Чайковского, Бетховена, Бизе, Вагнера, Вивальди, Сарасате и других композиторов.

Так же важно отметить сходство сериала  «Интерны»  с аналогичными западными  сериалами, такими как «Клиника» и «Доктор Хаус».

Кроме того в сюжете присутствуют некоторые неточности  — в терапевтическое отделение часто попадают «хирургические» больные;  интерны специализируются по терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, дермато - венерологии и травматологии одновременно.

 

 

 

Глава 3.

Исследование влияния  СМК.

 

Третья глава данной курсовой работы представляет собой исследовательскую  часть.

Цель данного исследования выявить общественно мнение и отношение к медицине и медицинскому образованию, как инструменту подготовки будущих кадров медицинских учреждений.

Задачи исследовательской части: выявить отношение к сериалу «Интерны», определить какой образ мед. образования формируется посредством сериала. Так же задачами данного исследования является, выявить влияет ли канал СМК на восприятие информации.

В данной работе использован количественный метод. Количественная, или позитивистская методология признает за количественными методами безусловный приоритет, считая их (и только их) достоверными и доказательными. Данная традиция опирается на комплекс представлений, рассматривающих формирование концепций как детерминированную индуктивную процедуру восхождения от фактов к обобщающей теории. Ориентация позитивистской методологии количественные методы исследования вытекает из представления о необходимости строгой фиксации исследуемых фактов.1

 

В качестве исследовательского метода будет использоваться метод  опроса. Технология массовых опросов и сопутствующие ей математические методы оказали огромное влияние на социологию в целом, включая все ее отрасли.2

Вопросы дихотомические. Дихотомический вопрос есть непосредственное выражение  концептуально-гипотетического знания, выработанного исследователем. Альтернативы "да" или "нет" предлагают респонденту  согласиться (в первую очередь, поэтому  положительная альтернатива и ставится всегда на первое место) или не согласиться  с предложенной концепцией.3

Опросные методы обладают рядом существенных достоинств:

1) позволяют достаточно  быстро получить большой массив  наблюдений, причем каждый индивидуальный  «случай» (отдельное наблюдение) описывается с помощью целого набора теоретически релевантных переменных признаков;

2) стоимость выборочного  опроса оказывается сравнительно  небольшой, если принять во  внимание объем получаемой информации;

3) использование стандартных  опросных процедур и однородных  количественных показателей при  соблюдении определенных условий  позволяет не только проверять  гипотезы о причинных зависимостях, но и проводить вторичный и сравнительный анализ результатов.4

Выборка — это подмножество заданной совокупности (популяции), позволяющее делать более или менее точные выводы относительно совокупности в целом. В данной работе будет использован метод случайной выборки.

Характеристика выборки: в данном опросе респондентами являются студенты, обучающиеся в СПБГУтд в институте бизнес – коммуникаций на 3 курсе. Практически все члены выше обозначенной группы условно в равной степени нуждаются в получении медицинских услуг.

В данной работе тип вероятностной  выборки  - кластерная выборка.

«Кластеры» (дословно с англ. — гроздья) — это естественные группировки единиц наблюдения.5 Кластером в данном случае является СПБГУтд. Одно из преимуществ такого типа выборки в данном случае – простота сбора информации.

Генеральная совокупность – множество интересующих социолога объектов исследования.

Генеральной совокупностью  являются студенты средних курсов.

С целью проведения исследования был создан опросник.

(Приложение 1).

Первый вопрос представляет собой вопрос-фильтр (или «отсекающий» вопрос). Он позволяют отобрать группу респондентов, которые могут ответить на следующие за вопросом-фильтром зависимые вопросы. То есть этот вопрос помогает отсеять респондентов, которые не смотрели телесериал «Интерны» и оказываются неподходящими респондентами для данного опроса. Остальные вопросы служат для выявления отношения к сериалу «Интерны». Также присутствуют вопросы, касательно СМК, для того чтобы выявить наличие других каналов СМК, использование которых было бы эффективно для формирования определённого отношения к медицинскому образованию у респондентов.

В опросе участвовало порядка 50 студентов, 22 из них на первый вопрос ответило положительно, потому ответы именно этих 22 респондентов подлежат анализу.

Лист с вопросами рассылался преимущественно по интернету в  социальных сетях и по электронной  почте  во второй половине дня. Ответы приходили в течении двух дней. Кроме того часть опросников в  печатном виде на бумаге была распространена среди студентов. Требований уточнить со стороны респондентов не было.

 

Обработка результатов.

Для обработки результатов  в работе используется метод одномерного анализа. Одномерный анализ -  описание распределения наблюдений («случаев») вдоль оси интересующего признака.6

Результаты опроса представлены в виде таблицы (Приложение 2).

Так же результаты опроса представлены графически в виде диатраммы.

Обратимся к таблице. Первый столбец представляет собой номера вопросов.  Ответы располагаются в строках, они обозначены следующим образом: положительные ответы отмечены знаком «+», отрицательные знаком «-».

Обратимся к диаграмме (Приложение 3). Ось «у» обозначает 100% положительных ответов, в данном случае 22 положительных ответа. Ось «х» обозначает номер вопроса.

На первый вопрос все респонденты ответили положительно, те, кто ответил на первый вопрос отрицательно, отсеялся.

Второй вопрос поставлен  для того, чтобы определить насколько  серьёзно респонденты относятся  к сериалу. Третий вопрос отражает хорошими или плохими специалистами респонденты считают интернов.

Четвёртый вопрос апеллируют к чувственной стороне вопроса: нравятся или не нравятся персонажи  сериала. Пятый вопрос показывает отношение  к сериалу, насколько зритель увлечён им, есть ли у зрителя любимый персонаж. Шестой вопрос тесно связан с вопросом о эффективности использования разных каналов СМК. Вопрос о том, любят ли респонденты смотреть  передачи про здоровье, выявляет предпочтения респондентов в выборе программ на телевидении. Следующие 3 вопроса так же непосредственно связаны с СМК, они выявляют насколько эффективно использование других каналов СМК для формирования мнения о медицинском образовании.

На первый вопрос, как  уже было отмечено ранее, все респонденты, результаты которых подвергаются дальнейшему  исследования, ответили положительно. На второй вопрос 12 человек ответило положительно, а 10 отрицательно, т.е. практически  половина. Таким образом, почти половина респондентов допускает, что подобные случаи могут происходить в реальной жизни. Судя по результатам ответов  на третий вопрос, можно отметить, что  большинство респондентов героев сериала  «Интерны» считают недостаточно компетентными специалистами (14 человек  ответило отрицательно, положительно ответило 8 человек).  На четвёртый  вопрос 19 человек ответило положительно, т.е. на большинство телезрителей герои  сериала создают положительное  впечатление. Некоторые респонденты, ответившие на этот вопрос отрицательно, пояснили, что порой герои в трудные ситуации попадают по своей глупости, и это раздражает, но в целом сериал всё равно нравится. На пятый вопрос положительно ответило 18 человек, остальные 4, ответившие отрицательно пояснили, что они не могут выделить какого-то одного героя. На шестой вопрос положительно ответило 3 человека, остальные 19 по результатам ответов, не любят смотреть передачи про здоровье. Это вполне объективно, т.к. передачи про здоровье рассчитаны несколько на другую целевую аудиторию. На седьмой вопрос положительно ответил 1 человек, остальные респонденты ответили отрицательно. На восьмой и девятый вопрос все респонденты ответили отрицательно, это означает, что ни один респондент не прислушивается к советам докторов в газетах и на радио. Таким образом, можно сделать вывод, что на данном этапе только телевидении подходит для формирования мнения о медицине, т.к. радио и газеты по данному вопросу респонденты оставляют без внимания.

Информация о работе Медицинское образование в российских СМК