Методы изучения конкурентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить понятие конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм–конкурентов.
Для решения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- изучить понятие конкуренции;
- изучить методы изучения фирм-конкурентов;
- проанализировать конкурентную стратегию ООО «Инсан»;
- дать рекомендации по изучению фирм-конкурентов ООО «Инсан».

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм-конкурентов
1.1 Понятие конкуренции
1.2 Методы изучения фирм-конкурентов
1.3 Анализ конкурентных стратегий фирм – конкурентов на рынке
1.4 Недобросовестные методы изучения фирм-конкурентов
2 Анализ конкурентной стратегии ООО «Инсан»
2.1 Краткая характеристика организации ООО «Инсан»
2.2 Анализ внешней среды
2.3 Анализ основных конкурентов ООО «Инсан»
2.4 SWOT-анализ внешних и внутренних факторов ООО «Инсан»
3 Практические рекомендации по изучению фирм-конкурентов
ООО «Инсан»
3.1 Анализ как способ изучения фирм-конкурентов
3.2 Опросы как способ изучения конкурентов
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)

     

     Рисунок 2.2 - Организационная структура управления ООО «Инсан» 

     Система управления ООО «Инсан» включает в себя две подсистемы: управляющую и управляемую. В состав управляющей системы входят руководители функциональных подразделений и специалисты, возглавляемые директором предприятия. В качестве управляемой системы выступают основные и вспомогательные подразделения, обеспечивающие производственные процессы. Показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Инсан» представлены в таблице 2.1. 

 

      Таблица 2.1 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности

     ООО «Инсан» за период 2006-2008гг.

Показатели Ед. измере-

ния

2006 2007 2008 Темпы роста (динамики), %
Базис-

ные

Цепные
1 2 3 4 5 6 7
Товарооборот  в действующих ценах тыс. руб. 115800,0 141000,0 233400,0 201,6 165,5
в сопоставимых ценах тыс.руб. 138690,0 187920,0 233400,0 168,3 124,2
в покупных ценах тыс.руб. 100800,0 132708,0 175200,0 173,8 132,0
Среднесписочная численность работающих чел. 36 42 45 125,0 107,1
в том числе служащих чел. 8 9 10 125,0 107,1
в том числе продавцов и рабочих чел. 28 33 35 125,0 100,0
Товарооборот  на одного работающего тыс. руб. 3852,5 4474,3 5186,7 134,6 115,9
Фонд  оплаты труда всего тыс. руб. 3542,4 4939,2 5832,0 164,6 118,1
Среднегодовая заработная плата одного работающего тыс. руб. 98,4 117,6 129,6 131,7 110,2
Издержки  обращения тыс. руб. 30606,0 43702,2 37053,6 121,1 84,8
в том числе условно-переменные тыс.руб 24726,0 36672,6 31326,6 126,7 85,4
в том числе условно-постояные тыс.руб. 5880,0 7029,6 5727,0 97,4 81,5
Валовой доход тыс. руб. 37890,0 55212,0 58200,0 153,6 105,4
Прибыль от продаж/ финансовый результат тыс. руб. 7284,0 11509,8 21146,4 290,3 183,7
Рентабельность  продаж % 5,3 6,1 9,1 172,5 147,9
Уровень издержек обращения   0,22 0,23 0,16 71,9 68,3
Фондоотдача   1,7 2,0 2,1 123,5 105,0
Оборачиваемость оборотных средств   6,9 7,2 7,7 111,6 106,9
Коэффициент опережения темпов роста производительности труда и выработки над темпами роста заработной платы         0,82 0,98

 

      Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о положительной динамике основных экономических показателей предприятия за 2006-2008 годы. Розничный товарооборот в сопоставимых ценах увеличился по сравнению с 2006 годом на 168,3%, по сравнению с 2008 годом - на 124,2%. Среднесписочная численность по сравнению с базисным периодом увеличилась на 125,0%, в том числе численность служащих - на 125,0%, рабочих и продавцов - на 125,0%.

     Темпы роста выработки по сравнению  с 2007 годом меньше темпов роста по сравнению с 2006 годом: цепные темпы роста товарооборота на одного работающего составили 115,9%, базисные - 134,6%. Это говорит о снижении темпов роста товарооборота. Фонд оплаты труда на одного работающего увеличился по сравнению с прошлым годом на 118,1%, по сравнению с базисным годом - на 164,6%. Среднегодовая заработная плата на одного работающего увеличилась соответственно на 110,2% и 131,7%. Издержки обращения напротив, уменьшились, что можно считать положительным моментом. Валовой доход по сравнению с 2007 годом увеличился на 105,4%, тогда как по сравнению с 2006 годом - на 153,6%, что является негативным моментом. Соответственно прибыль в 2008 году по сравнению с прошлым годом возросла на меньший процент, чем по сравнению с базисным годом.

     Рентабельность  в 2008 году составила 9,1%, что говорит об эффективной деятельности предприятия, однако также наблюдается снижение темпов ее роста. Фондоотдача и оборачиваемость оборотных средств увеличились на 105,0% и 106,9% соответственно по сравнению с 2007 годом и на 123,5% и 111,6% - по сравнению с 2006 годом. Таким образом, наблюдается снижение темпов роста всех показателей, так как значения цепных показателей роста меньше базисных, что является отрицательным моментом.

     В целом деятельность ООО «Инсан» является эффективной, так как предприятием получена прибыль, достигнут средний уровень рентабельности. Темп роста производительности труда по отношению к темпу роста заработной платы в 2007 году составил 0,98, в предыдущем году - 0,82, то есть показатель улучшился.  

    2.2 Анализ внешней среды  

     ООО «Инсан» является юридическим лицом  по российскому законодательству, имеет  самостоятельный баланс и действует  на основе полного хозрасчета, самоокупаемости, самофинансирования, имеет свой расчетный счет в банке Общество обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в арбитражном суде, осуществлять сделки, соответствующие его деятельности.

           На предприятии  учитываются инфляционные процессы, влияющие на рост цен на материалы, готовую продукцию и услуги, с  использованием метода индексации цен. Учет темпов инфляции позволяет провести анализ и динамику данных в сопоставимых ценах.

     Коммерческая  организация получает ресурсы извне, выпускает конечный продукт, ориентированный  на внешнего потребителя и ведет  конкуренцию на рынке. Коммерческая организация вынуждена быть внешне ориентированной. Следовательно, основополагающим процессом для деятельности компании, является анализ внешней среды. К факторам внешней среды относятся (таблица 2.2.): 

     Таблица 2.2 - Факторы внешней среды организации

Фактор Содержание
Политические  тенденции развития общества Государственная политика, программы партий и их отношение к отраслям, и регионам. Политическая идеология, стабильность правительства, позиция оппозиции
Правовое  регулирование Налоговое и трудовое законодательство. Законы и нормативные акты, действенность правовой системы, традиции, процессуальная сторона реализации законодательства.
Технология  и техника Совершенствование и модернизация технологии. Темпы внедрения научно-технических разработок. НИОКР.
Экология  и охрана окружающей среды Нормативные и  законодательные акты. Общественные организации и политика властей. Уровень экологической опасности различных видов деятельности. Экологическая обстановка региона
Конкуренты Количество  конкурентов. Слабые и сильные стороны  конкурентов, виды конкуренции, входные барьеры рынка
Поставщики Уровень развития рынка сырья. Структура рынка  сырья. Качество и цена сырья.
Уровень развития экономики Темпы роста  ВНП, темпы инфляции, уровень безработицы, процентная ставка по кредитам, темпы  роста производительности труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления, структура населения, уровень образованности, величина номинальной и реальной заработной платы, инвестиционный климат.
Потребители Демографические и социально-психологические характеристики. Потребности и оценка их удовлетворения. Объем спроса. Уровень информированности покупателя. Чувствительность к цене и качеству. Ориентация на определенную марку. Доходы потребителя и их дифференциация.
Социально-культурные факторы Социальные  обязательства государства. Жизненный уровень населения, развитие сферы здравоохранение. Культурные и социальные традиции и запросы.
Международная обстановка Деятельность международных и региональных организаций (всемирная торговая организация; организация стран – экспортеров нефти; координационный комитет по экспертному контролю; Европейское сообщество «общий рынок» и др.). Изменение валютного курса и политических решений в различных странах. Протекционизм.
 

     К макроэкономическим факторам, непосредственно влияющим на конкурентоспособность предприятия и его продукции, работ, услуг можно отнести следующие:

  • экономическая политика страны (субсидии и финансовые льготы национальным производителям, соотношение форм собственности);
  • состояние нормативно-технической базы;
  • состояние финансовой системы (курс и стабильность национальной валюты);
  • научно-технический потенциал страны;
  • уровень развития информационных технологий;
  • стоимость ресурсов (энергоресурсов, сырья, рабочей силы);
  • географическое, политическое и экономическое положение страны;
  • производительность и интенсивность труда.

     На  конкурентоспособность предприятия  и его продукции оказывают  влияние следующие рыночные факторы:

  • размер рынка – чем больше, тем сильнее конкуренты;
  • темпы роста рынка – быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
  • мощности – излишние мощности приводят к падению цен;
  • препятствия для входа или выхода из рынка – барьеры защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентоспособных новичков;
  • цена;
  • быстрое обновление ассортимента выпускаемой продукции;
  • экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара.
 

    2.3 Анализ основных конкурентов ООО «Инсан» 

     В настоящее время ООО «Инсан»  придерживается стратегии ограниченного  роста. Для разработки эффективной конкурентной стратегии предприятия необходимо определить конкурентов и оценить уровень своей конкурентоспособности. Для ООО «Инсан» конкурентами в настоящее время выступают предприятия, занимающиеся таким же видом деятельности в г.Тольятти. Это фирмы: ООО «Континенталь», ЗАО «Мебель на заказ», ООО «Мебель». В ближайшем будущем, возможно, появятся другие, то есть рынок мебели сужается. Из числа многочисленных методик оценки конкурентоспособности предприятия нами предлагается применить наиболее подходящий для бытового предприятия метод анализа иерархий рисунок 2.3. 

 

     

     Рисунок 2.3 Иерархическое представление проблемы «Конкурентоспособность товаров» 

     В качестве экспертов выступают сотрудники ООО «Инсан» в лице коммерческого директора и главного бухгалтера. Эксперты обсуждают и сравнивают с помощью шкалы относительной важности относительную важность элементов матрицы с элементами наверху.  

     Таблица 2.3 - Статистические данные о ценах на изготовление мебели в

     г. Тольятти, (руб.)

 
Ассортимент
 
Ед  изм
2008 г.
ООО «Инсан» ООО «Конти-

ненталь»

ЗАО «Мебель  на заказ» ООО «Мебель»
Шкаф  платьевой Шт 5310 7000 4745 5200
Диван Шт 5159 4650 4630 5000
Тахта Шт 4907 4525 4370 4800
Диван дет. Шт 4268 4405 4145 4185
Кровать 1,5сп. Шт 4710 4139 4635 4850
Кровать 2сп. Шт 4844 4580 4320 4650
Шкаф  для прихожей Шт 4333 4400 4156 4225
Тумба под TV Шт 4655 4137 4350 4355
Шкаф  книжный Шт 4205 4215 4200 4265
Относительная стоимость услуг, руб. (С) Шт 4710 4672 4395 4614

Информация о работе Методы изучения конкурентов