Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:46, реферат
Проблемы упаковки традиционно занимали важное место в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Многие важнейшие открытия и достижения человечества были широко использованы именно для развития упаковки. Можно привести многочисленные примеры из разнообразных областей науки и техники. Это и разработка новых материалов и создание новых технологий для производства упаковки из дерева, глины, фарфора, стекла, металлов, пластмасс и т. д. Это и широкое использование автоматизированной техники, как для изготовления упаковки, так и для процессов упаковывания продукции. Это и создание новых технологий длительного сохранения продуктов.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Сущность упаковки и ее роль в маркетинге ………………………………..4
2.Функции упаковки товара……………………………………………………5
3.Требования необходимые для выполнения функций упаковки…………..15
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованной литературы………………………………………….19
Проблема хранения может возникнуть и дома. Производители должны учитывать типичные габариты домашних полок и шкафов. Для хранения упаковки дома не должно требоваться никаких специальных средств. Также нужно обращать внимание на то, насколько упаковка соответствует среде хранения. Так, товары, рассчитанные на использование в условиях повышенной влажности, например, в ванной комнате, должны быть упакованы соответствующим образом.
Также нужно обращать внимание на то, чтобы необычные формы и размеры упаковок, служа цели маркетинга, не препятствовали стремлению потребителя эффективно использовать место для хранения в своем доме.
Современные материалы и технология упаковки открывают широкие перспективы разработки и применения специальных методов увеличения сроков хранения продукции, таких, как сублимация, охлаждение, стерилизация и т. п. Выполнение функции хранения требует от конструкции упаковки простой и четкой маркировки, возможности стапелирования на стандартных поддонах и оптимального использования площади складских помещений. В случаях длительного хранения следует учитывать необходимость контроля проверки качества упакованной продукции.
Упаковка, выполняя функцию маркетинга, эффективно используется как средство продвижения товара на потребительский рынок. Различают три основные причины, из-за которых значение упаковки в системе маркетинга неуклонно возрастает:
1) растущие требования
потребителей к удобству
2) конкуренция за более
3) использование упаковки для рекламы продукта на месте продажи.
Упаковка, представляя продукт, должна быть прежде всего привлекательной за счет умелого дизайна и высокого качества полиграфического оформления. Сочетанием внешнего а и содержащейся информации она способствует идентификации — установлению соответствия распознаваемого предмета своему образу, знаку (идентификатору).
Идентификация содержимого подбором соответствующей формы упаковки, ее художественного оформления и возможного визуального обозрения была освоена давно. Постепенно превратилось в одну из главных функций упаковки. Использование символов, торговых марок, фирменных знаков и различной информации помогает установить связь между потребителем и изготовителем. Товар с фирменной торговой маркой должен моментально узнаваться покупателем. Известные фирменные марки, кроме того, показывают отличительные свойства продукта, дают гарантии высокого качества держат продукцию в центре внимания. Они помогают избежать путаницы с конкурентами, показывают соответствие продукта его качеству.
Важными элементами идентификации являются форма и, цвет упаковки. Они могут отличать продукт от конкурентов. Так, картофельные чипсы Pringles плотно упакованы в цилиндрические коробки. Это их отличает от других чипсов в пакетах из полимерных пленок. Сыр Edam имеет сферическую форму и красную восковую оболочку. Он часто не маркируется, поскольку комбинация форма — цвет уже несет информацию об этом продукте.
Нормативно-законодательная функция упаковки является как бы производной от других функций. Так в процессе выполнения функций защиты и хранения сложился комплекс санитарно-гигенических требований к упаковке. В настоящее время во многих странах существует специальное законодательство, строго регламентирующее предельное содержание в упаковочных материалах компонентов и примесей, которые могут мигрировать в продукт. Оно направлено на исключение возможности перехода вредных веществ из упаковки в продукт в количествах, оказывающих влияние на организм потребителя. Любой упаковочный материал может быть использован в пищевом производстве только после получения соответствующего разрешения государственных органов санитарно-гигиенического контроля. Дозирующая функция неразрывно связана с привлечением к упаковке нормативного закона мер и весов. Для наиболее распространенных типов упаковки разработаны соответствующие нормативные документы — технические условия и ГОСТы.
Экологическую функцию упаковки можно рассматривать как научное и практическое направление рационального использования обществом упаковки в свете взаимодействия с окружающей средой.
Экологическая функция упаковки в последние годы приобретает все более важное значение. По мере увеличения темпов производства возникают проблемы уничтожения использованной упаковки. Это связано с медленной скоростью ассимиляции (усвоения) природой под естественным воздействием тепла, влаги, микроорганизмов материалов использованной упаковки. Особые проблемы возникают с полимерными материалами, период ассимиляции которых достигает 80 лет.
Наиболее промышленно развитые страны Европы и Америки испытывают большие трудности с утилизацией использованной тары. Так, в США, например, ежегодно в городском мусоре оказывается около 50 млн. тонн отходов упаковки, из которых 12% приходится на полимеры. Более 80% этих отходов зарывают в землю. В стране имеется около 6000 мест захоронения отходов, что оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды. Во Франции отходы составляют примерно 19 млн. тонн в год, из которых 50% сжигают, а 40% зарывают в землю.
Решают экологические проблемы использованной упаковки различными путями: увеличение объемов многооборотной потребительской тары; сбор и вторичная переработка традиционными способами; использование полимерных материалов, способных растворяться и в растворе подвергаться вторичной переработке; сжигание с использованием фильтров и аппаратов, улавливающих вредные летучие продукты; разработка и пользование для упаковки пищевых продуктов съедобных и самодеструктирующихся упаковочных материалов. Самодеструктирующиеся или саморазрушающиеся полимерные материалы подразделяют на биоразлагаемые, разрушающиеся под действием света, и разлагаемые химическим путем. Наиболее перспективно получение таких материалов из природного крахмала, картофеля и зерновых культур. Важное значение приобретает повторное использование переработанных полимеров — вторичных материалов.
В практическом отношении вопросы утилизации использованной тары лучше всех решены в Германии. В стране уже много лет налажена система сортировки тары населением. Граждане помещают использованную тару в специализированные контейнеры, предназначенные для тары из определенных видов материалов, совместимых между собой в процессе их вторичной переработки. Кроме того, широко используется многооборотная тара, стабильно действует технологическая цепочка по ее повторному использованию.В Германии созданы специализированные фирмы, занимающиеся экологическими проблемами в области производства изделий, в том числе и тары из полимерных материалов. Эти фирмы совместно с крупнейшими компаниями по производству полимеров и упаковочных материалов, а также учебными и исследовательскими организациями заняты изучением оптимальных путей утилизации или уничтожения отходов полимерной упаковки. В центре внимания этих организаций оказались проблемы термической деструкции отходов упаковки до исходных сырьевых продуктов с последующим получением из них новых полимерных изделий, а также вопросы сжигания полимерных отходов для получения тепловой энергии.
Информационная функция упаковки приобрела важное значение в процессе развития формы самообслуживания в розничной торговле. Носящая достаточно информации о продукте, приятная на внешний вид упаковка часто служит единственным «продавцом» в магазинах самообслуживания. Особенно важное значение приобретает упаковка для новых продуктов, еще не известных покупателю. В этом случае она должна завершать весь цикл сбыта — привлекать внимание, стимулировать интерес, вызывать желание и побуждать к покупке продукта. Также задачи решаются посредством передачи информации потребителю. Эта информация должна отражать новизну продукта, его отличие от аналогов, подчеркивать его особенности.
Информацию на упаковке можно разделить на произвольную и обязательную. К произвольной информации относят разнообразные элементы художественного оформления, рекламу и т. п. Обязательная информация регламентирована нормативными документами на упаковываемый продукт. Она включает основные технические характеристики продукта, например, список важнейших его компонентов, руководство по применению, хранению и уходу, предупреждения о возможных противопоказаниях, опасностях и т п.
Эксплуатационная функция упаковки предполагает легкость обращения с ней в процессе сортировки, хранения, сбыта, а также удобство для потребителя в использовании упакованного продукта. Опросы покупателей показывают, что им импонирует упаковка, которую можно использовать повторно, которую можно легко открыть, которая является оригинальной и привлекательной, соответствующей пониманию красоты потребителем.
Большинству потребителей небезразлично то, насколько легко может быть открыта упаковка. Это касается всех видов упаковки - от бутылок до бумажных пакетов. Это удобство первостепенной важности и не зависит от возрастной группы, к которой относится потребитель. Конечно, это удобство жизненно важно особенно для пожилых людей, но кто сегодня хочет тратить чрезмерные силы для доступа к содержимому купленного продукта. Здесь можно видеть сложную задачу для упаковщиков: ведь им нужно создать упаковку с хорошими защитными свойствами, чтобы продукт не утратил своих качеств. Часто это ведет к появлению такой упаковки, что потребитель вынужден прибегать к использованию специальных приспособлений для получения доступа к продукту. Никакой потребитель не будет доволен этим, следовательно, можно утверждать, что этот фактор может значительно ухудшать позитивный образ брэнда. Прекрасная иллюстрация решения этой проблемы - использование застежек-молний в упаковке для пищевых продуктов. Использование застежки-молнии позволило улучшить маркетинговую привлекательность продукта и, соответственно, повысить популярность продукта.
Для того, чтобы оценить количество инноваций в упаковочной индустрии в целом, достаточно взглянуть на новинки в области технологий для закрывания упаковок. Сегодня устройства для закрывания сделаны так, чтобы не только защитить продукт, но и обеспечить легкость открывания упаковки, соответствующую запросам потребителя. Применение крышек типа "твист-офф" на некоторых марках пива послужило улучшению представления о продукте и, безусловно, мотивировали к покупке подобного товара с целью употребления вне помещений (на открытом воздухе). Это дало производителям бутылок новые возможности в борьбе за рынки, ранее потерянные в результате распространения алюминиевых банок.
3. Требования необходимые для выполнения функций упаковки
Для выполнения каждой из перечисленных ранее функций упаковка должна отвечать определенному комплексу требований. Так, например, защитная функция предъявляет к упаковке требования по обеспечению необходимых показателей теплостойкости, морозостойкости, герметичности, коррозионной и химической стойкости, защиты от пыли, сохранения массы, стабильности формы, долговечности, ударной прочности, прочности при сжатии и разрыве, способности к амортизации ударов. Шесть последних показателей наряду со специфическими другими, такими, как экономия транспортной и складской площади и пространства, устойчивость при скольжении, пригодность к штабелированию и автоматизированной обработке, унификация по конструкции и размерам, способность к групповой упаковке, удобство в обращении, легкость открывания, способность повторно закрываться, важны и для транспортной функции, и для функции хранения. Пять последних требований предъявляет к упаковке и эксплуатационная функция. Маркетинговая функция, прежде всего, диктует технико-экономические показатели упаковки, требования по экономии пространства и площади при транспортировке, складировании и продаже, а совместно с информационной функцией выдвигает требования по предоставлению рекламы, информации, а также по наличию элементов идентификации и индивидуальных особенностей упаковки. Экологическая функция рассматривает медико-гигиенические требования к материалам, продукции и упаковке в целом, возможности повторного использования тары, удобство утилизации и другие экологические аспекты.
Помимо требований, продиктованных функциональным назначением, при создании тары и упаковки следует учитывать и комплекс требований к упаковке, обусловленных упаковываемым продуктом, заказчиком и производственными условиями. Материал и конструктивное исполнение упаковки зависят от агрегатного состояния продукта — твердого жидкого или газообразного, а также от его особенностей – температуры, давления, вязкости, размера частиц и т. п. Агрегатное состояние упаковываемого продукта и его особенности влияют на выбор материала и конструктивные особенности упаковки не только напрямую, но и косвенно, поскольку от них зависят технология и аппаратурное оформление процесса упаковывания. Совершенно очевидно, что тара и упаковка должна соответствовать требованиям технологии и конструкции упаковочного оборудования.
Технология упаковывания стремительно развивается. Так, в пищевой промышленности помимо традиционных методов упаковывания в последние годы во многих странах получили большое развитие быстрое замораживание, хранение в модифицированной газовой среде, стерилизация ионизирующим излучением, сублимационная сушка, асептические способы консервирования, микроволновый нагрев и т. п. Каждая из этих технологий непосредственно связана с определенной конструкцией упаковки и предъявляет к ней специфические требования.
Химическая и биологическая активность упаковываемого продукта определяет процессы, протекающие во время его контакта с упаковкой, а также поведение упакованной продукции по отношению к окружающей среде. От этих процессов зависит комплекс требований к материалу и конструкции тары и упаковки. Например, с точки зрения сохранения полезного комплекса свойств упакованных продуктов материал упаковки должен быть химически инертен и не вступать в химическое взаимодействие с продукцией ни в процессе транспортировки, хранения и продажи, ни в процессе эксплуатации, например, разогрева перед принятием пищи. Если пищевой продукт находится в непосредственном контакте с упаковочным материалом, необходима санитарно-гигиеническая оценка материала, основанная на результатах органолептических, санитарно-химических и токсикологических исследований.
Современная упаковка зачастую уже не является индифферентной по отношению к продукту, а активно воздействует на него, осуществляя определенные технологические функции. Такая «активная» упаковка может содержать добавки сусцепторов (усилителей микроволнового нагрева), поглотителей кислорода, консервантов, адсорбентов влаги и т. д.
Требования заказчика в значительной степени определяют особенности упаковки: это и экономические условия, это и требования к внешнему виду и дизайну, а нередко — и определение материала. Требования изготовителя касаются вопросов технологичности конструкции, экономических и технологических возможностей, материалов и т. д. Не менее важным аспектом являются и требования унификации, определяющие взаимосвязь конструкции с важнейшими технико-экономическими показателями упаковки.