Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 13:53, курсовая работа
Целью работы является изучение значения новых товаров для повышения конкурентоспособности предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить сущность новых товаров.
2. Проанализировать этапы разработки, создания и освоения рынка новым товаром.
3. Выявить недостатки внедрения нового товара.
4. Провести анализ динамики структуры ассортимента и степени обновляемости продукции на предприятии «Южно-Сахалинский молочный комбинат» (объекте исследования в представленной работе).
Введение.................................................................................................................3
1. Значение новых товаров для повышения конкурентоспособности организации.
1.1. Сущность и критерии определения новых товаров.......................5
1.2. Разработка и этапы создания нового товара...................................7
1.3. Освоение рынка новыми товарами.................................................11
1.4. Недостатки внедрения нового товара.............................................12
2. Анализ процесса разработки и обновления ассортимента в ОАО
“Южно-Сахалинский молочный комбинат”
2.1. Организационно-экономическая характеристика
предприятия.................................................................................................15
2.2. Анализ структуры ассортимента и степень обновляемости
продукции....................................................................................................18
3. Направления совершествования ассортимента и качества продукции.......24
Заключение.............................................................................................................27
Список использованной литературы...................................................................28
Рекламу следует
приурочить к моменту выпуска
товара на рынок, с тем, чтобы стимулировать
спрос и максимально
1.3 Освоение рынка новыми товарами
Новый товар нужно не только создать и освоить в производстве, необходимо, чтобы он был воспринят рынком, потенциальными покупателями.
Важное место в освоении рынка новыми товарами и в окончательном их отборе для введения на рынок занимают пробные продажи. В процессе их проведения проверяется реакция покупателей на новые товары, уточняются слабые и сильные стороны последних, эффективность работы каналов сбыта, рекламы, сервиса, проверяется правильность ценовой политики и сегментации рынка.
При организации
сбыта через оптовиков следует
заранее обеспечить каждого из них
необходимыми количествами товара в
зависимости от предполагаемой индивидуальной
потребности. Если новый товар предназначен
для замены старого, то запасы старого
товара в распоряжении оптовиков и самого
производителя должны быть сведены к минимуму,
необходимому для бесперебойного обслуживания
клиентов.
Агентов по сбыту следует заранее обучить
обращению с новым товаром. К началу активной
сбытовой деятельности и сам производитель
и его агенты по сбыту должны иметь полностью
укомплектованные запасы нового товара.
Рекламу следует приурочить к моменту
выпуска товара на рынок, с тем, чтобы стимулировать
спрос и максимально использовать пропагандистский
эффект новизны. Стимулирование спроса
не должно быть преждевременным, поскольку
любой отказ от выполнения полученного
заказа отрицательно сказывается на благорасположении
клиентов к поставщику.
При освоении рынка новыми товарами фирма должна решить когда, где, кому и как его предложить.
Первым следует
принять решение о
1.3 Недостатки внедрения нового товара
Компании, которые в условиях интенсивной конкуренции не справляются с разработкой новых товаров, сильно рискуют. Спрос на имеющиеся у них товары зависит от изменения нужд и вкусов потребителей, появления новых технологий, сокращения жизненного цикла товаров и обостряющейся конкуренции на рынке.
Существует множество причин, способных привести к провалу появления нового изделия на рынке:
Ё Идея создания товара была хороша, но объем рынка переоценен.
Ё Готовый товар имеет конструктивные недостатки.
Ё Новый товар был неудачно позиционирован, его рекламная кампания оказалась неэффективной или была установлена слишком высокая цена.
Ё Затраты на разработку оказались выше расчетных.
Ё Ответный удар конкурентов был сильнее, чем ожидалось.
Кроме того, существует еще несколько факторов, тормозящих разработку новых товаров.
В некоторых областях производства ощущается недостаток новых революционизирующих идей, когда практически отсутствуют возможности дальнейшего усовершенствования.
Фрагментирование рынка: острая конкуренция ведет к дроблению рынка. Компаниям приходится направлять новинки на мелкие сегменты рынка, а это может означать, что сбыт каждого товара окажется меньше ожидаемого, а значит, понизится и прибыль.
Социальные и государственные ограничения: новинки должны удовлетворять таким критериям, как безопасность для потребителя и экологическая совместимость. Строгие государственные требования к новым товарам приводят к тому, что замедляется появление на рынке новых лекарств, осложняются проектно-конструкторские работы и реклама нового промышленного оборудования, химических продуктов, автомобилей и детских игрушек.
Высокая стоимость процесса разработки новых продуктов: обычно для того, чтобы выбрать одну, достойную для дальнейшей проработки, идею, компании приходится генерировать и рассматривать множество различных проектов. Кроме того, сегодня затраты на проектно-конструкторские работы, производство и маркетинг очень высоки.
Недостаток капитала: некоторые компании, у которых есть хорошие идеи, не имеют средств, необходимых для их реализации.
Отставание по времени: часто случается так, что одновременно с компанией разработку аналогичной идеи начинают конкуренты, и тогда победа достается быстрейшему. Компании стремятся сократить время разработки продукта и технологий производства с помощью компьютеризации этих процессов, привлечения стратегических партнеров, различных проверок замысла товара и маркетингового планирования. Используется также система разработки новинок, которая называется конкурентной разработкой новых товаров, когда над проектированием и выводом на рынок новых товаров одновременно работает несколько групп сотрудников, функции которых перекрываются. Если одна из функциональных групп наталкивается на препятствие, она работает над разрешением возникшей проблемы, в то время как остальные команды продолжают двигаться вперед.
Новинка тем
успешнее, чем глубже компания понимает
нужды потребителей, чем выше отношение
степени эффективности
2. Анализ
процесса разработки и
“Южно-Сахалинский молочный комбинат”
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество “Южно-Сахалинский молочный комбинат" - один из лидеров предприятий пищевой промышленности области. Комбинат специализируется на выпуске цельномолочной продукции и мороженого. Продукция молочного комбината занимает значительное место на сахалинском рынке и пользуется заслуженным спросом.
Комбинат был основан в 1950 году и за время своего существования неоднократно признавался лучшим предприятием в области и в стране и получил множество различных наград и премий. В настоящее время предприятие располагает современными производственными цехами, лабораториями, холодильниками, котельной, автопарком, столовой. Имеется собственное артезианское водоснабжение, на случай аварийных отключений электроэнергии - автономная дизельная электростанция. Поэтапно внедряются новые технологии и мощности, расширяется ассортимент, сейчас он составляет более 70-ти наименований. В качестве сырья используется натуральное молоко сельхозпроизводителей южной зоны Сахалина.
На комбинате работают производственная и бактериологическая лаборатории, осуществляющие тщательную проверку качества поступающего сырья и материалов и контроль за соблюдением строгих требований к выпускаемой продукции. Лаборатории прошли аттестацию Сахалинскими ЦСМ и ЦГСЭН. Применение новых высокотемпературных технологий, современных герметичных упаковочных материалов позволили увеличить сроки годности от 3 до 7 суток, что позволило расширить географию поставок: в настоящее время продукцию ОАО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский" можно встретить практически во всех районах области, договора поставки заключены с более чем 600 оптовыми покупателями.
Комбинат использует современную упаковку «Тетрапак», которая удобна для транспортировки товара и хранения. Упаковка красочная, привлекающая внимание покупателя. На упаковке четко указана дата производства, состав продукта, его калорийность, четно написано как правильно упаковку открыть. Комбинат заказывает упаковку в ближайшем филиале «Тетрапака» в Хабаровске приблизительно один раз в два месяца. А для молока «Утро родины», со сроком хранения один месяц, закупается упаковочная лента из Индии.
Поставщиками основного сырья являются близлежащие молочные совхозы. В зимнее время когда удои молока снижаются комбинат закупает сухое молоко и концентраты в Москве.
Посредники. В основном продукция развозится собственными машинами комбината и реализуется в розничных торговых точках и магазинах, принадлежащих заводу. Посреднические услуги предоставляют магазины города, которые берут продукцию комбината на реализацию.
Что касается рентабельности продаж, то на 1 рубль реализованной продукции приходится 37 копеек чистой прибыли (2005 год). Это на 11 копеек больше относительно уровня рентабельности продаж предыдущего года.
Конкурентами являются «Соколовский молочный завод» и молочный комбинат «Комсомолец». Эти производители предоставляют более узкий ассортимент, но продукция «Комсомольца» немного дешевле продукции «Южно-Сахалинского комбината», что и явилось главной причиной потери заказчиков для последнего. Областная и детская больница, несколько детских садов и школ Южно-Сахалинска с начала 2006 года стали заказчиками продукции «Комсомольца».
Контактные аудитории. Продукция комбината рассчитана на различные слои населения.
Основная цель деятельности ОАО «Южно-Сахалинский молочный комбинат» - получение прибыли, для чего объединены материальные, трудовые, интеллектуальные и финансовые ресурсы его участников. Численность персонала составляет 235 человек.
Сильными сторонами комбината являются:
Ё Высокое качество выпускаемой продукции
Ё Широкий ассортимент
Ё Приемлемые цены
Ё Удобство и красочность упаковки
Ё Налаженные каналы сбыта
Ё Устойчивая связь с поставщиками
Ё Высококвалифицированный сплоченный коллектив
Структура управления на комбинате представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми и выглядит следующим образом:
Высшим органом управления ОАО является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Уставом к исключительной компетенции общего собрания, а так же руководство текущей деятельностью осуществляется генеральным директором. Генеральный директор назначается и освобождается от должности решением Общего собрания акционеров. Генеральный директор имеет право без доверенности представительствовать от имени Общества, представлять интересы Общества во всех российских и иностранных учреждениях, заключать трудовые договора с работниками Общества, выдавать доверенности, издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками Общества. Генеральный директор руководит предприятием в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
2.2 Анализ
структуры ассортимента и
Способность разрабатывать и предлагать новые товары - основное условие выживания организации в конкурентной борьбе. Способность комбината к постоянным инновациям и эффективное управление этими процессами является основой ее деловой активности. Поэтому коллектив молочного комбината «Южно-Сахалинский» постоянно работает над обновлением ассортимента, повышением качества продукции и усовершенствованием дизайна упаковки. В годы реформ, несмотря на экономический кризис в России, и в частности области, коллектив комбината, в котором немало профессионалов со специальным высшим образованием пищевой отрасли, поэтапно внедрял новые технологии и мощности, приобретал патенты на новые изделия. Расширение ассортимента происходило быстрыми темпами (Приложение). Специалисты комбината участвуют во всероссийских семинарах, выставках, что способствует появлению новых идей, улучшению методов испытаний, условий производства.
Технологии для
производства новой продукции либо
разрабатываются главным
Итак, рассмотрим ассортимент молочной продукции комбината за 4 периода (1995, 1998, 2001, 2004) и проанализируем какими причинами вызвано расширение ассортимента.
1995 1998
Наименование | Доля в общем выпуске (%) | |
Молоко | 22 | |
Творог | 17 | |
Сметана | 13 | |
Кефир | 7 | |
Сыворотка | 6 | |
Мороженое | 28 | |
ряженка | 7 | |
Наименование | Доля в общем выпуске(%) | |
Молоко | 17 | |
Творог | 13 | |
Сметана | 10 | |
Кефир | 6 | |
Сыворотка | 6 | |
Мороженое | 23 | |
Ряженка | 7 | |
Йогурт | 8 | |
Торты из мороженого | 10 | |
Сливки | 8 | |