Оценка и анализ эффективности предприятияйц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание

Оценка и анализ эффективности предприятияйцОценка и анализ эффективности предприятияйцОценка и анализ эффективности предприятияйцОценка и анализ эффективности предприятияйцОценка и анализ эффективности предприятияйцОценка и анализ эффективности предприятияйц

Содержание

Введение 3
1.Понятие торговой организации. Система критериев, принципы ее функционирования. 6
2.Показатели оценки эффективности деятельности торговой организации 11
3.Краткая экономико-организационная характеристика торговой организации. 13
4.Анализ и оценка эффективности работы анализируемой организации 15
5.Пути повышения эффективности работы анализируемой организации 25
Заключение 30
Список использованных источников литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Анализ и оценка эффективности деятельности торговой организации.doc

— 444.00 Кб (Скачать документ)

ЭРПрФ = ЭРусл – ЭР0 = 2,379 – 5,882 = -3,503%

Влияние роста фондоотдачи на экономическую  рентабельность:

Ф0 = 14,745

Ф1 = 17,494

К0 = 1931676/145293 = 13,295

К1 = 5693314/357765 = 15,914

ЭРФ = ЭРусл – ЭР0 = 6,371-5,882 = +0,489%

Влияние изменения коэффициента оборачиваемости на экономическую рентабельность:

ЭРК = ЭРусл К – ЭРусл Ф = 7,008-6,371 = +0,637%

 

Общее отклонение экономической рентабельности за счет изменения фондоотдачи и  коэффициента оборотных средств  составило 1,126% (0,489+0,637).

Для углубления анализа необходимо более детально изучить все вышеназванные  резервы роста рентабельности на предмет реальной возможности их реализации с целью получения  более высокой прибыли и рентабельности.

Глубокий анализ прибыли  и рентабельности представляет собой важный информационный источник разработки обоснованного прогноза и на его основе плана прибыли на перспективу.

Темп прироста товарооборота  в сопоставимых ценах в 2003 году по сравнению с 2002 годом составил 1,160, а в 2002 году по сравнению с 2000 годом — 1,058, в 2000 году по сравнению с 1999 годом — 1,123. Отсюда, среднегодовое изменение темпа прироста товарооборота составляет 0,012

Таким образом, темп прироста товарооборота на планируемый год  составит 1,184:

.

Отсюда, объем товарооборота  будет равен:

 тыс. руб. 

В 2003 году уровень дохода от реализации составляет 12,495 % к обороту. В будущем ОАО «Продторг» имеет возможность увеличить уровень дохода от реализации на 0,078 % к обороту за счет мобилизации резервов повышения производительности труда работников. Следовательно, уровень дохода от реализации на планируемый год будет равен 12,573 % к обороту (12,495 + 0,078). Также в результате уменьшения (экономии) издержек обращения их уровень снизился на 0,128 % к обороту и составит 11,752 % к обороту (11,880 – 0,128).

Таким образом, сумма дохода от реализации в будущем году составит 847531 тыс. руб. (6740884 х 12,573 : 100), а сумма издержек обращения — 792189 тыс. руб. (6740884 х 11,752 : 100). Сумма платежей и отчислений из дохода от реализации в 2003 г. составляла 41400 тыс. руб. или 0,727% к обороту. В будущем году их уровень останется неизменным. Следовательно, прогнозируемая сумма платежей и отчислений из дохода от реализации составит:

 тыс. руб.

При планировании прибыли  будем использовать метод прямого  счета:

П = ВД – ИО – Н,

где ВД – прогнозируемая сумма дохода от реализации;

ИО – прогнозируемая сумма издержек обращения;

Н – прогнозируемая сумма платежей и отчислений из дохода от реализации.

П = 847531 – 792189 – 49006 = 6336 тыс. руб.

После определения плановой величины прибыли рассчитывается плановый уровень рентабельности продаж:

, где

П – прогнозируемая сумма  прибыли от реализации товаров;

ТО – прогнозируемый объем розничного товарооборота.

Таким образом, планируемый  уровень рентабельности продаж в 2003 году составит 0,094%.

В дополнение к прямому  методу в целях его проверки о  контроля используют аналитический метод.

При расчетах можно исходить из использования коэффициента эластичности суммы прибыли по отношению изменению  объема товарооборота, суммы доходов  или издержек.

,

где К – темп прироста суммы прибыли в будущем году (коэффициент эластичности) в расчете на 1% изменения товарооборота, доходов или издержек;

 - темп прироста суммы прибыли  за базисный период;

 - темп прироста суммы товарооборота  за базисный период.

Прогнозируемая сумма  прибыли от реализации составит (-6390)*1,513 = -9665 тыс. руб.

Плановый уровень рентабельности продаж составит:

Таким образом, планируемый  уровень рентабельности продаж в 2004 году составит –0,143%.

 

Заключение

 

Из всего вышеизложенного  можно сделать вывод о том, что анализ эффективности хозяйственной деятельности торговой организации не может обойтись без анализа таких показателей как товарооборот, прибыль и рентабельность. Эти два показателя в полной мере отражают эффективность работы торговой организации, показывают перспективы развития его в ближайшем будущем. Своевременный расчёт и анализ этих показателей приведёт в будущем к стабильному росту и развитию торговой организации, максимизации прибыли, сокращению расходов от реализациии увеличению темпов развития.

Как показал анализ основных показателей хозяйственной деятельности ОАО «Продторг» за 2005 и 2006 г.г. товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 16,037 %, средний уровень дохода от реализации снизился на 0,873 % к обороту, уровень налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок уменьшился на 0,831 пункта, а уровень  расходов от реализацииснизился на 0,118 % к обороту. Это сказалось на уменьшении суммы прибыли от реализации товаров на 2754 тыс. руб. или на 75,743 %.

Рост прочих доходов  общества на 5054 тыс. руб. или на 51,839%, а также внереализационных доходов на 17468 тыс. руб. или на 171,980 % обеспечили рост прибыли отчетного периода на 19759 тыс. руб. или на 121,571 %. Однако, уровень рентабельности продаж магазинов ОАО «Продторг» (исходя из прибыли отчетного периода) по отношению к прошлому периоду снизился на 0,208 процентных пунктов или на 24,732%, что говорит об ухудшении хозяйствования.

На ОАО «Продторг» уровень рентабельности продаж  в отчетном  году  составил -0,112 % к обороту и снизился по сравнению с планом на 0,455 % к обороту. А по сравнению с прошлым годом возрос на 0,076 % к обороту. На изменение уровня рентабельности продаж по сравнению с планом положительно повлияло снижение уровня расходов от реализации(на 0,020 % к обороту) и  относительное снижение налогов, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок (на 0,283 % к обороту) отрицательно – снижение дохода от реализации (на 0,072% к обороту). На рост уровня рентабельности продаж в динамике положительно повлияли снижение уровня налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет дохода от реализации (на 0,831 % к обороту), и относительное сокращение торговых расходов (на 0,118 % к обороту) и отрицательно - уменьшение уровня реализованных торговых надбавок (на 0,873 % к обороту). План перевыполен по рентабельности совокупного капитала на 9,450%, по рентабельности внеоборотных активов на 35,663%, по рентабельности экономического потенциала на 19,450% по рентабельности собственного капитала (сходя их прибыли отчетного периода) на 38,962% и рентабельности заемного капитала на 59,002%. По остальным показателям рентабельности план недовыполнен.

ОАО «Продторг» не достигло темпов роста  прибыльности в 2006 году по сравнению с 2005 годом. Все это свидетельствует об снижении финансовой  устойчивости организации, снижении эффективности хозяйствования. Возможными резервами повышения рентабельности хозяйственной деятельности организации в будущем является ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение расходов на реализацию, рост производительности труда, рост продажи товаров, увеличение эффективности использования торговых площадей и др. Рост среднегодовых остатков внеоборотных, нематериальных и оборотных активов на 146375 тыс. руб. снизил уровень рентабельности совокупного капитала на 1,04%, а увеличение суммы прибыли на 10157 тыс. руб. повысило уровень рентабельности на 1,49%.

Таким образом, рост активов организации на 407024 тыс. руб. снизил уровень рентабельности на 3,5%, увеличение суммы прибыли на 19759 тыс. руб. способствовало повышению уровня рентабельности совокупного капитала на 2,89%.

Если бы не было отрицательного влияния  ряда факторов, то уровень рентабельности совокупного капитала по сравнению  с планом увеличился бы на 2,848%. За счет предупреждения влияния отрицательных факторов уровень рентабельности мог бы возрасти в динамике на 11,196%.

Уменьшение фондоотдачи по сравнению  с планом привело к относительному увеличению средних остатков внеоборотных активов на 8471 тыс. руб., что способствовало снижению уровня рентабельности совокупного капитала на 0,060%.

Рост в динамике фондоотдачи  на 2,749 р. относительно сократил остатки  внеоборотных активов на 60683 тыс. руб. и повысил    уровень рентабельности совокупного капитала на  0,522%.

Общее отклонение экономической рентабельности за счет изменения фондоотдачи и  коэффициента оборотных средств  составило 1,126%.

Резервами повышения рентабельности являются:

  1. Увеличение объемов деятельности.
  2. Повышение производительности труда.
  3. Ускорение оборачиваемости оборотных средств.
  4. Сокращение звенности товародвижения и тем самым увеличение торговой надбавки в пользу организации.
  5. Снижение расходов от реализациии ликвидация непроизводительных потерь.
  6. Действенный контроль за своевременным взысканием пени, неустоек и пр.
  7. Эффективное использование основных фондов.
  8. Ликвидация убыточности структурных подразделений.
  9. Развитие новых форм хозяйствования на основе предпринимательской деятельности и использования потенциала бирж, торговых домов и др.
  10. Развитие коммерческих услуг через прямые связи с промышленными организациими.

 

Список использованных источников литературы

 

  1. Абрамов А. Е.  Основы анализа финансовой,  хозяйственной и инвестиционной деятельности пред- приятия в 2-х ч.  М.: Экономика и финансы АКДИ, 1994-96 .
  2. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент. - М. :  Финансы и статистика, 1994.
  3. Баканов М. И. Шеремет А. Д.  Теория экономического анализа. - М.:  Финансы и статистика, 1994.
  4. Ветров А. А. Операционный аудит-анализ. - М. :  Перспектива, 1996.
  5. Глухов В. В. «Основы менеджмента». С. – Петербург, 1995г.
  6. Ефимова О. В. Финансовый анализ - М. : Бухгалтерский учет, 1996.
  7. Ковалев В. В.  Финансовый анализ. - М. : Финансы и статистика,1996.
  8. Ковалева А. М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 1995.
  9. Комарова Н. «Мотивация труда и повышение эффективности работы». Журнал «Человек и труд», №10, 1997г.
  10. Кожекин Г. Я. И др. «Организация производства». Минск, 1998г.
  11. Комаров М. А. «Менеджмент». Москва, 1998г.
  12. Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: АОДИС, МВЦентр, 1994.
  13. Моляков Д. С.  Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М. : Финансы и статистика, 1996.
  14. Мирская М. И. и др. «Социология труда».
  15. Романовский М. В. «Финансы предприятий». СПб, 2000г.
  16. Стражев В. И. и др. «Анализ хозяйственной деятельности в промышленности», Минск, «Высшая школа», 1999г.
  17. Семенов В. М. и др. «Экономика организации». Москва, 1996г.
  18. Савицкая Г. В. «Анализ хозяйственной деятельности». Мн. 2000г.
  19. Хрипач В. Я. И др. «Экономика организации», Минск, «Экономпресс», 2000 г.
  20. Гражданский Кодекс Республики Беларусь
  21. Закон Республики Беларусь «О организациих»
  22. Устав УП «Партизанское»
  23. Статистическая отчетность организации
  24. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник / Л.И. Кравченко. – 7-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2004. – 544 с. 
  25. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. - 4-е изд. перераб. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 463 с.

 

 

Приложение А

 

Основные показатели хозяйственной деятельности по магазинам  ОАО «Продторг»

Показатели

Фактически за 2005 г.

Отчетный год (2006 г.)

Отклонение от

В % к прошлому году

план

фактически

% выполнения плана

плана

прошлого года

А

1

2

3

4

5

6

7

Товарооборот, тыс. руб.:

             

– действующие цены

1931676

5693500

5693314

99,997

-186

3761638

294,734

– сопоставимые цены

1931676

-

2241462

-

-

309786

116,037

Доход от реализации:

             

– сумма, тыс. руб.

258221

715500

711356

99,421

-4144

453135

275,483

– уровень, в % к обороту

13,368

12,567

12,495

99,424

-0,072

-0,873

93,469

Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет дохода от реализации:

             

– сумма, тыс. руб.

30096

57500

41400

72,000

-16100

11304

137,560

– уровень, в % к обороту

1,558

1,010

0,727

72,002

-0,283

-0,831

46,662

Расходы на реализацию:

             

– сумма, тыс. руб.

231761

677525

676346

99,826

-1179

444585

291,829

– уровень, в % к обороту

11,998

11,900

11,880

99,829

-0,020

-0,118

99,017

Прибыль от реализации товаров:

             

– сумма, тыс. руб.

-3636

19525

-6390

-32,727

13135

-2754

75,743

– уровень, в % к обороту

-0,188

0,343

-0,112

-32,728

0,231

0,076

59,574

Прочие доходы:

             

– сумма, тыс. руб.

9732

19930

14777

74,145

-5153

5045

151,839

– уровень, в % к обороту

0,504

0,350

0,260

74,147

-0,090

-0,244

51,578

Доходы от внереализационных  операций:

             

– сумма, тыс. руб.

10157

25450

27625

108,546

2175

17468

271,980

– уровень, в % к обороту

0,526

0,447

0,485

108,550

0,038

-0,041

92,205

Прибыль отчетного периода:

             

– сумма, тыс. руб.

16253

25855

36012

139,284

10157

19759

221,571

– уровень, в % к обороту

0,841

0,454

0,633

139,289

0,178

-0,208

75,268

Среднесписочная численность  работников, чел.

422

430

444

103,256

14

22

105,213

Средний оборот на одного работника, тыс. руб.:

             

– в действующих ценах

4577

13241

12823

96,843

-418

8246

280,162

– в сопоставимых ценах

4577

-

5048

-

-

471,000

110,291

Торговая площадь, м2

1911

1911

1911

100,000

-

-

100,000

Средний оборот на м2 торговой площади, тыс. руб.:

             

– в действующих ценах

1011

2979

2979

100,000

-

1968

294,659

– в сопоставимых ценах

1011

-

1173

-

-

162

116,024

Информация о работе Оценка и анализ эффективности предприятияйц