Методы изучения конкурентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить понятие конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм–конкурентов.
Для решения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- изучить понятие конкуренции;
- изучить методы изучения фирм-конкурентов;
- проанализировать конкурентную стратегию ООО «Инсан»;
- дать рекомендации по изучению фирм-конкурентов ООО «Инсан».

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм-конкурентов
1.1 Понятие конкуренции
1.2 Методы изучения фирм-конкурентов
1.3 Анализ конкурентных стратегий фирм – конкурентов на рынке
1.4 Недобросовестные методы изучения фирм-конкурентов
2 Анализ конкурентной стратегии ООО «Инсан»
2.1 Краткая характеристика организации ООО «Инсан»
2.2 Анализ внешней среды
2.3 Анализ основных конкурентов ООО «Инсан»
2.4 SWOT-анализ внешних и внутренних факторов ООО «Инсан»
3 Практические рекомендации по изучению фирм-конкурентов
ООО «Инсан»
3.1 Анализ как способ изучения фирм-конкурентов
3.2 Опросы как способ изучения конкурентов
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 336.50 Кб (Скачать документ)

 

      Как видно из таблицы, организация ООО «Инсан» занимает среднюю позицию среди конкурирующих фирм. Цены здесь немного ниже, однако, в ООО «Инсан» предоставляют более широкий комплекс услуг.

     Таким образом, ООО «Инсан» на рынке  г.Тольятти является более конкурентоспособным и занимает лидирующее положение по сравнению с ООО «Континенталь, ЗАО «Мебель на заказ» и ООО «Мебель».

     При анализе деятельности конкурентов  должны быть учтены все факторы, влияющие на спрос населения, а не только цена и качественные характеристики. Кроме вышеназванных организаций, примем во внимание и такого конкурента как рынок, на который также привозится мебель.

     Дадим следующую количественную оценку каждому  фактору конкурентоспособности  для всех конкурентов:

  • хорошая характеристика – 1 балл,
  • удовлетворительная характеристика – 0,5 балла,
  • неудовлетворительная характеристика – 0 баллов.

     Произведем  оценку факторов на основе информации, представленной в таблице 2.4, и сведем данные в таблице 2.5. 

     Таблица 2.4 - Факторы конкурентоспособности

 
Фактор
Объект оценки
ООО «Инсан» ООО «Конти-

ненталь»

 
ЗАО «Мебель  на заказ»
 
ООО «Мебель»
Мебельный рынок
1 2 3 4 5 6
Качество высокое Высокое Высокое высокое Хорошее
Уровень посещаемости  
высокий
района,

высокий

Низкий средний  
Высокий
Уровень цены выше средней выше средней выше

средней

средняя цена Средняя и выше средней
Ассортимент очень широкий широкий ограниченный широкий Очень широкий
Режим работы 9.00-18.00, без перерыва 8.00-18.00, без перерыва 9.00-18.00, перерыв  14.00-15.00 9.00-18.00, перерыв  14.00-15.00 Свободный график (5-6 часов в день)
Репутация фирмы и изделий надежная репутация надежная репутация надежная репутация надежная репутация Сомнительная  ненадежная репутация

      

     Таблица 2.5 - Оценка конкурентов по факторам, балл.

 

Фактор

Объект оценки
ООО «Инсан» ООО «Конти-

ненталь»

ЗАО «Мебель  на заказ»  
ООО «Мебель»
Мебельный рынок
Качество 1 1 1 1 0,5
Уровень посещаемости 0,5 0 0 0 1
Уровень цены 0,5 0,5 0,5 1 1
Ассортимент 1 0,5 0 0,5 1
Режим работы 1 1 0,5 0,5 0
Репутация фирмы и изделий 1 1 1 1 0
Итого 5 4 3 4 3,5
 

     Из  таблицы видно, что среди перечисленных  конкурентов большая сумма баллов, равная 3,5 соответствует частникам. Однако, ООО «Инсан» опережает  все другие организации, а также  мебельный рынок по уровню посещаемости и подтверждает лидирующее положение  по отношению к предприятиям, занимающимся изготовлением мебели в городе Тольятти.

     Судя  по полученным данным, в настоящее  время фирма ООО «Инсан» имеет надёжную репутацию, наибольшую конкурентоспособность, стабильное положение на рынке по изготовлению мебели на заказ. Но все это временно. Поэтому фирме ООО «Инсан» следует заранее побеспокоиться о том, как сохранить свое лидирующее положение на этом рынке.

     Здесь следует делать упор на сбор информации о конкурентах. Он проводится с единственной целью: сделать фирму более конкурентоспособной. Дела фирмы пойдут успешнее, если занять активную позицию, заранее определив отличительные особенности фирмы и, сумев объяснить ее потребителям. А для этого необходимо иметь хорошую маркетинговую службу.

     Схематически  позиционирование можно определить как концепцию, учитывающую группы факторов:

     -ожидания  потребителей;

     -имидж  конкурентов.

     Для того, чтобы фирма ООО «Инсан»  и дальше занимала лидирующее положение  на рынке по изготовлению мебели, нужно  чтобы ее цена, услуги по изготовлению мебели, существенно отличались от конкурентов, тут важна каждая мелочь, штрих. Ответственность, внимание, грамотные ответы на любые вопросы, вот какой должна быть позиция ООО «Инсан» и которая позволит составить достойную конкуренцию другим фирмам. 

     2.4 SWOT-анализ внешних и внутренних факторов ООО «Инсан» 

           Для анализа конкурентной позиции фирмы на рынке необходимо оценить, насколько организация готова к эффективной деятельности в области качества и конкурентоспособности продукции. Оценку внутренней среды – её силу и слабость, а также внешних возможностей и угроз обычно называют SWOT – анализ.

     Произведенный анализ системы управления маркетингом  на предприятии показал, что в  целом воздействие внешней среды  положительное, однако дальнейшему  развитию компании мешает такой фактор как политико-правовая среда. Проведем SWOT- анализ ООО «Инсан», который будет проведен по данным таблицы 2.6. 

 

      Таблица 2.6 - Матрица SWOT-анализа ООО «Инсан»

  Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
1 2 3
 
  1. Большой опыт в организации персональных продаж
  2. Высокий уровень организации управленческого учета
  3. Наличие высококвалифицированного производственного персонала
  4. Налаженная система поставок сырья, материалов и оборудования
  1. Недостаточный уровень клиентского сервиса
  2. Недостаточный уровень развития каналов товародвижения
  3. Средняя позиция в доле рынка
  4. Неадекватность рыночной ситуации стиль руководства и структуры компании
  5. Отсутствие системы стратегического планирования
Возможности (О) SO-стратегия WO-стратегия
Расширение  рынка образовательных услуг за счет старшего поколения

Изменение общественных стереотипов по отношению к рекламе

Увеличение количества домохозяек в связи со снижением занятости среди женщин

Увеличение покупательной способности населения

Увеличение количества предпринимательских структур

Развитие системы  персональных продаж для оптовых  покупателей изделий из древесины

Увеличение производственных мощностей по изготовлению изделий из древесины

Создание и  распространение бесплатных рекламно-информационных материалов о деятельности организации

Создание единой службы маркетинга на предприятии

Увеличение рыночной доли компании за счет увеличения объёма услуг по изготовлению мебели и продаж, завоевания новых сегментов рынка

Угрозы (Т) ST-стратегия WT-стратегия
Замедление  темпов экономического развития

Увеличение налогового пресса

Рост цен на материалы, в связи с сокращением площадей лесов и изменения экологической ситуации

Развитие технологии электронных коммуникаций

Создание системы  учета и снижения затрат

Применение искусственного сырья

Расширение  каналов товародвижения

Создание системы  обратной связи с клиентами компании

 

 

      SWOT-анализ раскрыл слабые и сильные стороны данной компании. Составленная матрица SWOT-анализа позволяет сформулировать перечень первоочередных мероприятий, которые должна провести компания для совершенствования системы управления маркетингом:

  1. Развитие маркетинговой деятельности
  2. Усиление рекламной деятельности
  3. Выход на дополнительные группы потребителей
  4. Совершенствование качества выпускаемой продукции
  5. Формирование собственной торговой марки.

     ООО «Инсан» осуществляет работу по формированию эффективного имиджа предприятия и  его продукции в трех направлениях: формирование внешнего, внутреннего  и осязаемого имиджа.

     Главными  конкурентами ООО «Инсан» являются ООО «Континенталь, ЗАО «Мебель на заказ» и ООО «Мебель».

     На  основе результатов оценки конкурентоспособности  предприятий с помощью метода анализа иерархий определено, что  ООО «Инсан» на рынке г.Тольятти является более конкурентоспособным  и занимает лидирующее положение по сравнению с ООО «Континенталь», ЗАО «Мебель на заказ» и ООО «Мебель».  

 

      3. Практические рекомендации по изучению фирм-конкурентов ООО «Инсан» 

     3.1 Анализ как способ изучения фирм-конкурентов 

     Разработку  конкурентной стратегии ООО «Инсан» необходимо начинать с формулировки проблем и постановки целей.

     В нашем случае список проблем выглядит следующим образом:

     - низкая потребительская оценка  широты выбора;

     - отсутствие защищенных конкурентных  преимуществ;

     - угроза давления со стороны  поставщиков;

     - угроза появления новых крупных  конкурентов.

     Теперь  рассмотрим последнюю из перечисленных проблем более подробно.

     Построить в организации систему изучения клиентов и конкурентов достаточно просто. Многие мероприятия этой системы  можно совместить с повседневной деятельностью сотрудников, они не требуют больших затрат, а действуют очень эффективно. Прежде чем начинать изучать конкурентов необходимо выделить параметры анализа и точно определить, как использовать полученную информацию. Это очень важный этап в изучении конкурентов, он избавит от трат времени на получение информации не представляющей практической ценности.

     Первый  шаг в изучении конкурентов - это  составить их перечень. Важно помнить, что конкурент - это организация, предлагающая аналогичные (по характеристикам, качеству, удовлетворяемым потребностям) вашим товары(услуги) для тех же сегментов рынка.  
Довольно часто предприятия допускают две ошибки при составления такого перечня. В одном случае, список получает очень маленьким, либо организация вообще уверена в том, что у нее нет конкурентов. Такая ошибка приводит к потере бдительности, сотрудники почивают на лаврах и не успеют заметить, когда конкуренты (которые есть в любом случае, независимо от того рассматривают их в таком качестве или нет) обходят их и завоевывают лидирующие позиции. В другом случае, перечень конкурентов получается настолько большим, что не представляется возможности изучить все компании попавшие в него. В таком случае, тоже никакого анализа не проводится, т.к. это представляется абсолютно нереальным. Поэтому стоит стремиться к тому, чтобы список ваших конкурентов насчитывал 5 - 15 конкурентов (в зависимости от отрасли и специфики производимой продукции или услуги).

     После того, как составлен список конкурентов, необходимо решить, для каких целей нужна информация о конкурентах. Наиболее распространены следующие цели анализа конкурентов:

     - выявление незаполненных ниш  и их использование;

     - использование находок конкурентов,  передового опыта;

     - выявление и использование своих  конкурентных преимуществ;

     - выявление своих слабых сторон  относительно конкурентов, работа  по их устранению;

     - корректировка своей ценовой  и ассортиментной политики с  учетом ситуации, сложившейся на  рынке;

     - грамотное построение презентации  для клиентов с акцентом на свои сильные стороны и отличия от конкурентов.

     На  основе целей анализа выделяются параметры анализа. А так как  одна из основных целей маркетингового анализа - разработка маркетинговой  стратегии, то важно сравнить свой комплекс маркетинга с комплексом маркетинга конкурентов.

     Поэтому практически стандартными параметрами  анализа являются следующие:

     - цены конкурентов;

     - ассортимент конкурентов;

Информация о работе Методы изучения конкурентов