Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 17:33, реферат
Одна из основных проблем исследования потребительского рынка в переходных условиях - определение емкости рынка и степени удовлетворения покупательского спроса. Оценка емкости регионального потребительского рынка в целом и расчет емкости рынка отдельных видов потребительских товаров необходимы каждому предприятию (фирме) для анализа своих возможностей на данном потребительском рынке. То или иное состояние рынка в определенной степени зависит от его потенциальных возможностей.
Е = Еперв+ Еповт+ Едоп .
Для каждой конкретной фирмы данные продажи распределены во времени: повторные и дополнительные продажи могут иметь место только в том случае, если были первичные. Однако для рынка в целом в каждый фиксированный момент времени присутствуют все три типа покупателей. Поэтому с точки зрения оценки емкости рынка большое значение имеет измерение их активности.
Возможен упрощенный подход к определению объема повторных продаж. Ключевыми параметрами в этом случае будут: размер парка (П) и срок службы товара длительного пользования (Тэкс). Здесь рассчитывается темп выбытия товара из сферы эксплуатации. Он определяется как величина, обратная сроку службы (1:Тэкс). Таким образом, формула имеет следующий вид:
Е = П ´ (1/Тэкс) .
Определение емкости рынка на основе коэффициентов приведения объемов продаж. Предприятия, имеющие большой опыт продаж в отдельных регионах страны, могут использовать этот опыт при определении емкости других региональных рынков. Для этого необходимо с большой точностью знать фактический объем реализации интересующей продукции на одном из региональных рынков и основные факторы, определяющие продажи. Формула для расчета имеет следующий вид:
Е =Е0 ´ К1 ´ K2 ´ … ´ Kn ,
где Е - рассчитываемая (неизвестная) емкость регионального рынка;
Е0 - известная емкость одного из региональных рынков;
К1, К2, ..., Кn - коэффициенты приведения продаж. Метод расчета очень популярен как среди торговых фирм, так и среди производителей.
Емкость рынка, рассчитанная с помощью перечисленных методов, является ключевым критерием перспективности продаж. Ее оценка необходима еще и потому, что без нее невозможен расчет рыночных долей - показателей, выражающих степень достижения экономических целей предприятия. Расчет емкости рынка продовольственных товаров Красноярского края производился на основе формулы
Е=å(Si·K·H),
таким
образом были использованы следующие
данные: численность населения
Нормы потребления определяют физиологически необходимое количество продуктов питания одному человеку в год для нормальной жизнедеятельности. Нормы потребления некоторых продовольственных товаров приведены в табл. 3
Таблица 3 Физиологические нормы потребления некоторых продовольственных товаров*
Продукты питания | Нормы потребления, кг. в год |
Хлебобулочные изделия |
123,74 |
Молоко и молочная продукция | 460,76 |
Мясо и мясные изделия |
95,265 |
Макаронные изделия | 3,65 |
Масло растительное | 10,95 |
Чай | 0,365 |
Сахар | 26,28 |
Мука и крупа | 28,835 |
Соль | 4,38 |
Кофе | 1,277 |
Рыба | 22,995 |
*
Взято из: [75]
Однако
объемы потребления продуктов
Таблица 4 Шкала повозрастных коэффициентов потребления *
Потребители в возрасте | До 1 года | От 1 до 3 лет | От 3 до 7 лет | От 7 до 11 лет | От 11 до 15 лет | От 15 до 18 лет | Взрослое население | Население в пенсионном возрасте |
Коэффициенты | 0,2 | 0,35 | 0,5 | 0,65 | 0,8 | 0,9 | 1 | 0,9 |
* Взято из: [75]
Численность населения Красноярского края в динамике исследуемого периода составила: в 1996 г. - 3118191 чел.; в 1997 г. - 3107382 чел.; в 1998 г. - 3091263 чел., в 1999 г. – 3075589 чел., в 2000 г. – 3051062 чел. (табл. 1.9).
Таблица 5 Рраспределение населения Красноярского края по возрастным группам в 1996-2000 гг.*
|
*
Рассчитано по: [22]
Корректировка физиологических норм в соответствии с коэффициентами потребления той или иной возрастной группы позволила получить более точную исходную информацию для расчета потребности регионального рынка в продуктах питания.
Так, на основе данных о распределении населения края по возрастным группам и значений повозрастных коэффициентов получена табл. 6
Таблица 6 Распределение населения по возрастным группам за 1996-2000 гг.
Потребители в возрасте | Численность группы | ||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
До 1 года | 62140 | 59174 | 56242 | 55848 | 55313 |
От 1 до 3 | 31464 | 31918 | 30304 | 28686 | 27014 |
От 3 до 7 | 220817 | 200139 | 184925 | 170685 | 156187 |
От 7 до 11 | 340161 | 335364 | 324144 | 311699 | 298601 |
От 11 до 15 | 104473 | 109020 | 113919 | 112873 | 111545 |
От 15 до 18 | 97826 | 100407 | 104054 | 108352 | 112308 |
Взрослое население | 1662359 | 1666984 | 1679843 | 1701299 | 1718002 |
Население в пенсионном возрасте | 598951 | 604376 | 598832 | 586147 | 572092 |
Итого | 3118191 | 3107382 | 3092263 | 3075589 | 3051062 |
В основу расчета емкости рынка хлеба и хлебобулочных изделий табл. 1.11 положены данные таблиц 1.7, 1.8 и 1.10 (нормы потребления, повозрастные коэффициенты потребления и численность групп потребителей за 1996-2000 гг.).
Потребность регионального рынка по товарной группе «Хлеб и хлебобулочные изделия»
Потребители в возрасте | Численность группы | Нормы, потреб-
ления т. в год |
Коэффици-
ент потреб- ления |
Норма потреб-
ления скоррек- тированная |
Потребность рынка хлеба | ||||||||
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | ||||
До 1 года | 62140 | 59174 | 56242 | 55848 | 55313 | 0,123735 | 0,2 | 0,024747 | 1537,78 | 1464,38 | 11391,82 | 1382,07 | 1368,83 |
От 1 до 3 | 31464 | 31918 | 30304 | 28686 | 27014 | 0,123735 | 0,35 | 0,043307 | 1362,62 | 1382,28 | 1312,38 | 1242,31 | 1169,90 |
От 3 до 7 | 220817 | 200139 | 184925 | 170685 | 156187 | 0,123735 | 0,5 | 0,061868 | 13661,40 | 12382,10 | 11440,85 | 10559,85 | 9662,90 |
От 7 до 11 | 340161 | 335364 | 324144 | 311699 | 298601 | 0,123735 | 0,65 | 0,080428 | 27358,38 | 26972,57 | 26070,17 | 25069,25 | 24015,81 |
От 11 до 15 | 104473 | 109020 | 113919 | 112873 | 111545 | 0,123735 | 0,8 | 0,098988 | 10341,57 | 10791,67 | 11276,61 | 11173,07 | 11041,62 |
От 15 до 18 | 97826 | 100407 | 104054 | 108352 | 112308 | 0,123735 | 0,9 | 0,111362 | 10894,05 | 11181,47 | 11587,61 | 12066,24 | 12506,79 |
Взрослое население | 1662359 | 1666984 | 1679843 | 1701299 | 1718002 | 0,123735 | 1 | 0,123735 | 205691,99 | 206264,27 | 207855,37 | 210510,23 | 212576,98 |
Население в пенсионном возрасте | 598951 | 604376 | 598832 | 586147 | 572092 | 0,123735 | 0,9 | 0,111362 | 66700,08 | 67304,22 | 66686,83 | 65274,21 | 63709,02 |
Итого | 3118191 | 3107381 | 3092263 | 3075589 | 3051062 | 0,123735 | - | - | 337547,87 | 337742,96 | 337621,65 | 337277,24 | 336051,84 |