Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 17:33, реферат
Одна из основных проблем исследования потребительского рынка в переходных условиях - определение емкости рынка и степени удовлетворения покупательского спроса. Оценка емкости регионального потребительского рынка в целом и расчет емкости рынка отдельных видов потребительских товаров необходимы каждому предприятию (фирме) для анализа своих возможностей на данном потребительском рынке. То или иное состояние рынка в определенной степени зависит от его потенциальных возможностей.
Оценка емкости рынка
Одна из основных проблем исследования потребительского рынка в переходных условиях - определение емкости рынка и степени удовлетворения покупательского спроса. Оценка емкости регионального потребительского рынка в целом и расчет емкости рынка отдельных видов потребительских товаров необходимы каждому предприятию (фирме) для анализа своих возможностей на данном потребительском рынке. То или иное состояние рынка в определенной степени зависит от его потенциальных возможностей. Товарное предложение и спрос представляют собой формы функционирования потенциала рынка.
Потенциал рынка - это прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение.
Производственный потенциал выступает в форме возможности произвести и представить на рынок определенный объем товаров (продуктов и услуг). Ему противостоит потребительский потенциал, который проявляется в виде возможности рынка поглотить (т. е. купить) определенное количество продуктов и услуг. Естественно, оценка и анализ производственного потенциала входят в круг маркетинговых интересов покупателя, а оценка и анализ потребительского потенциала в первую очередь интересуют продавца.
Результатом реализации потенциала рынка товаров и услуг служит удовлетворение покупательского спроса, вовлечение товарной массы и массы услуг в сферу обращения и последующий их переход в сферу потребления (в сфере услуг эти два процесса не всегда разделены во времени, тогда как в сфере товарного обращения их, как правило, разделяет значительный отрезок времени).
Цель оценки потенциала рынка заключается в характеристике рыночных возможностей как на макроуровне, так и на микроуровне отдельных фирм. Каждой фирме для анализа собственных возможностей нужна оценка общего потенциала рынка, с тем чтобы обоснованно решать вопрос об ориентации на определенный сегмент (при разделе или завоевании рынка). Таким образом, определение потребительского потенциала рынка - важное звено в системе изучения покупательского спроса. Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка. Этот показатель близок к объему спроса, но не тождествен ему.
Емкость рынка - количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени.
При определении емкости регионального потребительского рынка необходимо учитывать всю совокупность факторов, оказывающих на нее влияние (общеэкономических, демографических, социально-психологических). При анализе и учете факторов, влияющих на емкость регионального потребительского рынка, их совокупность целесообразно разделить на две группы:
Кроме того, на емкость потребительского рынка конкретных товаров и товарных групп влияют и специфические факторы, определяющие развитие покупательского спроса на отдельные виды товаров и характер товарного предложения по ним.
Их общая совокупность может влиять на потребительский рынок двояко:
во-первых, вызывать изменения как емкости потребительского рынка, так и его структуры;
во-вторых, вызывать изменения структуры потребительского рынка без изменения величины его емкости.
Таблица 1
Классификация
факторов, формирующих емкость
|
Поэтому при определении емкости потребительского рынка необходимо осуществить комплексный, системный анализ всей совокупности факторов, влияющих на величину и структуру емкости рынка; показать глубину и тесноту взаимосвязи данных факторов и определить размер их влияния на покупательский спрос и товарное предложение.
При
определении емкости
Потенциальная ёмкость - это максимально возможный объем продаж, когда все потенциальные потребители приобретают товар исходя из максимально возможного уровня его потребления. Потенциальная емкость - недостижимая величина хотя бы потому, что не все потенциальные потребители приобретают продукцию, а те, кто приобретает ее, имеют реальные бюджетные ограничения. Поэтому расчеты потенциальной емкости рынка конкретного товара производятся с целью определения стратегических перспектив развития существующего бизнеса, оценки возможности входа на новый рынок, анализа степени насыщения рынка. Для определения потенциальной емкости рынка можно использовать нормативный метод с учетом экспертных оценок.
Реальная емкость - реальный (прогнозный) объем продаж анализируемого товара. На практике расчет реальной емкости (в дальнейшем - емкости) представляет некоторую проблему. И происходит это из-за сложности определения суммарного объема реализации рассматриваемой группы продукции. В принципе искомый объем равен величине спроса и может быть рассчитан на основании данных статистики. Предлагаемые экономистами методы расчета емкости рынка систематизированы в таблице 2
Методы расчета емкости рынка
Сущность метода | Формализованный вид | Условные обозначения |
1 | 2 | 3 |
На основе учета объемов производства | ||
Пр
– общий объем производства продукции
Эг, Энг - величина экспорта продукции государством и негосударственными торговыми организациями | ||
Иг,
Инг - импорт государственных
и негосударственных организаций
- остатки продукции на производственных (торговых) складах на начало и конец периода | ||
На основе учета деятельности основных производителей | Е- абсолютные или относительные объемы производства. Информация доступна из периодической печати | |
На основе учета объемов продаж | ||
На основе индекса исследовательской панели | i =1, …, Кп |
Кобщ. - общее количество
магазинов, реализующих данную продукцию
Кп – количество магазинов, входящих в панель T - период, мес. Пi – объем продаж i магазина по данному товару |
По одному товару или одной товарной группе | Т- время в
месяцах
П- суммы объемов продаж предприятий | |
На основе суммирования первичных, повторных и дополнительных продаж | Е = Еперв. + Еповт.
+Едоп. Или |
Еперв. - объемы
первичных продаж (впервые совершенные
покупателями покупки данного товара)
Еповт. - объемы повторных продаж (повторные покупки данного товара) Едоп. - объемы дополнительных продаж (покупки товара в дополнение к имеющемуся) |
На основе коэффициентов приведения объемов продаж | Е=Е0´К1´К2´…Кn | Е - рассчитываемая
емкость рынка
Е0- известная емкость одного из региональных рынков К1, К2, Кn - коэффициенты приведения продаж (рассчитываются на основе соотношения численности населения регионов, средней заработной плате., урбанизации и т.д.) |
На основе аналогий (принятие показателей, равных за предыдущий период при стабильных условиях) | ||
На основе индекса покупательной способности | Ер
=Е´Ипс
Ипс=А1´Дрд+А2´Дрт+А3´Дн |
Ипс – индекс
покупательной способности регионального
рынка, %
А1,А2,А3 - коэф., получаемые опытно- статистическим путем на основе информации о покупках потребительских товаров регионе Дрд,Дрт,Дн - доли располагаемого дохода, розничного товарооборота и населения региона соответственно в располагаемом доходе, розничном товарообороте и численности населения национального рынка. |
По прошлому периоду | Ен- емкость
нового периода
Еп- емкость предыдущего периода | |
По
прошлым показателям с |
Кн- коэффициент экономических изменений | |
С поправками на изменение доли импорта-экспорта | Кп- поправка на
изменение доли внутреннего производства
Ки- поправка на изменение доли экспорта Кэ- поправка на изменение доли импорта | |
С поправкой на изменение показателя насыщенности | Вн, Вп – новый и прежний показатели насыщенности. Может быть определен по соотношению спроса и предложения | |
На основе учета норм расходования и потребления | ||
На основе норм потребления | Е=Н´Чобщ. | Н- годовые нормы
потребления одного продукта на чел.
Чобщ. - общая численность населения |
На основе дифференцированных потребления возрастных (социальных) групп | Е=åЧi´Н´Ri | Zi - численность
i возрастной группы населения
Н - годовая норма потребления продукта на одного человека Ri - возрастной коэффициент потребления продуктов питания |
На основе норм расходования | С-объем потребления
товара в месяц
Ч-количество людей, пользующихся товаром Т-время в месяц | |
На основе норм расходования для механизмов | Н-количество механизмов
С- объем потребления на один механизм за время Т в месяцах. Например, используется для рынка электроэнергии, рынка бензина, расходных материалов. | |
На основе частоты покупок и стандартных норм расходования товара | Е=12´åZni´gpi´C´Ti
,
I=1, …, K |
Zni
- общее количество потенциальных потребителей
в каждой выделенной группе
gpi - доля реальных покупателей среди потенциальных пользователей C - стандартная разовая норма потребления Тi - частота обращения (использования) товара в месяц |
На основе номенклатуры, цен, объема рекламы с привязкой к параметрам известного предприятия | ||
Методом сравнения | К1, К2, Кi- номенклатура предприятий
по исследуемой отрасли
Ко- номенклатура исследуемого предприятия По- объем продаж известной или собственной фирмы. Погрешность можно уменьшить, если брать в расчет не одну, а несколько фирм. | |
На основе сравнения объемов рекламы | Основа- сравнение рекламы по отрасли с объемом рекламы известной или своей фирмы с привязкой к объемам продаж. Все выкладки аналогичны вышеперечисленным, только вместо номенклатуры берется объем рекламы. | |
По объемам продаж с учетом номенклатуры, средней цены, и среднего товарного запаса | К- номенклатура
предприятия i
Ц- средняя цена товара для предприятия i З- средний товарный запас для предприятия i |
Практически все вышеперечисленные методы оценки емкости рынка основываются на использовании статистических данных. Однако это не всегда возможно из-за отсутствия публикаций официальной статистики по всем интересующим товарам. В этом случае прибегают к специальным приемам расчета.
Определение емкости рынка на основе его структурных характеристик. В расчет принимаются общий объем производства продукции (Пр), величина экспорта продукции государством и негосударственными торговыми организациями (Эг, Энг), государственный и негосударственный импорт (Имг, Имнг), данные об остатках продукции на начало и конец анализируемого периода на складах производственных (Онп, Окп) и торговых организаций (Онт, Окт), а также изменение государственных запасов за тот же период (Знг, Зкг). На основе перечисленных данных рассчитывается суммарная емкость анализируемого рынка (Е), которая будет равна:
Е= Пр - (Эг + Энг) + (Имг + Имнг) + (Онп - Окп) + (Онт - Окт) + (Знг - Зкг).
Определение емкости рынка на основе индекса исследовательской панели. Для расчета емкости рынка на основании информации, например, панели продавцов, необходимы следующие данные: общее количество розничных магазинов, торгующих анализируемой продукцией (Кобщ); количество розничных магазинов, входящих в панель (Кп); период за который собираются данные по панели (t, мес.); остатки продукции на складах каждого магазина на начало и конец исследуемого периода (Оiн, Оiк) и объем продаж за этот же период (Пi). Формула расчета имеет следующий вид:
Первый сомножитель (средний объем продаж одного розничного магазина, входящего в панель) является основной динамической характеристикой панели, ее индексом. Если обозначить индекс панели через Ип, то формула примет более простой вид:
По аналогичной схеме рассчитывается емкость рынка на основании данных панели потребителей. Значения Е, полученные с использованием панелей продавцов и потребителей, должны совпадать (объем продаж равняется объему покупок).
Определение емкости рынка на основе индекса покупательной способности. Метод используется для оценки ёмкости отдельных региональных рынков, когда известна емкость всего рынка. Расчеты производят по формулам:
Ер = Е * Ипс ,
Ипс = А1*Дрд + А2*Дрт + А3*Дн ,
где Ер - емкость регионального рынка;
Ипс - индекс покупательной способности регионального рынка, %;
А1, А2, А3 - коэффициенты, определяемые опытно-статистическим путем на основе информации о покупках потребительских товаров в данном регионе;
Дрд, Дрт, Дн - доли располагаемого дохода, розничного товарооборота и населения региона соответственно в располагаемом доходе, розничном товарообороте и численности населения национального рынка.
Определение емкости рынка на основе частоты покупок и стандартных норм расходования товара. Метод используется для потребительских быстрорасходуемых, систематически приобретаемых товаров. Информационной базой для расчетов, помимо количества потенциальных потребителей (Чпi) и доли реальных потребителей данного товара (дрi), служит объем потребления при одном обращении к данному товару (С) или, что то же самое, стандартная разовая норма потребления и частота обращения (использования) в месяц (Тi). Расчеты производят по формуле:
Е = 12 ´ SЧпi ´ дрi ´ C ´ Ti , i = 1, … , k.
Все характеристики за исключением С, которая зависит от особенностей товара, определяются в результате полевых исследований.
Определение емкости рынка на основе суммирования первичных, повторных и дополнительных продаж. Метод используется для расчета емкости рынка потребительских товаров длительного пользования. В соответствии с логикой построения расчетов всех потребителей товара разделяют на тех, кто впервые приобретает данную продукцию (они формируют рынок первичных продаж – Еперв), кто повторно покупает товар на замену: старого (повторные или вторичные продажи – Еповт), и тех, кто приобретает товар дополнительно к уже имеющемуся (дополнительные продажи – Едоп). Исходя из этого, общий объем реализации можно представить в виде трех слагаемых: