Опыт практического применения маркетинга на предприятии ООО «Управляющая компания городским электротранспортом»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:54, реферат

Описание

Маркетинг как система состоит из совокупности следующих элементов: целей, принципов, функций, методов, внутренней и внешней среды, комплекса маркетинга. Использование маркетинга как управляющей системы предполагает изыскание возможностей постоянного уменьшения элементов неопределенности и риска в оценках, решениях и действиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Характеристика предприятия. 4
2. Структура предприятия. Отдел маркетинга 4
3. Анализ маркетинговой деятельности. Факторы, снижающие эффективность работы маркетингового отдела 7
4. Рекомендации по совершенствованию маркетинга услуг 10
на предприятии ОАО «Электротранспорт» 10
ВЫВОД. 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 13

Работа состоит из  1 файл

реферат по маркетингу.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Он связан со всеми сферами деятельности, и поэтому необходимо знать как можно больше о его законах и специфике.

На сегодня, наиболее актуальными, являются два направления  развития маркетинга на российских предприятиях:

    • инвестиционный маркетинг, связанный с освоением новой продукции и новых рынков, что находит отражение в инвестиционных проектах предприятия;
    • маркетинговое планирование, т.е. разработка концепции формирования маркетингового плана как основы внутрифирменного планирования.

Маркетинг как система  состоит из совокупности следующих  элементов: целей, принципов, функций, методов, внутренней и внешней среды, комплекса маркетинга. Использование маркетинга как управляющей системы предполагает изыскание возможностей постоянного уменьшения элементов неопределенности и риска в оценках, решениях и действиях.

В России маркетинг еще не получил достаточного распространения, но все большее число предприятий и организаций начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе. Появляются специализированные маркетинговые компании, предоставляющие широкий спектр услуг на российском рынке. Руководители подавляющего большинства предприятий уже осознали необходимость маркетинговых подходов к управлению предприятиями и продукцией.

Выпуская известные  изделия, традиционные товары, необходимо заботиться не только о снижении цен, но и о повышении качества, об улучшении потребительских свойств продукции. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуют потребителя в первую очередь. Для этого необходим маркетинг.

Изучение  системы маркетинга услуг на предприятии

ООО «Управляющая компания городским электротранспортом»

 1. Характеристика предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью ООО «Управляющая компания городским электротранспортом». Место нахождения ООО: г.Нижний Тагил, ул. Кулибина, 66. Данное общество создано с целью извлечения прибыли в интересах общества и его участника. Участник общества обладает определёнными правами и обязанностями, которые прописываются в уставе предприятия.

Видами деятельности Общества являются: обеспечение эксплуатации трамваев, перевозка пассажиров, а также дальнейшее развитие электротранспорта в городе Нижний Тагил. Помимо пассажирских перевозок, предприятие оказывает экскурсионные услуги, а также заключает договоры с другими организациями по осуществлению перевозок их трудящихся.

2. Структура предприятия. Отдел  маркетинга

Прежде, чем ознакомиться с организацией маркетинга, следует  кратко ознакомиться с организационной  структурой ООО «Управляющая компания городским электротранспортом».

Высшим органом управления Общества является его Участник. Руководство текущей деятельностью Общества и выполнение решений принимаемых Участником Общества, осуществляется единоличным решением исполнительным органом Общества - Генеральным директором.

Генеральный директор подотчетен Участнику Общества.

Заместители Генерального директора и подотчётные им структурные  подразделения:

1. Директор по эксплуатации, в ведении которого находятся: Отдел движения и Отдел эксплуатации.

2. Директор по производству - начальник ДЕПО, в ведении которого находятся: ДЕПО, Цех Осмотра, Цех ремонта, Отдел материально- технического снабжения.

3. Технический директор, в ведении которого находятся: Служба пути, Служба энергохозяйств, Производственно-технический отдел, Техника безопасности, Отдел главного механика, Аварийно-восстановительная служба, Ремонтно- строительный участок.

4. Директор по кадрам и быту, в ведении которого находятся: Отдел доходов, Отдел сбора выручки, Отдел по работе с персоналом, Административно-хозяйственный отдел.

Также в структуру  предприятия входят:

    • главный ревизор и подотчётный ему отдел безопасности движения;
    • главный бухгалтер и подотчётная ему бухгалтерия;
    • отдел маркетинга
    • правовая группа

Отдел маркетинга играет немаловажную роль на данном предприятии. Предприятие давно на рынке и  прочно укрепило свои позиции, однако рынок транспортных слуг растёт, появляется огромное количество альтернативных видов транспорта. Это такие, как: маршрутный автомобиль ГаЗель; такси; социальное такси; различные междугородние автобусы, также осуществляющие перевозку пассажиров в пределах города; маршрутные автобусы.

Увеличение конкуренции  вызывает необходимость поиска новых  путей совершенствования перевозок, различных способов стимулирования сбыта услуг. Анализом проблем и  поиском путей их устранения занимается отдел маркетинга.

Отдел маркетинга состоит  из 10 человек. Необходимая информация о персонале представлена в таблице 3:

Наименование деятельности

Кол-во человек

Стаж работы

Заработная плата

Планирование и организация  деятельности

2

5 л, 5 л,

6000,6000

Исследование и сбор информации

4

5 л, 4 г, 3 г, 3 г.

6000, 6000, 5000, 5000.

Анализ информации и выбор путей  решения

2

4 г, 2 г.

5000, 3000.

Оценка эффективности решения  и выбор стратегии маркетинга

2

5 л, 5 л.

6000, 6000.


Таблица 3. Структура отдела маркетинга.

 

Планирование и организация  деятельности включает в себя составление  планов маркетинга на основе информации и предложений, поступающих из других групп. В плане маркетинга отражается характеристика основных стратегических целей предприятия, данные по прогнозированию развития региональных рынков, тарифная политика, планы мероприятий по улучшению качества сервиса, план тактических мероприятий, рекомендации по стимулированию сбыта и рекламной работе, описание процедур контроля эффективности маркетинговых мероприятий.

План тактических мероприятий (на ближайший год) имеет несколько  вариантов, что позволяет гибко  реагировать на изменение рыночной ситуации.

Также отдельные  работники занимаются исследованием  и сбором информации. Исследования проводятся в отношении:

    • Рынка
    • Потребителей
    • Конкурентов
    • Услуг
    • Цены
    • Системы стимулирования сбыта и рекламы.

После составления программы  исследования происходит сбор информации, который может осуществляться методом  анкетирования, интервьюирования, опроса и т.д.

Следующая группа работников проводит анализ собранной информации, её сортировку и обработку. При этом используются различные методы анализа, например, делается SWOT-анализ для выявления угроз и возможностей предприятия, что позволяет выработать стратегию маркетинга.

После анализа информации разрабатываются различные пути решения существующих проблем, проводится анализ каждого решения, всех плюсов и минусов и выбираются лучшие варианты.

Другая группа людей оценивает  эффективность выбранного варианта действий и, либо отправляет на доработку, либо разрабатывает стратегию маркетинга.

В каждой группе работников, занимающихся той или иной деятельностью, назначается ответственный, который  контролирует и координирует деятельность и предоставляет регулярные отчёты вышестоящему руководителю. Отдел маркетинга возглавляет функциональный руководитель, осуществляющий контроль за деятельностью отдела.

Таким образом, маркетинговый  отдел на предприятии играет немаловажную роль, так как помогает предприятию  развиваться. Сравнительно большое количество персонала обеспечивает эффективную работу отдела маркетинга и позволяет предоставлять своевременные отчеты о деятельности отдела руководителю предприятия.

3. Анализ маркетинговой деятельности. Факторы, снижающие эффективность  работы маркетингового отдела

На данный момент маркетинг  на предприятии развит и имеет  комплексную и хорошо налаженную систему работы.

На разных этапах деятельности составляются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы маркетинга.

План маркетинга включает в себя несколько разделов: результаты проведенных рыночных исследований, систему целей и стратегию  деятельности предприятия, планы продаж (сбыта), рекламных мероприятий, разработку тарифной политики.

В первом разделе плана  указаны три основных момента: анализ окружающей среды (динамика факторов, образующих конъюнктуру, деятельность правительственных организаций, анализ потребностей основных групп потребителей), анализ деятельности самой фирмы (организация маркетинга в структуре управления фирмой, наличие эффективной информационной системы и т.д.) и анализ маркетинговых стратегий (насколько она способствовала достижению целей фирмы, какие для этого были выделены ресурсы, каковы были расходы предприятия, каков результат ее деятельности и т.д.).

Далее в плане отражается система целей и генеральная  стратегия деятельности предприятия, выработанные на высшем уровне руководства.

Тарифная политика отражает основные моменты использования  различных видов тарифов, предоставления скидок и льгот тем или иным категориям пассажирам.

Достаточно эффективно отдел маркетинга занимается исследованиями в различных направлениях. Например, проведённые исследования конкурентов  показали, что необходимо проложить дополнительные трамвайные линии, чтобы иметь возможность более обширной перевозки пассажиров. В связи с этим в Тагилстроевском районе были проложены дополнительные трамвайные пути.

Изучение потребительского спроса показало, что лишь третья часть  населения города предпочитает передвигаться трамваями, даже учитывая регулярность и безопасность движения трамваев. Жители отдают предпочтение более быстрым транспортным средствам - Газелям. В связи с этим были предприняты некоторые меры усовершенствования трамвайных перевозок: были усовершенствованы модели трамваев, сиденья стали более удобные, улучшилось качество выпускаемых трамваев. К сожалению, таких трамваев пока не так много, но в ближайшем будущем планируется увеличить их выпуск в 1,5 раза.

В данный момент цены на проезд в трамваях, как и раньше, остаются на порядок ниже, чем в других транспортных средствах.

Исследованию стимулирования сбыта и рекламы, по моему мнению, уделяется мало внимания. Почему-то считается, что если предприятие  давно на рынке, то нет необходимости проводить рекламную кампанию. Это в корне неверное суждение, так как реклама - двигатель торговли. Это особенно актуально в настоящий момент, так как в условиях нарастающей конкуренции можно главное - не потерять свои позиции и не отойти на второй, а то и на третий план.

Существуют  различные факторы, снижающие эффективность  работы маркетингового отдела. К таким можно отнести:

1. Недостаточное финансирование отдела не позволяет в полной мере осуществлять запланированные операции по организации деятельности, сбору информации и т.д.

2. Устаревшее компьютерное оборудование также мешает сортировке, обработке информации.

3. Нехватка слаженности в коллективе

4. Большая текучесть кадров.

Данные проблемы существенно  тормозят деятельность маркетингового отдела. Например, достаточно сложно проводить исследования при нехватке оборудования, канцелярских товаров и т.д.

Также очень существенно  мешает работе устаревшее компьютерное оборудование, не хватает новых модифицированных программ, которые позволили бы сэкономить время на обработку и сортировку поступающей информации, постоянно происходят сбои в компьютерах.

Реализации маркетингового плана также мешает недостаточно слаженная обстановка в коллективе. Из-за недостатка необходимого общения  информация о проделанной работе от группы к группе доходит с опозданием.

На слаженность в  коллективе большое влияние оказывает  большая текучесть кадров.

4. Рекомендации по совершенствованию  маркетинга услуг

на предприятии ОАО «Электротранспорт»

Для эффективной деятельности маркетингового отдела на предприятии необходимо решить существующие проблемы. Прежде всего, руководителю отдела необходимо уведомить руководителя организации о существующих проблемах и предложить варианты их решения.

Есть вопросы, которые  может решить руководитель организации и вопросы, которые будут относиться непосредственно к компетенции начальника отдела.

1. Проблема финансирования  отдела должна решаться руководителем  организации и начальником отдела  совместно. Руководитель отдела  маркетинга предоставляет главе предприятия соответствующие документы (финансовые отчеты за месяц, год, квартал), в которых указаны операции, которые необходимо провести, затраты и прилагаемые к ним расчёты, в которых указаны недостающие суммы.

2. Замена старого компьютерного оборудования новым, более практичным и удобным в использовании. Эта проблема на данный момент уже рассматривается на предприятии: определяется необходимое количество новых компьютеров, сроки их возможной закупки, установки и, возможно, обучении кадров каким-либо программам.

3. Вопрос нехватки  слаженности в коллективе находится  в компетенции руководителя отдела, так как он является ответственным  за качество проделанной работы, на что оказывает большое влияние  атмосфера в коллективе. Для решения  данной проблемы руководителю необходимо составить программу, в которой будут отражены возможные способы решения проблемы. К таким можно отнести: различные корпоративные праздники, психологические тренинги, индивидуальная беседа с каждым работником.

Информация о работе Опыт практического применения маркетинга на предприятии ООО «Управляющая компания городским электротранспортом»