Методы сбора информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:09, контрольная работа

Описание

В ходе выполнения своих обязанностей управляющий по маркетингу нуждается в огромном количестве информации. Необходимые ему сведения часто отсутствуют, поступают слишком поздно или не заслуживают доверия. Все большее число фирм начинают отдавать себе отчет в недостатках информационного обеспечения и принимают меры по совершенствованию своих систем сбора маркетинговой информации. Маркетинговая информация - особо ценный товар.

Работа состоит из  1 файл

Основы марктинга.docx

— 89.51 Кб (Скачать документ)

Ценовая конкуренция заключается в стремлении добиться успеха в конкуренции за счёт снижения цен и должна базироваться на снижении себестоимости продукта, а не за счёт демпинга. 

Неценовая конкуренция основана на продаже  товаров более высокого качества и надёжности, достигнутых благодаря  техническому превосходству. К методам  неценовой конкуренции относятся  реклама, инновации в новые продукты, улучшение приспосабливаемое™ товара к нуждам потребителей. 

Рассмотренные виды конкуренции могут быть как  эффективными, так и неэффективными. 

Эффективная конкуренция, как считает И. Шумпетер, возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическая конкуренция стимулирует стремление к получению сверхприбылей за счёт преимущества в издержках и качественного продукта. Эффективная конкуренция предполагает, что ни один из конкурентов не в состоянии влиять на условия производства и реализации товаров, а действия конкурентов не включают методы монополистической практики, запрещённые законом. В противном случае конкуренция будет неэффективной. Эффективная конкуренция должна быть также добросовестной, то есть не ущемлять права потребителей [3]. 

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что представленные виды конкурентных отношений базируются на классических моделях (монополия, олигополия, монополистическая  и свободная) конкуренции, но в то же время каждая из них может иметь  любое взаимосвязанное количество рассмотренных признаков. 

Предложенная  классификация основных видов конкурентных отношений в различных проявлениях  требуют дальнейшего развития или  уточнения по мере приближения к  реальным рыночным условиям или же отдаления от них. 
 
 

Конкуренция, как видно из предыдущего параграфа, — сложная и многогранная категория  рыночной экономики. Познать ее без  глубокого анализа структуры, т. е. ее видов, из которых она состоит  и которые взаимодействуют между  собой, затруднительно. Поэтому, на наш  взгляд, целесообразно классифицировать конкуренцию на виды по определенным критериям (рис. 9.2). 

Внутриотраслевая  конкуренция — это борьба между  товаропроизводителями одной отрасли  за более выгодные условия производства и реализации товаров с целью  получения большей прибыли. 

Функцией  внутриотраслевой конкуренции является сведение индивидуальной стоимости  товаров к их единой общественной (рыночной) стоимости, которая определяется средними затратами в отрасли. При  таком соперничестве побеждают  владельцы тех предприятий, у  которых вследствие передовой техники, технологии и организации производства индивидуальная стоимость товаров  меньше чем их общественная стоимость, что дает им возможность получать сверхприбыль. В соответствии с современным неоклассическим подходом эта сверхприбыль представляет собой экономическую прибыль, определяемую как разность между совокупным доходом фирмы от реализации продукции и экономическими издержками, включающими наряду с внешними также внутренние издержки, которые, в свою очередь, включают нормальную прибыль. Следствием внутриотраслевой конкуренции является внедрение новых достижений науки и техники, снижение издержек производства, повышение качества продукции. 

Однако  внутриотраслевая конкуренция не устраняет  различий в величине норм прибыли  на одинаковые капиталы, вложенные  в разные отрасли. Эту проблему решает межотраслевая конкуренция. 

Межотраслевая конкуренция — это борьба между  товаропроизводителями разных отраслей экономики за наиболее выгодные условия (сферы) применение капитала. 

Она осуществляется в форме стихийной миграции капиталов из отраслей с низкой в отрасли с высокой нормой прибыли. В результате формируется средняя норма прибыли в масштабах экономики, которую получают товаропроизводители по принципу: "Равновеликая прибыль на равновеликий капитал". 

Перемещая капиталы в более эффективные  отрасли и сферы производства, межотраслевая конкуренция способствует оптимальному использованию производственных ресурсов общества и одновременно установлению необходимых пропорций в экономике. 

В современной  реальной практике можно встретиться  с ситуацией, когда в отдельных  отраслях высокая прибыльность применения капитала по сравнению с другими  сохраняется довольно продолжительные  промежутки времени. Главной причиной такого положения являются препятствия  на пути проникновения в значительно  монополизированные отрасли и сферы  новых капиталов. Поэтому в современных  условиях преобладающая часть межотраслевого перелива капитала происходит в пределах многоотраслевых концернов и  конгломератов. 

Экономические субъекты — участники внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции, в  зависимости от рыночных условий  и целей, которые они перед  собой ставят, могут осуществлять следующие типы конкурентного поведения: креативный, приспособленческий, гарантирующий. 

Креативный  тип конкурентного поведения  предусматривает обеспечение субъекту преимуществ над соперником путем  введения новых компонентов (продукция, технологии, формы организации производства и т. д.). Важным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения. 

Приспособленческий тип конкурентного поведения состоит в упреждении действий конкурентов в области модернизации производства. Он применяется, когда предприниматель не уверен в своих инновационных возможностях и старается скопировать прежде всего в сжатые сроки достижения своих соперников. 

Гарантирующий тип конкурентного поведения  призван обеспечить стабилизацию на продолжительную перспективу достигнутых  позиций на рынке и повысить их за счет улучшения качества продукции, обновления ее ассортимента, предоставления дополнительных услуг, связанных с  гарантийным обслуживанием и  др. Этот тип конкурентного поведения  применяется, как правило, тогда, когда  предприниматель не обладает возможностью существенно изменить производственную и коммерческую программы и имеет  слабую инновационную базу. 

С образованием и развитием мирового хозяйства  возникает и международная конкуренция. 

Международная конкуренция — это конкуренция  национальных и транснациональных  экономических субъектов за наиболее выгодные условия производства и  реализации экономических благ на мировом рынке. 

Международная конкуренция объединяет внутриотраслевую и межотраслевую формы конкуренции. Она способствует движению капиталов  и товаров между разными государствами, обеспечивает сбалансированное развитие мирового рынка и глобального  хозяйства. Доминируют на мировом рынке  национальные и транснациональные  компании наиболее развитых стран мира. 

Совершенная (свободная) конкуренция — это  такая рыночная ситуация, при которой  многочисленные, независимо действующие  производители продают идентичную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее. 

Совершенно  конкурентный рынок характеризуется такими чертами: 

— большое  количество продавцов и покупателей, ни один из которых не оказывает  влияние на рыночную цену, она формируется  на основе спроса и предложения; 

— каждый производитель выпускает однородный (стандартизированный) продукт, который  не отличается от продукта других продавцов; 

— барьеры  для входа на рынок минимальны или отсутствуют вообще; 

— никаких  искусственных ограничений спроса, предложения, перемещения ресурсов; 

— каждый продавец и покупатель владеет полной информацией о спросе, предложении  и цене товаров на рынке. 

В условиях совершенной конкуренции отсутствует  борьба с конкретным конкурентом. Она  сталкивает фирму с рынком. Рынок  полностью обезличен. Все конкуренты независимы друг от друга, действия предпринимателя  зависят не от отдельного конкурента, а от рынка вообще. Конкурентное поведение формируется таким  образом, что производители должны оперативно реагировать на изменения  общих рыночных условий. 

Рынок совершенной конкуренции — это  идеальная модель, к которой приближались рынки классического капитализма  ХУЩ—XIX вв., когда их субъектами были разрозненные и сравнительно небольшие предприятия. Однако в реальных условиях хозяйствования совершенной конкуренции в чистом виде почти не существует. Более типичной для преобладающего количества современных рынков является несовершенная конкуренция. 

Несовершенная конкуренция возникает там, где  отсутствуют указанные выше условия  свободной конкуренции. Главный  признак несовершенной конкуренции -— способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым дополнительную прибыль. 

Различают три типа рыночных структур несовершенной  конкуренции: рынок абсолютной (чистой) монополии, рынок монополистической  конкуренции, рынок олигополистической конкуренции. 

Абсолютная  монополия (гр, моно — один и "поло" — продаю) — это ситуация, когда на рынке существуют лишь один продавец и множество покупателей, которые не имеют выбора и поэтому вынуждены покупать необходимый товар по предложенной цене. 

Вход  новых фирм в отрасль закрыт экономическими, техническими или юридическими барьерами, поэтому одна фирма фактически представляет всю отрасль. Продукция недифференцированная и не имеет близких заменителей. Все это обеспечивает монополисту  получение монопольной сверхприбыли. 

Аналогичная ситуация, при которой в роли монополиста  выступает не продавец, а покупатель, определяется как чистая монопсония. Это рынок, где множество продавцов  предлагает свою продукцию лишь одному покупателю. Ситуацию, когда монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем, называют двусторонней, или билатеральной, монополией. Такой тип монополии  возникает на рынках водо-, тепло  и газоснабжения, рынках оружия, стратегических ресурсов и т. п. 

Однако  рынок абсолютной монополии встречается  очень редко. Он, как и рынок  абсолютной (свободной) конкуренции, является лишь идеальной моделью, к которой  стремятся реально существующие рынки. По данным американских экономистов, в США приблизительно лишь 6 % валового внутреннего продукта (ВВП) производится в условиях, близких к чистой монополии. 

В современных  условиях доминируют рынки монополистической  и олигополистической конкуренции. 

Монополистическая конкуренция — это такая ситуация на рынке, когда большое количество производителей предлагает подобную, но не идентичную продукцию, т. е. она  базируется на дифференциации продукции. 

Монополистическая конкуренция синтезирует некоторые  черты совершенной конкуренции  и монополизма. 

Совершенную конкуренцию она напоминает двумя  аспектами: 

— большое  количество продавцов и покупателей; 

— вход на рынок и выход из него —  практически свободны, хотя и есть некоторые препятствия. 

Отличие состоит в том, что при совершенной  конкуренции выпускается и продается  продукция идентичная (стандартизированная), а при монополистической —  дифференцированная (гетерогенная). 

Дифференциация  товаров создается благодаря  высокому качеству продукции, совершенной  форме, дизайну, более приемлемой упаковке, фирменным маркам и знакам, лучшим условиям продажи и после реализационного  обслуживания, интенсивности рекламы, удобного места продажи и т. п. Все это создает определенные преимущества продавцам этих товаров, привлекает покупателей, которые платят более высокую цену за такие товары. В этом и заключается монопольность производителей на свою дифференцированную продукцию, позволяющая им повышать цену и получать дополнительную прибыль. 

Информация о работе Методы сбора информации