Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 17:33, реферат
Одна из основных проблем исследования потребительского рынка в переходных условиях - определение емкости рынка и степени удовлетворения покупательского спроса. Оценка емкости регионального потребительского рынка в целом и расчет емкости рынка отдельных видов потребительских товаров необходимы каждому предприятию (фирме) для анализа своих возможностей на данном потребительском рынке. То или иное состояние рынка в определенной степени зависит от его потенциальных возможностей.
Емкость рынка хлеба в 2000 г. составила 336023,14 т. Она уменьшилась почти на 1496 т. по сравнению с 1996 г. и сократилась на 1225 т. по сравнению с 1999 г. (ускоряются темпы снижения потребности регионального рынка в данной товарной группе). Значительное снижение емкости рынка непосредственно связано с уменьшением общей численности населения за 1996-2000 гг., а именно со значительным сокращением численности потребителей в возрасте от 3 до 7 и от 7 до 11 лет. Численность этих групп в 2000 по сравнению с 1996 г. снизилась соответственно на 64630 и 41360 человек (что в свою очередь связано со снижением рождаемости с 1990 г.). Такое стремительное снижение численности этих групп потребителей не смог компенсировать даже рост численности населения возрастных групп от 11 до 15 лет, от 15 до 18 лет и взрослого населения (соответственно на 7072, 14482, 55643 человек), коэффициенты потребления которых выше. Численность остальных групп населения равномерно снижается. Увеличение же темпов снижения потребностей населения края в 1999 и 2000 гг. объясняется, во-первых, увеличением темпов сокращения общей численности населения и, во-вторых, значительным снижением численности населения в пенсионном возрасте в анализируемые годы по сравнению с предыдущими. Сложившаяся тенденция ведет к сокращению потенциальной емкости рынка.
Таблицы расчета емкости регионального рынка других групп продовольственных товаров составлены аналогично табл. 1.11.
Таблица 1.12
Потребность регионального рынка по товарной группе «Молоко и молочная продукция»
Потребители в возрасте | Численность группы | Нормы, потребления т. в год | Коэффици-
ент потреб- ления |
Норма потреб-
ления скоррек- тированная |
Емкость рынка молока | ||||||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | ||||
До 1 года | 62140 | 59174 | 56242 | 55848 | 55313 | 0,46076 | 0,2 | 0,092152 | 5726,33 | 5453,00 | 5182,81 | 5146,50 | 5097,20 |
От 1 до 3 | 31464 | 31918 | 30304 | 28686 | 27014 | 0,46076 | 0,35 | 0,161266 | 5074,07 | 5147,29 | 4887,00 | 4626,08 | 4356,44 |
От 3 до 7 | 220817 | 200139 | 184925 | 170685 | 156187 | 0,46076 | 0,5 | 0,230380 | 50871,82 | 46108,02 | 42603,02 | 39322,41 | 35982,36 |
От 7 до 11 | 340161 | 335364 | 324144 | 311699 | 298601 | 0,46076 | 0,65 | 0,299494 | 101876,18 | 100439,51 | 97079,18 | 93351,98 | 89429,21 |
От 11 до 15 | 104473 | 109020 | 113919 | 112873 | 111545 | 0,46076 | 0,8 | 0,368608 | 38509,58 | 40185,64 | 41991,45 | 41605,89 | 41116,38 |
От 15 до 18 | 97826 | 100407 | 104054 | 108352 | 112308 | 0,46076 | 0,9 | 0,414684 | 40566,88 | 41637,18 | 43149,53 | 44931,84 | 46572,33 |
Взрослое население | 1662359 | 1666984 | 1679843 | 1701299 | 1718002 | 0,46076 | 1 | 0,46076 | 765948,53 | 768079,55 | 774004,46 | 783890,53 | 791586,60 |
Население в пенсионном возрасте | 598951 | 604376 | 598832 | 586147 | 572092 | 0,46076 | 0,9 | 0,414684 | 248375,40 | 250625,06 | 248326,05 | 243065,78 | 237237,40 |
Итого | 3118191 | 3107381 | 3092263 | 3075589 | 3051062 | - | - | - | 1256948,79 | 1257675,24 | 1257223,52 | 1255941,01 | 1251377,92 |
Так, согласно данным табл. 1.12 емкость рынка молока и молочной продукции в 2000 г. составила 1251377,92 т при физиологической норме потребления на человека равной 460,755 кг в год. За счет увеличения численности населения в 1996-2000 гг. потребителей от 11 до 15 (но с 1999 г. – тенденция к снижению), от 15 до 18 лет и взрослого населения наблюдается рост потенциальной емкости рынка по этим группам населения. По остальным группам потребителей происходит уменьшение их численности за данный период и, соответственно, сокращение потенциальной емкости рынка.
Полученные количественные значения потребности региона Красноярского в продовольственных товарах сведены в общую табл.1.13.
Сводная таблица потребностей населения Красноярского края в продовольственных товарах за 1996-2000 гг.
Товарная группа | Потребность региона | Цепные отклонения, + - | |||||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Рыба и рыбопродукты | 62730,14 | 62766,39 | 62743,85 | 62679,84 | 62452,11 | 36,25 | -22,54 | -64,01 | -227,73 |
Мясо и мясопродукты | 260154,79 | 260305,15 | 260211,65 | 259946,21 | 259001,77 | 150,36 | -93,5 | -265,44 | -944,44 |
Масло растительное | 29871,49 | 29888,76 | 29878,02 | 29847,54 | 29739,10 | 17,27 | -10,74 | -30,48 | -108,44 |
Молоко и молочная продукция | 1256948,79 | 1257675,24 | 1257223,52 | 1255941,01 | 1251377,92 | 726,45 | -451,72 | -1282,5 | -4563,1 |
Мука, крупа | 78661,60 | 78707,06 | 78678,79 | 78598,53 | 78312,97 | 45,46 | -28,27 | -80,26 | -285,56 |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 337547,87 | 337742,96 | 337621,65 | 337277,24 | 336051,84 | 195,09 | -121,31 | -344,41 | -1225,4 |
Макаронные изделия | 9957,16 | 9962,92 | 9959,34 | 9949,18 | 9913,03 | 5,76 | -3,58 | -10,16 | -36,15 |
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: