Организация и нормирование труда на предприятии торговли на примере ООО "Айкай"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 08:52, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является установление наличия или отсутствия норм труда на предприятии "Айкай" на примере магазина №56, рассмотрение и анализ организации труда персонала на примере товароведа и менеджера торгового зала. По результатам проведенной работы даны предложения по совершенствованию организации труда данных категорий персонала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 СИСТЕМА НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В ТОРГОВЛЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
1.2 ОСНОВНЫЕ НОРМЫ И НОРМОТИВЫ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.3 МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЕЯ ТРУДА
2. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В ООО"АЙКАЙ"
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ООО "АЙКАЙ", ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ
1.2. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО "АЙКАЙ"
1.3 СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА В ООО"АЙКАЙ"
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

нормир труда курсовая.doc

— 537.50 Кб (Скачать документ)

На нормирование труда влияет и конъюнктура рынка. Каждое предприятие стремится предвидеть колебания потребительского спроса, однако зачастую этого сделать не удается. К тому же случается, что потребитель отказывается от своего заказа или предприятие находит выгодный заказ, не предусмотренный планом. В результате фактические параметры работы отклоняются от плановых. Если эти отличия велики, план необходимо откорректировать. Если показатели объема производства, выручки, прибыли и др. отклоняются от плановых незначительно, вопрос о сокращении численности, как правило, не возникает. У большинства штатных сотрудников объем работы либо увеличится, либо уменьшится. В то же время организационно-технические условия труда, могут остаться неизменными. Но если исходить из рассчитанных применительно к ним норм, то выработка у работников должна либо возрасти, либо уменьшиться. При наличии прямой связи между заработной платой и выработкой размеры оплаты труда будут также колебаться. Исходя из изменившихся задач предприятия, каждому работнику придется выполнять объем работы, который соответствует портфелю заказов с учетом потребностей покупателей. Применение сдельной или другой аналогичной системы оплаты труда в данном случае недостаточно оправданно.

Оптимальным решением может быть установление работникам нормированных (или плановых) заданий, за выполнение которых выплачивается определенная заработная плата. Плановые задания (на работу) могут быть выше или ниже норм труда. Нормы же труда (нормативы) должны, естественно, разрабатываться и использоваться при установлении нормированных (плановых) заданий, которые не обязательно могут с ними совпадать. Практически полное освобождение норм от "зарплатности" позволило бы, не оглядываясь на уровни оплаты труда, сделать их действительно обоснованными. А разница между ними и заданиями показывала бы, на сколько последние отклоняются от меры труда, сигнализировала бы о необходимости внесения изменений в численность персонала или в схему распределения работ.

Совершенствование методов организации  и нормирования труда призвано обеспечивать усиление мобилизующей роли норм в повышении производительности труда и наиболее полном использовании оборудования. Успешное решение этой задачи достигается правильным сочетанием нормирования с анализом фактической организации труда, проектированием и внедрением прогрессивных ее форм, введением эффективных систем материального и морального стимулирования. Служба, занимающаяся нормированием труда на комбинате состоит в структуре управления труда и заработной платы.

На  предприятии необходимо постоянно вести работу по обеспечению роста производительности труда, как главного источника повышения эффективности производства и важного показателя всей системы трудовых показателей, большое значение уделять изучению и расчетам трудоемкости производства продукции. Для планирования на предприятии устанавливают плановую, нормативную, фактическую трудоемкость. Сопоставление фактической и нормативной трудоемкости позволяет выявить резервы ее снижения. Показатель нормативной трудоемкости применяется для расчетов заработной платы, себестоимости и оптовой цены.

Научно  обоснованные расчеты трудоемкости дают возможность выявлять, учитывать  и анализировать динамику производительности труда, изыскивать резервы ее повышения  как по предприятию в целом, так  и по отдельным видам продукции, технологическим этапам ее производства. Показатель трудоемкости прямо связан с качественным уровнем нормирования труда. Как трудоемкость, так и выработка зависят от одних и тех же факторов повышения технического уровня производства, роста фондовооруженности труда, его рационализации, сокращения простоев и других потерь рабочего времени, повышения квалификации кадров.

Все мероприятия по совершенствованию  нормирования труда могут быть сгруппированы  по следующим направлениям:

сокращение  численности рабочих, не выполняющих нормы выработки;

обеспечение оптимальной и равномерной напряженности  норм труда;

увеличение  и охват нормированием труда  всех работников предприятия;

пересмотр норм при осуществлении  организационно-технических мероприятий на рабочих местах. Еще одним из важных показателей совершенствования нормирования труда на предприятии может быть комплексная норма, которая рассчитывается на основе операционных норм (норм времени, выработки, обслуживания и др.) или по укрупненным нормативам. Впрочем, сейчас и в Европе, и в Америке многие специалисты приходят к выводу, что дальнейшее совершенствование производственных технологий и организационных структур практически перестает влиять на рост эффективности предприятий. Последние исследования показали, что эффективную, конкурентоспособную организацию в первую очередь отличает личностный подход к процессу управления и полнота раскрытия человеческих ресурсов [1, 7]. Именно развитие стратегического управления персоналом будет в ближайшие годы определять, кто в своей области деятельности будет лидером, а кто аутсайдером. И может быть, в первую очередь это касается такой области экономики, как крупные и средние продажи.

 

2. ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМИРОВАНИЯ  ТРУДА В ООО"АЙКАЙ"

2.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ООО "АЙКАЙ", ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

 

Свое начало ООО "Айкай" берет с маленькой компании "Лига-Б", которая была зарегистрирована в г. Самара 19 августа 1991 года, в день путча, двумя учредителями - Леонидом Ильичем Капланом и Азатом Таисовичем Галеевым. В первый год "Лига-Б" работала как брокерская контора на Удмуртской товарно-фондовой бирже.

Весной 1992 года на приватизационных торгах был приобретён первый продовольственный магазин, позднее названный в честь его директора - Соколова Бориса Семеновича - "СОКОЛ".

Именно тогда было создано ОАО "Продторг", специализирующегося на розничной торговле продуктами питания.

Главным стратегическим направлением предприятия было и есть развитие розничной сети. Этому направлению компания следует неуклонно, о чем свидетельствует динамика приобретения магазинов:

Год Куплено

1992 3 магазина

1993-199514 магазинов

1996-199712 магазинов

1998-199910 магазинов

2000-200211магазинов

2003-200618 магазинов

В сентябре 2005 года ОАО "Продторг" было переименована в ООО "Айкай". ООО "Айкай" по своей организационно-правовой форме является Обществом Ограниченной Ответственностью. Данное предприятие создавалось на основе приватизации государственного имущества в 1992 году.

В настоящее время ООО "Айкай" имеет свыше 70 розничных точек, крупнейшую в Удмуртии продовольственную базу, специализированный учебный центр по подготовке кадров. Общая численность персонала, работающего в компании, свыше 3,5 тысяч человек.

 

 

 

 

2.2 Структура управления и основные виды деятельности

 ООО "Айкай"

 

Организация структуры управления, представляет собой состав подразделений аппарата управления, отношения и связи между ними в ходе выполнения процесса управления.

Общая структура управления в ООО "Айкай" подобна стандартной структуре любого открытого акционерного общества: общим собранием акционеров выбирается совет директоров, которому, в свою очередь, подчиняется президент общества.

Генеральным директором ООО "Айкай"" является Балобанов И. А.

Общая штатная численность ООО "Айкай" - 3386 человек. Система исполнительной власти представлена хорошо организованной, разветвленной структурой органов.

В каждом отделе, магазине и в других подразделениях ООО "Айкай" имеется штатное расписание, а также на каждого специалиста составлены должностные инструкции. Штат магазина №56 - 35 сотрудников.

Многие подразделения ООО "Айкай" имеют свое структурное деление. Например, торговый отдел состоит из шести отделов. В каждый ТОРГ входят несколько магазинов. Торгом руководит директор по торговле, а магазином - директор магазина. Магазин №56 относится к ТОРГу №5.

В свою очередь директорам магазина подчиняется персонал магазина. Директора магазина отвечают за работу персонала и работу в целом магазина. Заработная плата сотрудников магазина напрямую зависит от товарооборота данного магазина за месяц.

Также к торговому отделу относится отдел качества, который занимается качеством и сертификацией продукции.

Экономико-ревизионный отдел является контролирующим органом деятельности магазинов.

Основная функция транспортно-диспетчерской службы - это прием заказов от магазинов на поставку определенных заканчивающихся или новых товаров и передача этих заказов на склады с последующей увязкой маршрутов следования грузовых машин с товаром.

Кроме того, в подчинение у технического директора находятся такие отделы: проектный отдел, отдел коммуникаций, отдел пожарной и технической безопасности, отдел по обслуживанию линий связи, сметный отдел и т.д.

Коммерческому директору подчиняются снабженцы, экспедиторы, товароведы по складам, заведующие складами. Коммерческий директор отвечает за ассортимент и качество поставленной продукции в магазины.

Категории персонала.

Существуют следующие категории персонала:

- руководители - к ним относятся работники, занимающие должности руководителей предприятия (директора, главные специалисты);

- специалисты - ответственные работники, занимающие управленческие должности, осуществляющие контроль и учет работ на предприятии;

- служащие - работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание;

- работники - лица непосредственно участвующие в осуществлении производственного процесса;

Каждая категория персонала имеет свои права и обязанности, оговариваемые в должностных инструкциях и контрактах.

Структура предприятия ООО "Айкай" представлена на рис.1.

 

Рис.1. Структура предприятия ООО "Айкай"

 

 

 

 

 

2.3 СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ ПО НОРМИРОВАНИЮ ТРУДА В ООО"АЙКАЙ"

Структура управления магазина №56 "ГРОШель" в большей степени больше линейно-функциональная, так как, например, отдельные распоряжения, приказы продавцам-кассирам могут отдавать не только непосредственно директор или администратор, но и старший менеджер (или товароведы). Это позволяет оперативно управлять работой магазина и устранять возникшие трудности, выполнять все поставленные задачи совместно.

Структура магазина самообслуживания представлена на рис.2:

 

Рис.2. Структура магазина самообслуживания

 

3. Анализ состояния и предложения по совершенствованию организации труда основного персонала ООО "Айкай" маг. №56

3.1 Анализ состояния организации труда товароведа

 

В первой части работы мы выяснили, что одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников, а также рассмотрели методы анализа трудовых показателей торгового предприятия.

В этой главе мы рассмотрим условия и организацию труда.

Условия труда - совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которых осуществляется деятельность человека

Информация об условиях работы товароведа представлена в следующих таблицах:

 

Таблица 1

Условия труда товароведа.

Направление анализа и критерии оценки

Характер проявления

Условия работы

Постоянно

Иногда

Редко

Неудобная или стесненная поза

   

+

Слишком большая скорость рабочего процесса

+

   

Шум, создаваемый оборудованием

 

+

 

Шум, создаваемый людьми

+

   

Необходимость напряженного внимания

+

   

Необходимость повышения голоса

 

+

 

Жара

+

   

Холод

+

   

Духота

+

   

Отвлечение внимания на приходящих клиентов (поставщиков)

+

   

Постоянное внимание начальства

 

+

 

Дискомфорт от холода / жары

 

+

 

 

Таблица 2

Окружающая обстановка

Параметр

Удобная

Располагающая

Неудобная

Освещение

 

+

 

Вентиляция

   

+

Температура воздуха

   

+

Вибрация

+

   

Меблировка

   

+


 

Как мы можем судить по этим таблицам, рабочее место товароведа нельзя назвать удовлетворительным. Оно находится в кабинете еще с одним товароведом. Рядом с ним расположен вход, где происходит разгрузка прибывшего товара, поэтому в кабинете сквозняк, а зимой температура опускается до +130С! Кондиционера нет, из-за чего летом там бывает душно. Постоянно приходится отвлекаться на поставщиков, хотя для них отведено свое время, но они этого не соблюдают. Объем работы очень большой, поэтому скорость рабочего процесса такая, что пообедать бывает некогда, особенно в предпраздничные дни, когда товарооборот вырастает почти в 2 раза. Оснащенность рабочего места тоже оставляет желать лучшего: компьютер старый, часто ломается, процессы идут медленно; монитор тоже старый, маленький, нечеткий, из-за чего напрягаются газа и портится зрение. Стул, на котором сидит товаровед, не крутится, что неудобно, когда приходят поставщики. В общем, много факторов можно поправить для улучшения работы товароведа через комфортную рабочую обстановку.

Для товароведа в ООО "Айкай" установлен регламент рабочего дня:

8.00-8.30 - переоценка товаров на текущий день

8.30-9.00 - формирование ценников

9.00-11.00 - работа с заявками по базе

11.00-13.30 - формирование заявок поставщиков по графику

14.00-15.30 - прием поставщиков

15.30-16.30 - работа в торговом зале

16.30-17.00 - работа с браком

Конечно, строго соблюдать такое расписание невозможно, но оно служит организующим ориентиром в работе товароведа. Бывает, много товара приходит по новым ценам, тогда переоценка занимает гораздо больше времени. Или поставщики приходят не в свое время, тем самым нарушая распорядок дня. Поэтому товароведу часто приходится оставаться после работы, чтобы выполнить план на сегодня.

Проведение индивидуальной фотографии рабочего времени методом непосредственных замеров

 

ФРВ №1

№ п/п

Затраты времени

Текущее время, ч-мин

Продолжи - тельность, мин

Индекс

0.

Начало наблюдения

7: 30

-

-

1.

Включение компьютера. Загрузка личных параметров

7: 33

3

ПЗ

2.

а) Установка цен на текущий день

б) Разборка почты

7: 45

12

ПЗ

3.

Пятиминутка

7: 55

10

ПЗ

4.

Формирование ценников по группам товаров

8: 18

23

ОП

5.

Разговор с товароведом по работе

8: 20

2

ОП

6.

Формирование ценников по группам товаров

8: 55

35

ОП

7.

Формирование заявок: база, срочные поставщики

9: 32

37

ОП

8.

Разговор с поставщиком

9: 36

4

ОП

9.

Формирование заявок

9: 57

21

ОП

10.

Разговор с поставщиком

10: 00

3

ОП

11.

Формирование заявок

10: 24

24

ОП

12.

Разговор с директором

10: 26

2

ОП

13.

Формирование заявок

10: 46

20

ОП

14.

Разговор с поставщиком

10: 52

6

ОП

15.

Формирование заявок

11: 00

8

ОП

16.

Завтрак

11: 15

15

-

17.

Формирование заявок поставщиков по графику

11: 49

34

ОП

18.

Уход с рабочего места

11: 51

2

ОТЛ

19.

Формирование заявок

12: 06

15

ОП

20.

Ответила на звонок по работе

12: 07

1

ОП

21.

Формирование заявок

12: 29

22

ОП

22.

Разговор с продавцом-кассиром

12: 30

1

ПНТ

23.

Формирование заявок

13: 05

35

ОП

24.

Звонок директору торга

13: 09

4

ОП

25.

Формирование заявок

13: 33

24

ОП

26.

Обед

14: 03

30

-

27.

Прием поставщиков, оформление цен на новый товар

14: 58

55

ОП

28.

Уход с рабочего места

15: 00

2

ОТЛ

29.

Формирование заявок

15: 12

12

ОП

30.

Работа в торговом зале

16: 00

48

ОП

31.

Перерыв на чай

16: 15

15

-

32.

Работа с браком

16: 44

29

ОП

33.

Личный разговор по телефону

16: 46

2

ПНД

34.

Работа с браком

17: 00

14

ОП

35.

Выключение компьютера

17: 03

3

ПЗ

36.

Уход с работы

   

-

Информация о работе Организация и нормирование труда на предприятии торговли на примере ООО "Айкай"