Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 10:48, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что рынок труда переходит на новый уровень, где главным является человек.
Введение 3
1. Нематериальное стимулирование: сущность, формы 5
1.2.Сущность нематериального стимулирования персонала 5
1.2.Основные направления нематериального стимулирования персонала 9
1.2.1. Моральное стимулирование 12
1.2.2.Организационное стимулирование 14
1.2.3. Стимулирование свободным временем 15
1.3. Формирования нематериальной мотивации в компании 16
2. Анализ использования немонетарных способов стимулирования на примере ООО «Охранного предприятия «Иркутскэнерго» 20
2.1. Исследование нематериальных способов стимулирования ООО «Охранное предприятие «Иркутскэнерго» 20
2.2. Предложения по улучшению ситуации в области немонетарного стимулирования в ООО «Охранное предприятие «Иркутскэнерго» 21
3. Зарубежный опыт стимулирования персонала на примере корпорации IBM 25
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Приложение 1 33
Пожизненную занятость следует понимать как обязательство IBM обеспечивать всеми возможными средствами постоянную занятость для тех сотрудников, которые работают хорошо. Этот принцип - всего лишь намерение и юридической силы не имеет, однако в IBM действительно пытаются всячески поддерживать занятость работников. И работники верят, что у них есть надежные гарантии занятости. Это дает преданность работников в сочетании с гибкостью рабочей силы.
Поддержание пожизненной занятости IBM рассматривает как особого рода инвестиции, которые окупаются в период экономических подъемов, когда преданные работники готовы выполнять дополнительную работу.
Согласно “Теории-Z” гарантия занятости служит той основой, на которой строится вера работника в свою компанию, которая в свою очередь явилась, по мнению многих, движущей силой “японского чуда” и сравнимых с ним успехов IBM.12
Помимо гарантии занятости, сотрудники IBM видят перспективу личного роста, которая не обязательно связана с получением руководящей должности. Любой работник вправе рассчитывать на получение такой подготовки и образования, которые помогут ему раскрыть личный потенциал, причем в гораздо большей степени, чем он смог бы это сделать в другой компании. В любом случае он может рассчитывать на поднятие уровня, а при этом он будет иметь высокий статус, не занимая руководящего поста.
Однако перспектива занять руководящий пост все же заманчива. И она реальна практически для любого сотрудника. Ведь все кандидаты на эти должности подбираются из числа работников IBM. Людей со стороны приглашают лишь в том случае, когда требуемыми качествами не обладает ни один собственный сотрудник.
Неотъемлемыми правами работников компании являются также равные возможности - единый статус. Хотя в IBM занято большое число временных сотрудников, работающих по контракту, и к ним отношение компании иное.
Отдел кадров непосредственно отвечает за реализацию нескольких ключевых программ, от которых во многом зависит успех общей кадровой политики. Эти программы играют роль предохранительных клапанов, гарантируя каждому сотруднику независимое право на обращение к вышестоящему руководству.
IBM предоставляет всем работникам равные возможности. Повышение должно быть связано исключительно с личными заслугами работника. В компании нет ни расовой, ни половой дискриминации.
Однако в последние годы в IBM появились граждане “первого” и “второго” сорта - т.е. постоянные и временные. Отношение фирмы к тем и другим весьма различно. Штатные сотрудники служат объектом постоянной заботы, временные же нанимаются через посреднические агентства, по принципу низшей платы за услуги - т.е. это дешевая рабочая сила со всеми вытекающими последствиями.
Но долго закрывать глаза на проблему не возможно и ее решение IBM видит в переходе на новую организационную структуру, которая уменьшит потребность в административном и секретарском персонале. А именно эта категория работников и составляет большую часть временных.
Для многих компаний уважение к личности - лишь броский лозунг, но для IBM - основа ее успехов.
Под “уважением к личности” понимается, прежде всего, максимальное развитие инициативы, талантов, профессиональных навыков, творческих способностей и умения найти себя в новой обстановке, поощрения достижений сотрудников и их личного вклада, создание возможностей для творческого роста, обеспечение таких условий, когда голос каждого будет услышан, защита прав и достоинств, гарантия личной защищенности.
Это
не просто условия хорошей работы,
это возможность более полной
самореализации, это те факторы, благодаря
которым IBM удается достичь
Согласно “Теории-Z”.подобные убеждения являются первой ступенью к завоеванию доверия людей, столь необходимого для достижения компанией успеха. Это означает необходимость их пропаганды и доведения до каждого работника, необходимость сделать их достоянием общественного сознания.
Главная роль в проведении кадровой политики отводится руководителям. Это объясняет их высокую долю в общей численности занятых.
Для постоянных работников есть несколько каналов обратной связи с руководством. Отдел кадров следит за тем, чтобы данная связь не нарушалась.
Программа “Говори!”
В рамках этой программы каждый сотрудник может написать анонимную жалобу и направить ее в ту инстанцию, которая отвечает за решение данной проблемы. Ответ на нее дается в срок до 10 дней. Благодаря анонимности канал очень популярен, и эти жалобы встречают самое серьезное отношение со стороны руководства.
Программа открытых дверей.
Эта программа предусматривает, что любой сотрудник может лично обратиться к руководителю любого ранга, пока не получит удовлетворяющий его ответ. Она предназначена для предотвращения злоупотребления руководящей властью.
Несмотря на то, что данная программа предоставляет работнику большие возможности, чем программа “Говори!”, она менее популярна. Это связано с тем, что в ней отсутствует анонимность. Боязнь повредить карьере останавливает работника, уверенного, что факты злоупотребления были. Но и руководство видит в этой программе определенную угрозу своему положению.
Программа собеседования “через голову” руководства.
Согласно этой программе каждый сотрудник раз в год должен обязательно побеседовать с руководителем своего руководителя. Инициатива подобных встреч исходит сверху. Это заставляет непосредственного руководителя внимательнее прислушиваться к мнению подчиненных.
Проведение данной программы - эффективное средство решения многих вопросов ведения кадровой политики, но отнимает много времени. В связи с этим в последние годы она не применяется.
Опросы общественного мнения.
Среди каналов обратной связи самое важное место по праву принадлежит опросам общественного мнения. Периодичность опросов - раз в два года. Опросы анонимны.
Анкета, используемая в опросах очень объемная. Вопросы охватывают самые разные стороны жизни IBM- от оценки кадровой политики и дел фирмы в целом до зарплаты и условий труда на рабочем месте.
По результатам нескольких таких опросов прослеживаются определенные тенденции, рассчитывается некий индекс настроений, отражающий моральный климат в коллективе (его еще называют барометром производительности) и т.д. Результаты опроса руководитель доносит до каждого своего подчиненного.
Назначение опросов - дисциплинировать руководство. Иначе максимум через два года руководителю придется отвечать перед подчиненными. Опрос - главный способ для IBM предотвратить отрыв руководства от реальной жизни.
Опросы
могут с большой пользой
Корпорация IBM использует мотивационный подход, основанный на “Теории Z”, считая его наиболее эффективным, так как он сочетает в себе подходы, основанные на “Теории Y” и “Теории X”. “Теория Y”- заключается в воздействии на психологическое состояние работника. Однако эффективность этого подхода будет крайне низкой, если работник испытывает нужды в удовлетворении потребностей низшего уровня. В этом случае оправдывает свое существование “Теория X”. Согласно посылкам этой теории наилучший способ стимулирования к труду - экономическая мотивация.
Однако
в компании основным элементом мотивации
все-таки является нематериальное стимулирование,
которое тесно связано с материальным,
но последнее, в свою очередь, является
косвенным рычагом воздействия.13
В данной курсовой работе рассмотрена такая тема, как нематериальное стимулирование персонала. Можно сделать следующие выводы: нематериальное стимулирование очень важно, но оно должно быть закреплено хорошим материальным стимулированием. Так же и материальное стимулирование невозможно без нематериального. Невозможно построить действенную систему стимулирования труда, мощно дополняющую действие используемых в организации материальных стимулов, если не учитывать человеческую психологию. Материальное стимулирование в целом предназначено для того, чтобы завлечь человека на работу, а нематериальное - удержать его там. Многие руководители забывают об этом, применяя только материальное стимулирование, и не понимают того, что человеку не нужны только деньги, он нуждается во внимание и порой простая похвала может мотивировать работника больше чем надбавка к зарплате. Тем более, что к деньгам человек привыкает очень быстро, а вот к доброму слову нет.
Было
проведено исследование на базе ООО «Охранное
предприятие «Иркутскэнерго». В результате
приходим к выводу, что нематериальное
стимулирование на этом предприятии развито
плохо и необходимо его усовершенствование.
Так же выявлено, что в организации низкое
материальное стимулирование, и из-за
этого в большинстве случаев персонал
снисходительно относиться к нематериальному
стимулированию. На предприятии особое
внимание следует обратить на мотивацию
молодых специалистов. В сегменте большая
текучесть, одной из причин которой является
и плохая организация нематериального
стимулирования.