Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 23:49, курсовая работа
Целью настоящего проекта является оценка эффективности коммерческой деятельности оптового торгового предприятия УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР» и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических аспектов коммерческой деятельности;
- изучение способов и методов оценки эффективности коммерческой деятельности;
- оценка эффективности коммерческой деятельности УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР»;
Введение
1 Коммерческая деятельность оптовой торговой организации и оценка ее эффективности
1.1 Сущность и основные направления коммерческой деятельности оптовой торговой организации
1.2 Оценка эффективности коммерческой деятельности оптовой торговой организации
1.3 Пути повышения эффективности коммерческой деятельности
2 Оценка эффективности коммерческой деятельности УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР»
2.1 Технико-экономическая характеристика УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР»
2.2 Оценка эффективности коммерческой деятельности УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР» по закупкам товара
2.3 Оценка эффективности коммерческой деятельности УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР» по оптовой продаже товара
2.4 Анализ показателей экономической эффективности деятельности УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР»
3 Рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР»
3.1 Повышение эффективности работы с поставщиками
3.2 Предоставление скидок за предоплату как способ ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности
3.3 Повышение эффективности деятельности путем расширения ассортимента
4 Охрана труда и промышленная экология на УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР» Заключение
Список использованных источников
Источник: собственная разработка
Реализация предложенных мероприятий будет способствовать повышению эффективности каждого из направлений коммерческой деятельности. Так, эффективность работы по формированию ассортимента повысится путем его расширения; использование предоставляемой скидки за предоплату сделает более эффективными взаимоотношения с поставщиками и повысит договорную дисциплину. Применение дифференцированного ценообразования будет способствовать повышению эффективности коммерческой деятельности, как в области ценовой политики, так и в направлении взаимоотношений с покупателями.
Заключение
Коммерческая деятельность на рынке товаров и услуг представляет собой совокупность организационно-хозяйственных операций, обслуживающих обмен, совершение акта купли-продажи с целью получения прибыли и осуществляется на всем пути товародвижения. Через коммерческую деятельность устанавливаются связи изготовителей товаров с их потребителями и осуществляется управление обменом. В сфере оптовой торговли выделяют следующие направления коммерческой деятельности:
– организация хозяйственных связей и договорной работы в торговой организации (выбор формы хозяйственных связей, разработка проекта договора, переговорный процесс по согласованию условий договора, подписание договора);
– коммерческая деятельность по закупке товаров (обоснование и отбор организационных форм закупок, организация оптовых закупок, документальное оформление закупок, контроль исполнения договора);
– коммерческая работа по продаже товаров (выбор формы оптовой продажи, разработка и подписание договора поставки, организация оптовой продажи, документальное оформление оптовой продажи, контроль исполнения договора поставки);
– формирование ассортимента и управление товарными запасами в торговой организации (формирование товарных ресурсов; поддержание товарных ресурсов в соответствии со спросом и требованиями рынка; маневрирование, нормализация товарных запасов; коммерческая деятельность по ускорению оборачиваемости товаров);
– рекламная деятельность и продвижение товара (обоснование целесообразности использования рекламы, выбор вида рекламы и рекламных средств, разработка рекламной компании, оценка эффективности рекламы, формирование имиджа).
Коммерческая деятельность тесно связана с конечными результатами работы торговой организации – чем эффективнее коммерческая деятельность, тем лучше конечные результаты, и наоборот. Поэтому необходимо не только непрерывно осуществлять коммерческую деятельность по всем ее направлениям, но и постоянно проводить оценку ее эффективности. Это позволит своевременно выявлять «слабые места» и разрабатывать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности фирмы и повышать ее эффективность. В настоящее время не существует единой системы показателей, по которым можно наиболее полно провести оценку эффективности коммерческой деятельности торговой организации. Исходя из сущности и содержания коммерческой деятельности, в целесообразно проводить оценку ее эффективности в оптовой торговле, основываясь на оценке эффективности каждого из ее элементов.
Для получения максимального эффекта от деятельности фирмы важно постоянно проводить работу по совершенствованию коммерческой деятельности. Разработка мероприятий по совершенствованию должна базироваться на результатах оценки эффективности коммерческой работы организации в целом и по каждому из ее направлений. Однако разработка тех или иных мер по повышению эффективности коммерческой деятельности определяется конкретными условиями (внутренними и внешними), в которых действует торговая организация.
На основе изучения теоретических аспектов коммерческой деятельности автором была проведена оценка эффективности коммерческой деятельности оптового торгового предприятия УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР". Анализ основных показателей деятельности данного предприятия показал их значительный рост в 2006г. по сравнению с 2005г. Так, оптовый товарооборот увеличился на 153,94 %, темп роста валового дохода составил 121,78 % при темпе роста прибыли от реализации 370,59 %. При этом финансовое состояние организации достаточно стабильно. Однако в процессе факторного анализа эффективности коммерческой деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" были выявлены недостатки.
Торговый ассортимент УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" довольно узок – включает четыре вида товаров: электропаяльники, электронные балласты, автоматические предохранители и припои. Однако ассортимент электропаяльников достаточно глубок – 19 наименований, представлено также 7 видов припоя. Несмотря на узость ассортимента, он всегда полный и стабильный. Это достигается вследствие реализуемого на предприятии метода работы, когда основанием для закупки товаров служат, прежде всего, заявки покупателей плюс резервный запас, рассчитываемый по итогам реализации за предыдущие периоды, что возможно благодаря хорошо налаженным связям с поставщиками. Уменьшение средних остатков товарных запасов и ускорение их оборачиваемости в 2006 году указывает на повышение эффективности коммерческой деятельности по управлению товарными запасами на предприятии.
Закупку товаров УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" осуществляет у трех основных белорусских поставщиков – УП «Сеталл», ОДО «Ставон» и ОДО «Белэлектротехприбор». В 2006 году объем закупок увеличился на 166,63 % при росте товарооборота 153,94 %, что говорит о недостаточно эффективном осуществлении деятельности в данном направлении. Кроме того, предприятием не была использована возможность получения скидки за предоплату, предоставляемой УП «Сеталл». Однако отсутствие просроченной задолженности и других нарушений договорных обязательств, как со стороны поставщиков, так и со стороны УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР", говорит об эффективном ведении предприятием договорной работы.
Согласно ценовой политике, принятой в УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР", на все товары к отпускной цене поставщика начисляется оптовая надбавка 5 %. При формировании цены на электронные балласты, приобретаемые у ОДО «Белэлектротехприбор», применяется надбавка 18 – 20 %. Предоставление скидок в УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" не практикуется. В 2006 году уровень валового дохода в товарообороте снизился до 7,22 %, при этом удельный вес прибыли от реализации в валовом доходе вырос на 19,46 процентных пункта, что говорит о повышении эффективности деятельности в данном направлении. Однако на рост товарооборота ценовой фактор не повлиял, так как процент торговой надбавки остался на прежнем уровне. Следовательно, организация не использовала возможности применения ценовых приемов для увеличения объема продаж и доли прибыли в цене, возможно, это привело к недополучению значительной суммы прибыли.
Рост оптового товарооборота вызван, в первую очередь, повышением эффективности работы с покупателями. Так, в 2006 году было заключено дополнительно пять годовых договоров, договора 2005 года были продлены на 2006 год. По итогам работы с покупателями в 2005 – 2006гг. просроченной дебиторской задолженности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" не имеет, все покупатели в точности соблюдают условия договоров.
УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" применяет следующие виды рекламы своего товара:
- реклама в специализированных печатных изданиях;
- предложение товара посредством личных контактов;
- выпуск шариковых ручек с логотипом организации.
Деятельность УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" в этом направлении достаточно эффективна, о чем свидетельствует рост товарооборота и высокий процент рентабельность затрат на рекламу.
Анализ показателей экономической эффективности деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" выявил снижение рентабельности оборотных активов на 10,28 процентных пункта. На данное снижение повлияло замедление их оборачиваемости, которое, в свою очередь, вызвано увеличением длительности оборота дебиторской задолженности на 41,97 дня.
Таким образом, при разработке мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР", автором был сделан акцент на использование возможности получения скидки за предоплату при работе с поставщиками, ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, а также на целесообразность расширения ассортимента.
Расчет, представленный выше, показал, что переход на работу по предоплате с УП «Сеталл» позволит снизить себестоимость реализованных товаров данного поставщика на 3 % (размер предоставляемой скидки) и установить размер оптовой надбавки на уровне 7 %. Это повлечет снижение выручки от реализации на 0,75 млн.р. (1,15%), однако сумма валового дохода возрастет на 36,01 % и составит 4,23 млн.р. В связи с тем, что сумма расходов на реализацию останется прежней (2,06 млн.р.), темп роста прибыли от реализации превысит темп роста валового дохода на 70,66 процентных пункта. Несмотря на то, что сумма налоговых отчислений из прибыли будет расти более быстрыми темпами, прирост прибыли к распределению также будет значительным и составит 105,26 % (0,8 млн.р.).
Таким образом, переход на работу по предоплате с УП «Сеталл» позволит УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР» увеличить прибыль до 1,56 млн.р. Данная мера повлечет снижение цен, что будет способствовать повышению конкурентоспособности фирмы. Кроме того, переход на предоплату позволит снизить кредиторскую задолженность, а также будет способствовать более доверительным отношениям с партнерами.
Для достижения ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности автором предложено перейти на условия предоплаты в расчетах с покупателями. При предоставлении скидки в размере 3 % потеряет 0,06 млн.р. с каждых 2 млн.р. товарооборота. Однако при реализации примерно 1/3 часть товарооборота УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" на таких условиях расчетов, дебиторская задолженность сократится в среднем на 1/3, что вызовет сокращение длительности оборота дебиторской задолженности до 24 дней. Это позволит за такой же период получить выручку в размере 381,8 млн.р. Таким образом, несмотря на небольшой удельный вес прибыли в валовом доходе от реализации товаров со скидкой, предложение покупателям скидки за предоплату в размере 3 % от суммы заказа, будет достаточно эффективным, так как вследствие сокращения длительности оборота дебиторской задолженности товарооборот возрастет на 48,27 %, что вызовет рост прибыли на 2,89 млн.р. (45,87 %) в связи с перераспределением постоянных затрат. Данная мера позволит достичь снижения дебиторской задолженности предположительно до 47 млн.р. (на 1/3 часть), при этом коэффициент оборачиваемости составит 5,98, что превысит фактическое значение 2006 года на 2,55.
В связи с узостью ассортимента УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" целесообразно его расширить. Это позволит привлечь новых клиентов, создать благоприятные условия постоянным покупателям, и, соответственно, увеличить объем продаж и прибыль.
На основе изучения информации о предложениях поставщиков и специфике деятельности покупателей автором предложено включение в ассортимент такого вида товара, как цифровой мультиметр М 832. Анализ потенциальных поставщиков показал, что данный товар будет более выгодно приобретать у ЧУП «Технология измерения». Включение в ассортимент цифровых мультиметров М 832, при объеме реализации равном 1320 единиц в год, вызовет рост товарооборота и прибыли на 37,27 млн.р. и 0,72 млн.р. соответственно. И в этом случае перераспределение постоянных затрат будет способствовать увеличению доли прибыли в товарообороте.
Таким образом, в результате проведения мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности УП "БЕЛЭЛТЕХПРИБОР" общая сумма оптового товарооборота составит 417,2 млн.р., сумма валового дохода увеличится на 35,22 % при росте затрат всего на 14,8 % и росте прибыли на 75,08 %. Темп роста прибыли значительно превысит темп роста затрат (на 60,28 процентных пункта), что говорит об эффективности предложенных мероприятий. Уровень валового дохода в товарообороте снизится до 6,03 %, однако доля прибыли в валовом доходе возрастет на 9,99 процентных пункта и составит 43,86 %. В результате ускорения оборачиваемости оборотных активов до 5,98 и увеличения рентабельности оборота до 2,64 % рентабельность оборотных активов предприятия возрастет на 7,38 процентных пункта,
Реализация предложенных мероприятий будет способствовать повышению эффективности каждого из направлений коммерческой деятельности. Так, эффективность работы по формированию ассортимента повысится путем его расширения; использование предоставляемой скидки за предоплату сделает более эффективными взаимоотношения с поставщиками и повысит договорную дисциплину. Применение дифференцированного ценообразования будет способствовать повышению эффективности коммерческой деятельности, как в области ценовой политики, так и в направлении взаимоотношений с покупателями.
Список использованных источников
1. Бухгалтерская отчетность УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР» за 2005 – 2006гг.
2. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. – Мн.: Вышэйшая школа, 2005. – 352c.
3. Гаджинский, А.М. Логистика / А.М. Гаджинский. – М.: ИТК «Дашков и К», 2006. – 483с.
4. Николаева, Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности торговых организаций // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – № 4.
5. Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности / Л.В. Осипова, И.М. Синяева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 623с.
6. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности / О.В. Памбухчиянц. – М.: Маркетинг, 2001. – 450с.
7. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие / Ф.Г. Панкратов, Р.К. Серегина. – М.: Маркетинг, 1996. – 579с.
8. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф.П. Половцева. – М.: ИНФРА-И, 2001. – 248 с.
9. Савицкая, Г.В. Экономический анализ / Г.В. Савицкая. 12-е изд. испр. и доп. – М.: ООО Новое знание, 2006. – 678с.
10. 1Семич, В.П. Охрана труда при работе на персональных электронно-вычислительных машинах и другой офисной технике: Практическое пособие / Сост.: Семич В.П., Семич А.В. – Мн.: ЦОТЖ, 2005. – 56с.
11. Соловьев, Б.А. Экономика торговли / Б.А. Соловьев. – М.: Экономика, 1990. – 325с.
Информация о работе Охрана труда и промышленная экология на УП «БЕЛЭЛТЕХПРИБОР»