Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:49, курсовая работа
Цель работы – изучить понятие конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм–конкурентов.
Для решения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
- изучить понятие конкуренции;
- изучить методы изучения фирм-конкурентов;
- проанализировать конкурентную стратегию ООО «Инсан»;
- дать рекомендации по изучению фирм-конкурентов ООО «Инсан».
Введение
1 Теоретические аспекты конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм-конкурентов
1.1 Понятие конкуренции
1.2 Методы изучения фирм-конкурентов
1.3 Анализ конкурентных стратегий фирм – конкурентов на рынке
1.4 Недобросовестные методы изучения фирм-конкурентов
2 Анализ конкурентной стратегии ООО «Инсан»
2.1 Краткая характеристика организации ООО «Инсан»
2.2 Анализ внешней среды
2.3 Анализ основных конкурентов ООО «Инсан»
2.4 SWOT-анализ внешних и внутренних факторов ООО «Инсан»
3 Практические рекомендации по изучению фирм-конкурентов
ООО «Инсан»
3.1 Анализ как способ изучения фирм-конкурентов
3.2 Опросы как способ изучения конкурентов
Заключение
Список используемой литературы
- способы продвижения (виды рекламы, стимулирования сбыта, использование связей с общественностью);
- каналы сбыта (прямые продажи, продажи через дистрибьюторов, продажи через розничные сети и т.д.).
Сбор информации из открытых источников: сайты, СМИ (журналы, газеты, и др.), реклама.
Получение информации из открытых источников целесообразно начинать с изучения сайтов конкурентов. Изучение сайтов - один из наиболее простых и дешевых способов исследования конкурентов. Особый интерес представляют новости, открытые вакансии, основные клиенты. Эти разделы показывают текущее состояние дел у конкурента. Также можно проанализировать параметры самого сайта (без относительно содержания): место расположения сайта (платный или бесплатный хостинг), информативность, соответствие языка информации уровню целевой аудитории (понятность информации), дизайн, частота обновления информации, удобство пользования сайтом, наличие дополнительных материалов (например, тематических статей).
Далее
можно перейти к анализу
Анализ сайтов и СМИ можно проводить собственными силами. Для этого каждый сотрудник, работающий с прессой или интернет, должен знать на какую информацию важно обращать внимание, что и каким образом фиксировать, кому передавать собранную информацию. Удобно создать специальный рубрикатор, который будет соответствовать параметрам анализа конкурентов и фиксировать информацию в соответствии с ним. Желательно, чтобы в обязанности одного из сотрудников (например, маркетолога или менеджера по продажам) входил регулярный сбор информации с других сотрудников, ее систематизация. В таком случае, при необходимости принять определенные решения, вся необходимая информация уже будет собрана.
Не
требует больших затрат и изучение
рекламы конкурентов (объявлений, рекламных
плакатов, банеров и др.). Такой
анализ в упрощенной виде также можно
провести собственными силами.
Параметры анализа рекламы конкурентов
могут быть следующие - рекламные слоганы
(на что делают упор), на кого рассчитана
реклама, где опубликована, периодичность
публикации. Такой анализ можно проводить
как разовые акции, например, в течение
1 недели каждый квартал, а можно поставить
на постоянную основу. Если это разовая
акция, то к ней можно привлечь всех сотрудников.
Их задача будет состоять в том, чтобы
записывать информацию об увиденной рекламе
(под дороге на работу, в метро на улице,
по телевизору). Форма отчета может быть
следующей:
Таблица 3.1 Форма отчета о рекламе конкурентов на улице
Фирма | Вид рекламы (плакат, объявление и др.) | Краткое описание | Местонахождение рекламы | Примечание |
ООО "АВС" | Рекламный плакат | Изображено …
Наличие слогана, координат … Цветовая гамма … |
Дорога, место | Например, высказывания попутчиков о данной рекламе |
Для
анализа телевизионной рекламы
возможно использовать другую форму:
Таблица 3.2 Форма отчета о рекламе конкурентов на телевидении
Фирма | Краткое описание | Канал | Время | Продолжительность | Какие программы разрывает | Примечание |
.... |
Использование
открытых источников для изучения конкурентов
является самым простым и малозатратным
методом, им могут воспользоваться
практически все компании. Основная
сложность - это поставить сбор и анализ
информации на регулярную основу. Но для
этого требуется, прежде всего, хорошо
отлаженная система управления, при которой
деятельность не только планируется, но
и регулярно контролируется, а также используются
соответствующие мотиваторы.
3.2
Опросы как способ
изучения конкурентов
Опрос
клиентов о конкурентах. Наверняка
каждый руководитель время от времени
задается вопросом: кто лучше его
фирма или конкуренты, в чем
фирма уступает конкурентам, а в
чем превосходит. Лучше всего на этот
вопрос могут ответить клиенты компании.
Больше шансов получить информацию от
клиентов, с которыми установились хорошие
отношения, от клиентов, когда-то отказавшихся
от фирм-конкурентов в вашу пользу, а также
у клиентов, которые закупают продукцию
и ваших конкурентов (например, региональные
дистрибьюторы продуктов питания), т. к.
они имеют деловые контакты с вашими конкурентами
и могут сравнивать.
При проведении опроса клиентов, нужно
быть готовыми к тому, что не все клиенты
согласятся принять в нем участие. Однако,
можно сформировать условия, которые повысят
процент откликов. К таким условиям относятся:
краткость анкеты (желательно 1-2 страницы),
содержание анкеты (понятность, наличие
у респондента необходимой информации),
мотивация (нужно подумать чем можно заинтересовать
клиентов). Существует закономерность
- чем более лоялен клиент, с тем большей
охотой он примет участие в опросе. Хотя
лояльность и формируется достаточно
долго, затраты на это всегда окупаются.
Поэтому при проведении опроса следует обратить внимание на следующие моменты:
- необходимо обосновать цель исследования, указать как вы будете использовать полученные данные;
- продумать мотивацию клиентов - подготовить подарки, призы, скидки на заказ и т.д.;
- тщательно продумать анкету, формулировки вопросов, удобство заполнения;
- предоставить для заполнение необходимое время.
Здесь
важен один момент: время на заполнение
анкеты должно быть не слишком малым,
но и не слишком большим. Если вы
попросите заполнить анкету сегодня
же или до завтра, то скорее всего получите
отказ, ведь клиент не планировал этого
дела и вряд ли найдет на это время. Если
же вы попросите заполнить анкету в течение
2-3 недель, клиент скорее всего отложит
это дело в "долгий" ящик как несрочное
и скорее всего забудет о нем. Поэтому
наиболее оптимальный срок - это неделя.
Клиентам можно предложить, такую оценочную
форму(таблица 3.3):
Таблица 3.3 – Оценочная форма для опроса клиентов
Критерии | Название фирмы/марки | Оценка | Примечания (что именно Вы считаете удачным) |
Доставка | |||
Рекламная поддержка | |||
Система расчетов |
У компаний, получивших по 5 и 4 баллов по разным направлениям, есть чему поучиться, поэтому можно продолжить исследование уже конкретных участков, допустим системы доставки, воспользовавшись другими методами.
Опрос
собственных сотрудников. Опрос собственных
сотрудников как метод изучения конкурентов
достаточно прост и дешев. Особое значение
он приобретает, когда в компании не принято
фиксировать и систематизировать информацию,
когда все данные находятся "в головах"
персонала. Довольно часто сотрудники,
которые в процессе работы сталкиваются
с конкурентами, получают отзывы клиентов,
где они высказывают мнения, замечания,
сравнивая вас с конкурентам, никому не
передают такую информацию.
Если в компании сложилась такая ситуация,
то можно провести опрос персонала и перевести
данные из голов на бумагу. А в дальнейшем
ввести систему регулярного учета такой
информации, заполнения карточки конкурентов.
В такие карточки вносится вся информация
о конкурентах, независимо от метода получения
информации(таблица 3.4).
Таблица 3.4- Карточка оценки конкурентов
Общие сведения | |
- Название компании | |
- Организационная форма | |
- Адрес головного офиса, координаты | |
- Ф.И.О., должность первого лица | |
- Побочные виды деятельности | |
- История компании | |
Персонал и система управления | |
- Руководители и ключевые сотрудники | |
- Кадровые перестановки | |
- Общее количество персонала | |
- Кадровая политика | |
- Политика стимулирования (з/п, премии, соц. пакеты) | |
- Структура управления | |
- Перспективы, планы | |
- Реструктуризации, их причины | |
Маркетинг и финансы | |
- Доля рынка | |
- Объемы продаж | |
- Торговые марка | |
- Ценовая политика | |
- Виды продукции | |
- Рекламные бюджеты | |
- Рекламные агентства | |
- Виды рекламы |
Итак, оценить положение компании на рынке, выстроить линию поведения, отличную от конкурентов, сделать недочеты конкурентов своими преимуществами, поучиться у конкурентов - все это позволяет сделать анализ конкурентов. Но не стоит увлекаться поисками ноу-хау у конкурентов. Нет такого "волшебства", которое сделало вашего конкурента лидером. Для достижения ведущих позиций на рынке нужно проделать долгую работу по формированию имиджа, по отладке всех систем компании.
Опрос является хорошим, но достаточно затратным методом изучения конкурентов. Поэтому принимая решение о проведении опроса нужно взвесить все "за" и "против", и проверить нет ли возможности получить необходимую информацию другими способами
Таким образом, инструменты анализа и опроса до сих пор используются относительно редко, но те предприятия, которые осознали их ценность и внедрили в свою деятельность, довольно быстро начинают получать ощутимые результаты: это и упрочение своих позиций на рынке, и увеличение количества лояльных клиентов, и повышение удовлетворенности сотрудников, и повышение не только объема продаж, но и прибыли.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.
В
целом же, конкуренция несет меньше
негативных моментов, чем положительных;
конкуренция – значительно
Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы. Необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных исследователей.