Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 07:25, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности, проанализировать финансовую, хозяйственную и маркетинговую деятельность предприятия ООО «Амур - Аква». Выявить и изучить проблемы ООО «Амур - Аква» по совершенствованию маркетинговой деятельностью. Дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельностью.
Введение 6
1 Сущность и значение службы маркетинга на предприятии 7
1.1 Понятие и значение служб маркетинга 7
1.2 Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении
предприятием 12
1.2.1 Организация маркетинга на предприятии 16
1.3 Методика планирования маркетинговой деятельности
на предприятии 19
2 Характеристика предприятия ООО «Амур - Аква» 21
2.1 Организационная структура управления предприятием ООО
«Амур - Аква» 21
2.2 Маркетинговая среда предприятия и анализ производственно –
хозяйственной ситуации 25
3 Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия
ООО «Амур - Аква» 30
3.1 Анализ конкурентной, сбытовой среды и конкурентоспособности
товаров фирмы «Амур - Аква» 30
4 Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой
деятельностью на ООО «Амур - Аква» 34
Заключение 36
Библиографический список 37
Как видно из данных таблицы 2, в течение трех последних лет на предприятии наблюдалось постоянное снижение объема реализации, соответственно, уменьшалась и прибыль от реализации, падала рентабельность реализации. Себестоимость реализованной продукции также снижалась, но изменение этого показателя связано напрямую с общим падением объема реализации, а не с работой предприятия по общему снижению себестоимости. Некоторое увеличение фондовооруженности связано с уменьшением численности работающих, которое происходило медленнее, чем снижение общего объема реализации и в итоге вызвало снижение показателя выработки на одного работающего. В целом за рассматриваемый срок происходило постоянное ухудшение финансово-экономических показателей деятельности завода и необходимо кардинальное изменение стратегии развития предприятия (поиск новых рынков, работа над ассортиментом и пр.).
2.2 Маркетинговая среда предприятия и анализ производственно - хозяйственной ситуации
Для начала хотелось бы снова обратиться к книге Е.П. Голубкова 24, который образно сравнивает рынок с морем, на волнах которого находятся потребители, поведение их определяется вектором их потребностей. Вектор потребностей для разных потребителей имеет разные направленность и величину и подвержен частым изменениям. Рынок является нашим шефом (начальником), и, выходя на него (идя на прием к шефу), надо хорошо подготовиться. Потребитель25 – это наш король, повелитель, любые требования которого мы должны безоговорочно выполнять. Над потребителями расположены конкуренты, которые стараются вовлечь потребителей в сферу своих интересов и наилучшим образом удовлетворить их потребности. Таким образом, маркетинг - это процесс согласования возможностей предприятия и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности, и получения предприятием прибыли, необходимой для его существования и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем.
Процесс согласования запросов потребителей и возможностей предприятия протекает в определенной внешней среде, в которой осуществляется маркетинговая деятельность. Различают микро 26 - внешнюю и макро 27 - внешнюю среду маркетинга.
Микро - внешняя среда (среда прямого воздействия) маркетинга включает в свой состав совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность предприятия обслуживать своих потребителей (само предприятие, поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты, банки, СМИ, правительственные организации и др.). Микро - внешняя среда также испытывает непосредственное воздействие со стороны предприятия.
Когда само предприятие рассматривается как фактор внешней среды маркетинга, то имеется в виду, что успешность управления маркетингом зависит и от деятельности остальных (кроме маркетинговых) подразделений предприятия, интересы и возможности которых следует принимать во внимание, а не только - маркетинговых служб.
Под макро - внешней средой (средой косвенного воздействия) маркетинга понимается совокупность крупных общественных и природных факторов, которые воздействуют на все субъекты микровнешней среды маркетинга, но не немедленным, прямым образом, и включающая в свой состав: политические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные факторы.
Как бы ни не нравились руководству предприятия такие условия внешней среды, как, например, политическая нестабильность и отсутствие проработанной правовой базы, изменить их непосредственным образом оно не может, а скорее должно в своей маркетинговой деятельности приспосабливаться к этим условиям. Однако иногда предприятия придерживаются более активного, и даже агрессивного подхода в своих стремлениях воздействовать на внешнюю среду, здесь прежде всего имеется в виду микро - внешняя среда маркетинга, стремление изменить общественное мнение о деятельности предприятия, установить более теплые отношения с поставщиками и т.п.
Если внешняя среда не находится в сфере непосредственного управления со стороны предприятия, то управление маркетинговой деятельностью осуществляется путем воздействия на параметры комплекса маркетинга, т.е. совокупности управляемых параметров маркетинговой деятельности, манипулируя которыми руководство предприятия старается наилучшим образом удовлетворить потребности рыночных сегментов.
Основной проблемой предприятия, как и многих предприятий , является сохранение научно-технического квалифицированного персонала и загрузка производственных площадей. Развиваемые в настоящее время предприятием направления производства товаров народного потребления.
Кроме того, службой маркетинга предприятия проводится определенное исследование таких элементов внешней среды, как анализ конкурентов (в основном об их ценах). С этой позиции был проведен анализ. Сбор информации о конкурентах ведется в основном на региональных выставках и ярмарках, куда сотрудники отдела маркетинга выезжают от случая к случаю и крайне нерегулярно (ввиду сложности с финансированием). Полностью отсутствуют данные о сегментах рынка, потребитель вообще не изучается отделом маркетинга. Анализ внутренней среды предприятия сводится лишь к исследованию производственной структуры и финансового положения другими подразделениями и не во взаимосвязи с отделом маркетинга, т.е. практические данные в отделе маркетинга отсутствуют. Таким образом, исходя из вышеизложенных факторов и анализа производственно-хозяйственной ситуации предприятия ООО «Амур - Аква», можно сделать следующие основные выводы:
- производственный потенциал предприятия достаточно велик (завод имеет огромные производственные площади, корпуса, развитые возможности производства) но все это не задействовано в должной мере;
- финансовое положение предприятия сложное, отсутствуют необходимые средства даже для повседневной деятельности. Следовательно, можно сказать, что предприятие на настоящий момент не имеет четкой маркетинговой концепции. Конечно, в его сбытовой деятельности просматривались элементы концепции продажи, но значительных усилий по продвижению и распространению товаров не делалось; более того, в последние годы возможность получения новых потребителей резко ограничилась из-за финансовых трудностей и невозможности поездок на многие выставки и ярмарки, где традиционно заключалось основное количество договоров на поставку. Все попытки некоторых маркетологов пробить стену непонимания сводились в основном к нулю. Главной и основной бедой предприятия является отсутствие планирования им своей деятельности даже в оперативном масштабе, не говоря уже о перспективном планировании. Таким образом, складывается ситуация, при которой крупное, достаточно современное предприятие, обладающее, казалось бы, всеми возможностями для активной деятельности, буквально «топчется на месте», не зная какой путь ему избрать. Все это связано с главной бедой большинства наших предприятий - отсутствием планирования стратегии, стратегических целей, в т.ч. и стратегии маркетинга, которая полностью состыковывается со стратегическими целями предприятия.
Достаточно сказать, что завод работает вообще без каких-либо планов, за исключением тех, которые подает раз в месяц отдел маркетинга отделу подготовки производства, основанных на договорных сроках поставки, и квартальных планах деятельности отдела маркетинга, а также отдельных оперативных планов, в основном по новой технике, составляемых технологической службой. Общих генеральных планов развития и перспектив своей деятельности завод практически не имеет. Отсюда и отсутствие эффективности хозяйственной деятельности, четко выработанной линии руководства и поведения на рынке, т.к. все это взаимосвязано.
Таким образом, предприятию нужна стратегия, разработка которой поможет упорядочить и систематизировать его хозяйственную деятельность, с углубленной маркетинговой направленностью, что, соответственно, потребует и организационных изменений в структуре управления. При этом принятие концепции маркетинга не должно сводиться к простой формальности, т.е. необходимо создание организационной структуры, воплощающей в жизнь цели и задачи маркетинга.
3 АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АМУР - АКВА»
3.1 Анализ конкурентной, сбытовой среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Амур – Аква»
Проблема качества и конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, поскольку успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной любой стране, практически любого потребителя. Конкурентоспособность28 и качество концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары. Чтобы оценить конкурентоспособность фирмы целесообразно провести сравнительный анализ по основным образующим факторам относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего маркетинга.
Основным конкурентом является компания «Интеграл» поскольку он выпускает такую же продукцию но только более дешевую. Если товар ниже по качеству, предприятие не сможет запросить на него цену такую же, как и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда, когда его товар выше по качеству. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, и естественно гарантируют удовлетворение данной потребности.
Анализ сбытовой сети – это изучение способов наиболее эффективной доставки товара от производителя до конечного пользователя. Построение сбытовой сети – на мой взгляд самое важное решение руководства предприятия ООО «Амур – Аква» определяющее ее успех на рынке. От размеров и эффективности работы сбытовой сети зависят общий оборот предприятия и динамика его роста, норма и размер получаемой прибыли. Но сегодня от сбытовой сети зависит степень контроля предприятия над доведением своей продукции до конечного потребителя, а значит и эффективность оборотной связи между производителем и потребителем. Анализируя каналы распределения продукции ООО «Амур – Аква» можно сказать, что канал сбыта идет не только от изготовителя к потребителю, но и охватывает также взаимодействие производителя с поставщиками сырья, материалов, комплектующих. Рассмотрим каналы распределения потребительских товаров, рисунок 3.
Рисунок 3 - Каналы распределения продукции фирмы ООО «Амур - Аква»
Здесь выделяю четыре канала 29.
Первый канал – это канал нулевого уровня.
Достоинством этого канала распределения является то, что на продаваемый товар не накладываются торговые наценки, транспортные затраты на доставку продукции минимальна.
Основная часть всей продукции ООО «Амур – Аква» осуществляется через продуктовые магазины.
Недостатками данного канала является потребность в необходимости широкой рекламы, на продукцию, производимую ООО «Амур – Аква».
Вторым нестандартным каналом распределения является бартер. Его достоинство - это возможность оплаты, так как нет денежных средств.
Третий канал - торговая сеть города при этом реализуется 70 % продукции.
Четвертый канал - торговая сеть других регионов, при этом реализуется 25 % продукции.
Оценка маркетинговых аспектов деятельности ООО «Амур - Аква»
В настоящее время без системы маркетинговой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к свойствам и качеству товара, производителю трудно выжить в конкурентной борьбе. Поэтому немаловажную роль в деятельности предприятия играет отдел маркетинга. Основная цель управления маркетинговой деятельности – обеспечение ее максимальной эффективности, а через нее и эффективности функционирования всего предприятия. Если организация управления в том, числе управления маркетингом эффективна, то в процессе деятельности предприятия улучшаются такие показатели, как прибыль, объем продаж, доля рынка. Управление маркетинговой деятельностью, направленной на решение проблем предприятия и организацию планомерного, целесообразного функционирования всей производственной системы – это сложный циклический процесс.
Рассмотрим основные задачи отдела маркетинга на предприятии ООО «Амур - Аква»
Основные задачи отдела маркетинга 30:
- разработка краткосрочной,
- исследование факторов, определяющих
структуру и динамику
- исследование потребительских
свойств производимой
- ориентация разработчиков и
производства на выполнение
- исследование потребительских
свойств производимой
Информация о работе Организация маркетинга на предприятии ООО «Амур - Аква»