Методы получения данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 00:06, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является изучение количественных и качественных методов сбора информации в маркетинговых исследованиях.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Рассмотреть систему маркетинговой информации в общем;
Исследовать особенности методов сбора информации в маркетинговых исследованиях.
Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы

Содержание

Задание 1. Методы получения данных. 3
Введение 3
Основная часть. 4
Заключение 13
Задание 2. Выберите правильный вариант ответа 15
Повторное контрольное обследование может проводиться для:
a) Сбора дополнительных данных;
b) Учета возможных изменений в совокупности;
c) Выявления ошибок и повышения степени надежности информации
Задание 3. Укажите достоинства и недостатки использования Интернета при проведении маркетинговых исследований. 17

Работа состоит из  1 файл

Задания.docx

— 51.32 Кб (Скачать документ)

Содержание 

     Задание 1. Методы получения данных. 3

     Введение 3

     Основная часть. 4

     Заключение 13

     Задание 2. Выберите правильный вариант ответа 15

     Повторное контрольное обследование может проводиться для:

     a) Сбора дополнительных данных;

     b) Учета возможных изменений в совокупности;

    c) Выявления ошибок и повышения степени надежности информации

    Задание 3. Укажите достоинства и недостатки использования Интернета при проведении маркетинговых исследований. 17

 

     

     Задание 1. Методы получения  данных.

     Введение

 

     Маркетинговые исследования - это инструмент маркетинга, или его информационно-аналитическое  обеспечение, которое является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования позволяют  фирмам увеличить свои знания о стоящих  перед ними проблемах маркетинга, то есть уменьшить неопределенность при принятии маркетинговых решений. Результатом маркетингового исследования являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии  и тактики маркетинга.

     Реализация  маркетинговых исследований предполагает использование самых разнообразных  методов сбора информации. Именно эта проблема находится в центре внимания данной работы и рассматривается  в теоретическом аспекте: какие методы, в каких случаях являются наиболее эффективными, достоинства и недостатки методов, как грамотно выстроить взаимодействие методов друг с другом для достижения наиболее качественного результата исследований.

     Целью данной работы является изучение количественных и качественных методов сбора информации в маркетинговых исследованиях.

     Для достижения поставленной цели были выдвинуты  следующие задачи:

    • Рассмотреть систему маркетинговой информации в общем;
    • Исследовать особенности методов сбора информации в маркетинговых исследованиях.

     Контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы

     Основная  часть.

     Методы маркетинговых исследований в первую очередь делятся на методы сбора первичных и методы сбора вторичных данных.  

     Рис. 1. Классификация методов маркетинговых  исследований 

     
  1. Вторичные данные — информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей. Иными словами, вторичная информация — это те данные, которые уже были собраны для решения других задач, но которые можно частично использовать и для разрешения стоящей перед нами в настоящий момент проблемы1.

     Основные  достоинства вторичной информации — она дешево стоит, и доступ к  ней можно получить сравнительно легко и быстро.

     Основные  недостатки связаны с тем, что  вторичная информация собиралась для  решения другой проблемы. Соответственно, она, скорее всего, будет устаревшей, неполной, не иметь прямого отношения  к решаемой проблеме.

     Вторичная информация может содержаться как во внутренних, так и во внешних источниках. К внутренним источникам информации относятся внутренние отчеты компании, беседы с сотрудниками, отчеты о продажах, бухгалтерские и финансовые отчеты, жалобы и предложения потребителей и т. п. Внешние источники информации — это средства массовой информации, выпускаемые различными организациями бюллетени, публикации исследовательских и консалтинговых фирм, статистические сборники; масса ценной информации находится в сети Internet — тематические и отраслевые сайты, сайты конкурирующих компаний.

     II. Первичные данные — информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы. Чаще всего под проведением маркетингового исследования понимают именно сбор первичной информации. Методы сбора первичных данных, в свою очередь, делятся на методы сбора качественных данных, методы сбора количественных данных и так называемые mix-методики.

     2.1. Качественное исследование отвечает на вопросы «как» и «почему». Данный тип исследований позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях очень небольшой группы лиц. Полученные данные не могут быть выражены количественно (за редким исключением), однако дают хорошее представление об образе мыслей потребителей. Качественные исследования незаменимы при разработке новых товаров, рекламных кампаний, изучении имиджа фирм, торговых марок и решении других сходных задач.

     Основные  методы качественных исследований: фокус-группы, глубинные интервью, анализ протокола.

     Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам2.

     Фокус-группа проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса; в ходе этого обсуждения участники  группы, не скованные рамками стандартного интервью, могут свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства и эмоции. Для участия в фокус-группе отбираются 6-12 человек — наиболее «типичные» представители интересующей исследователя группы людей, однородные по своим демографическим и социально-экономическим характеристикам, а также по жизненному опыту и заинтересованности в изучаемом вопросе.

     В течение полутора-трех часов подготовленный ведущий (модератор) руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме. Фокус-группа обычно проходит в специально оборудованном помещении с односторонним зеркалом. Все происходящее записывается на видео- и аудиопленку. После завершения обсуждения аудио- и видеозаписи анализируются и составляется отчет.

     Среди недостатков данного метода данного метода следует отметить возможную нерепрезентативность и субъективную интерпретацию полученных результатов.

     К числу достоинств фокус-групп можно отнести:

     максимальную  возможность для свободной генерации  новых идей;

     разнообразие  направлений использования данного  метода;

     возможность изучать респондентов, которые в  более формальной ситуации не поддаются  изучению;

     возможность для заказчика принимать участие  на всех этапах исследования3.

     Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседы интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. Интервью проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя тему, в ходе которого исследователь получает от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам.

     Перед началом серии интервью исследователь  подготавливает план, в соответствии с которым будет проводиться  интервью. В отличие от обычного опроса, план глубинного интервью представляет собой просто перечень вопросов, по которым интервьюер должен узнать мнение респондента.

     После подготовки плана беседы отбираются респонденты и проводятся сами интервью. Длительность глубинного интервью может  составлять от получаса до нескольких (2-3) часов в зависимости от сложности  темы, а также количества и глубины  изучаемых вопросов. Как правило, глубинное интервью проводится в  специальном помещении с нейтральной  обстановкой и хорошей звукоизоляцией, во избежание возникновения каких-либо внешних помех. Интервью записывается на аудио и/или видеоаппаратуру  для облегчения последующей расшифровки  и анализа данных, а также для  того, чтобы не потерять важную информацию.

       После завершения интервью его  аудио и/или видеозаись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает полный текст всего интервью. На основе данных текстов и впечатлений интервьюера составляется аналитический отчет.

     Основные  недостатки метода глубинных интервью связаны со сложностью поиска интервьюеров. Во-первых, для проведения глубинных  интервью требуются квалифицированные  специалисты, которых нелегко найти. Далее, на качество результатов интервью сильно влияет личность и профессионализм  интервьюера. И, наконец, сложность  обработки и интерпретации полученных в ходе интервью данных, как правило, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов.

     Достоинства. С помощью глубинных интервью можно получить более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных  мотивах, что не всегда возможно в  фокус-группе, где респонденты оказывают давление друг на друга и сложно определить, кто именно дал тот или иной ответ.

     Анализ  протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения. Респонденту предлагают представить себе конкретную ситуацию, в которой он должен принять решение. После этого он должен словесно описать все факторы и аргументы, которыми он руководствовался в процессе принятия решения. Иногда при применении данного метода используется диктофон. Затем исследователь анализирует протоколы (отсюда — название метода), представленные респондентами. Анализ протокола применяется для составления модели принятия решения о покупке.

     2.2. Количественное исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько». Данный тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т. п. Основные методы количественных исследований — это различные виды опросов и аудит розничной торговли (retail audit).

     Опрос предполагает выяснение мнения респондента по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом4. Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения.

     Опросы  могут различаться:

     по  способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том  числе по электронной) и через Internet;

     по  типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос  экспертов;

     по  месту проведения опроса: дома, в  офисе, в местах продаж;

     по  типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки5.  

     Таблица 1

     Достоинства и недостатки трех главных методов  опроса 

     
Метод Достоинства Недостатки 
Почтовый  опрос
  • низкая стоимость
  • легкость организации опроса
  • доступен для малой группы исследователей
  • при заполнении анкеты отсутствует влияние на респондента со стороны интервьюера
  • могут быть использованы иллюстрации
  • смещение выборки за счет «самовыборки»: в почтовых опросах чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса
  • респондент не может уточнить у интервьюера вопросы
  • низкое качество ответов на открытые вопросы
Телефонное  интервью
  • низкая стоимость
  • опрос может быть проведен достаточно быстро
  • пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения
  • возможен централизованный контроль за ходом опроса
  • охватывает только людей, имеющих телефон
  • не могут быть показаны вопросник и иллюстрации
  • по телефону трудно поддерживать интерес более 15-20 минут
  • трудно задавать сложные вопросы
Личное  интервью
  • есть возможность продемонстрировать продукт
  • сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени
  • появляется возможность слушать живую речь респондента
  • легко задавать сложные вопросы
  • высокая стоимость
  • присутствует влияние интервьюера на респондентов
  • требуется большая команда квалифицированных интервьюеров
  • низкий уровень контроля за работой интервьюера

Информация о работе Методы получения данных