Основные тенденции и проблемы в области разработки и применения информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 19:32, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является рассмотрение основных тенденций и проблем в области разработки и применения информационных технологий.
Основные задачи:
• рассмотреть основные тенденции развития информационных технологий;
• выявить основные проблемы в области разработки и применения ИТ;
• рассмотреть основные тенденции и проблемы развития рынка ИТ;
• провести анализ собранной информации;
• предложить пути решения основных проблем.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 49.89 Кб (Скачать документ)

  Такой подход назовем рациональной методологией и покажем, как в этом случае будут  распределяться обязанности:

  • вычислительный центр должен отвечать за выработку общей стратегии использования информационной технологии, помогать пользователям, как в работе, так и в обучении устанавливать стандарт и определять политику применения программных и технических средств;
  • персонал, использующий информационную технологию, должен придерживаться указаний вычислительного центра, осуществлять разработку своих локальных систем и технологий в соответствии с общим планом организации.

  Рациональная  методология использования информационной технологии позволит достичь большей  гибкости, поддерживать общие стандарты, осуществить совместимость информационных локальных продуктов, снизить дублирование деятельности и др. [2].

    1. Тенденции развития рынка информационных технологий

  Отрасль ИТ является одной из наиболее динамично  развивающихся отраслей в мире. За последние 5 лет доходы отрасли росли  в среднем на 10% в год, при среднем  темпе роста экономики 3-4%, что  привело к увеличению доли сектора  в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. По прогнозам международных аналитических  агентств, высокие темпы роста  – около 9% - сохранятся и в течение  следующих пяти лет [1].

  Своим ростом сектор обязан двум основным движущим факторам: расширению общего проникновения  ИТ-технологий в бизнес-процессы компаний, механизмы организации государства  и повседневную жизнь людей, и  тенденции к аутсорсингу внутренних функций ИТ и ИТ инфраструктуры независимым  компаниям. Этому способствует высокая  эффективность ИТ-технологий в оптимизации  функционирования делового, частного и государственного секторов, —  значительно сокращается время  на проведение транзакций, получение  информации, повышается производительность использования ресурсов. Популярность аутсорсинга вызвана дефицитом квалифицированных кадров на рынке, стремлением компаний сократить затраты и сконцентрироваться на основных направлениях бизнеса [5].

  К основным трендам развития сектора  относится постепенное уменьшение доли оборудования, опережающий рост услуг по отношению к сектору  программного обеспечения, а также  перемещение бизнеса из локальных  рынков в оффшор (в основном в  страны с низкой стоимостью труда). Уменьшение доли оборудования отражает снижение спроса потребителей на технику  с улучшенными техническими характеристиками, поскольку ее добавочные преимущества незначительны с точки зрения большинства покупателей. Увеличение доли услуг происходит и из-за возрастающей сложности ИТ-систем, что требует  больших усилий и затрат на установку, развитие и обслуживание. Тенденция  к аутсорсингу также вносит свой вклад в опережающий рост сектора  услуг .

  Перемещение операций в оффшор происходит во многих индустриях. Особенности сектора  ИТ позволяют перенести в другие страны не только «производство» или  разработку ПО, но и поддержку клиентов, и ряд вспомогательных бизнес-процессов. Большое количество международных  ИТ-компаний открывает свои подразделения  в Индии и Китае и переносит  выполнение части функций или  целые бизнес-процессы в эти подразделения. Параллельно ИТ-компании развивающихся  стран оказывают услуги клиентам в развитых странах с помощью  удаленного доступа. Бесспорным лидером  во всех сегментах оффшоринга пока является Индия, с общим объемом  около 15 млрд. долларов в 2003 году. В последнее  время на рынок вышел Китай (который  в основном ориентирован на близлежащие  Японию, Южную Корею и Гонконг), Филиппины, а также страны Восточной  Европы, ориентированные на рынок  ЕС [4].

  В первую пятерку крупнейших поставщиков  ПК в мире [36], вошли, помимо Dell и НР, компании IBM с 5,9% рынка, Fujitsu Siemens с 4,3% и NEC с 3,3%. В Gartner отдельно учитывали доли рынка Fujitsu и Fujitsu Siemens, что позволило  включить в пятерку лидеров NEC и Toshiba. Однако в этом рейтинге учитывались  объемы поставок в единицах продукции, а не в денежном исчислении, что не гарантирует производителям ПК большой прибыли. Специалисты отмечают, что в последнее время компании сокращали инвестиции в высокие технологии из-за неясных перспектив экономики и ухудшения корпоративных показателей, и пока они не

  Самой большой динамикой развития рынка  информационных технологий обладает Азия.  В 2001 г. поставки компьютеров в азиатско-тихоокеанском  регионе (исключая Японию) достигли уровня 4,8 миллионов штук, что означает 12,5% рост в годовом исчислении [6].

    1. Становление рынка информационных технологий в России и основные проблемы его развития

    Интенсивное внедрение современных  информационных технологий в  экономику, государственное управление, а также в разнообразные общественные  процессы является важнейшей  составляющей ускоренного развития  России, структурных преобразований  в экономике и реформы государственного  управления. Это отражается в  растущем внутреннем спросе на  информационные технологии.

  Однако, несмотря на впечатляющие темпы роста, абсолютные объемы отрасли ИТ в России остаются скромными. Рынок ИТ составляет всего 1,4 процента от ВВП России. Для  сравнения, в США объем рынка  ИТ превышает 500 млрд. долларов, что  составляет более 5 процентов от ВВП. При этом на российском рынке сохраняется  сильный крен в сторону импортного аппаратно-технологического обеспечения, в то время как рынок услуг  ИТ (в основном отечественных) составляет лишь 30 процентов от общего объема, а рынок программных продуктов  – 14 процентов.

  Всего 14 процентов объёма рынка ИТ идет на экспорт. Для сравнения, в других странах, динамично развивающихся  в области ИТ, на экспорт приходится в среднем от 70 (Израиль) до 80 (Индия) процентов.

  Заметны существенные отличия от мировой  практики в структуре участников отечественного рынка ИТ. По сравнению  с большинством стран с развитым рынком ИТ, показатели даже крупных российских ИТ-компаний малы. Так, средняя выручка лидирующих индийских (570 млн. долларов США) и ирландских (380 млн. долларов США) компаний, специализирующихся на продаже программного обеспечения и оказании ИТ-услуг, превосходит средний оборот аналогичных российских предприятий более чем в 10 и 5 раз соответственно [2].

  Активным  потребителем информационных технологий в Российской Федерации выступает  государство. Как и в развитых зарубежных странах, доля спроса государства  в течение последних 5 лет в  отрасли ИТ достигала 30 процентов, являясь  существенным стимулом роста отрасли. Значительный объем спроса приходится на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства (ОАО "Газпром", АО "Российские железные дороги", РАО "ЕЭС России", ОАО "Аэрофлот", ОАО "Связьинвест"). Оставшийся объем спроса преимущественно  приходится на предприятия финансовой и нефтегазовой сферы, а также, в  меньшей степени, связи и торговли. Металлургия, машиностроение, транспорт  и другие отрасли значительно  отстают в использовании ИТ [4].

  Отечественный рынок ИТ мал в абсолютном выражении, отстает по большинству характеристик  как от развитых, так и от многих развивающихся стран, и далёк  от насыщения по всем показателям. Отчасти  такое положение вызвано общеэкономическими причинами (последствия спада производства в 1990-х годах, нежелание предприятий  инвестировать в долгосрочные ИТ-проекты, низкий уровень материального благосостояния большей части населения). Вместе с тем, недостаточное развитие ИТ в России усугубляется целым рядом  других факторов, создающих препятствия  для широкого внедрения и эффективного использования ИТ в экономике  общественной жизни и государственном  управлении.

  К благоприятным для развития отрасли  ИТ факторам относятся продолжающийся экономический подъем и высокий  базовый уровень образования  населения. Продолжающийся экономический  подъем вызвал необходимость реструктуризации многих предприятий, а также привел к росту инвестиционных ресурсов, находящихся в их распоряжении. В  результате, ряд предприятий начал  инвестировать в проекты по оптимизации внутренних процессов и сокращению неэффективных затрат, в частности, путем применения ИТ. Высокий уровень образования значительной части населения дает ресурс для подготовки специалистов в области ИТ и опытных пользователей с относительно небольшими усилиями и затратами.

  Проблемы, препятствующие развитию рынка ИТ, можно разделить на:

  • законодательные проблемы;
  • факторы, сдерживающие рост внутреннего рынка;
  • сдерживающие рост экспорта;
  • институциональные проблемы.

  Неразвитость  законодательной базы для ИТ в  целом и для отдельных приложений (например, электронный документооборот, электронно-цифровая подпись) тормозит развитие как спроса, так и предложения  информационных технологий. Неразработанный  механизм в целом передового законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности приводит к потере доходов российскими экспортерами и мешает привлечению в Россию крупных международных компаний. Отсутствие точных формулировок, касающихся ИТ, в налоговом законодательстве приводит к неопределенности в вопросах начисления налогов и увеличению рисков и расходов компаний отрасли  ИТ [2].

  Проблемы, мешающие развитию внутреннего рынка, делятся на мешающие развитию спроса со стороны основных групп потребителей (государственные органы, предприятия, население) и ограничивающие предложение.

  Со  стороны государства спрос на ИТ ограничивают отсутствие квалифицированного спроса на ИТ-продукты и услуги; отсутствие достаточного количества образованных пользователей ИТ в органах государственного управления и в государственных  организациях; непрозрачность проведения конкурсов на выполнение государственных  заказов (ограничен доступ для новых  компаний); недостаточная эффективность  проведения масштабных ИТ-проектов в  силу ведомственной разобщенности; низкий общий уровень использования ИТ в органах государственной власти. Полноценная реализация федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" поможет сформировать квалифицированный спрос на ИТ со стороны органов государственной власти, осуществлять более масштабные и сложные проекты, привести к качественно лучшему уровню использования ИТ [6].

  Общий нестабильный бизнес-климат в России приводит к нежеланию крупных  предприятий вкладывать в долгосрочные проекты в области ИТ (например, системы автоматизации предприятия). Завышенные сроки амортизации компьютерного  оборудования, неопределенность с отнесением на себестоимость продукции и  со списанием программного обеспечения  также снижают экономические  стимулы внедрения ИТ на предприятиях.

  Низкий  спрос на ИТ-услуги и продукты со стороны населения вызван преимущественно  низкой платежеспособностью (особенно в регионах) и несформированной потребностью в приобщении к новым технологиям.

  Развитие  спроса со стороны всех групп потребителей тормозится высокими импортными пошлинами  на компьютеры и комплектующие, увеличивающими стоимость средств ИТ на внутреннем рынке. Наличие таких пошлин идет вразрез с мировой практикой.

  Для предприятий отрасли ИТ, как российских, так и зарубежных, ведение деятельности в России осложняется большим  количеством административных и  фискальных проблем. Так, высокая доля расходов на оплату труда в общей  структуре затрат ИТ-компаний увеличивает  общую налоговую нагрузку (за счет единого социального налога) по сравнению  с "традиционными" отраслями и  снижает инвестиционную привлекательность  отрасли.

  Проблемы, сдерживающих развитие экспорта продукции  и услуг ИТ из России. Экспортно-импортные  операции значительно усложняются  из-за разрешительной процедуры получения  сертификатов и лицензий ФАПРИД (особенно критичным данный фактор является для малых и средних предприятий), огромного количества документов при таможенном оформлении. Кроме того, специфика экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг не описана в законодательстве, что приводит к необходимости доказывать возможность экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг для каждой отдельной сделки.

  Расширению  экспорта, кроме вышеназванных факторов, мешает еще и устоявшееся недоверие  зарубежных партнеров к российской отрасли ИТ, вызванное во многом их неосведомленностью. Помимо претензий  к защите прав на интеллектуальную собственность, преобладает мнение о нестабильности налогового и таможенного  законодательства, недостаточном знании английского языка, отсутствии контроля качества в российских компаниях, тогда  как в этих областях российские компании достигли в последние 2-3 года значительных улучшений [3].

  К проблемам институционального характера  относятся неразвитость механизмов финансирования, неразвитость и высокая  стоимость инфраструктуры, недостаток кадров для отрасли ИТ.

  Неразвитость  механизмов финансирования во многом вызвана описанными выше проблемами налогового и таможенного администрирования, вынуждающими предприятия пользоваться схемами оптимизации налогов. В  результате, непрозрачность предприятий  мешает привлечению как кредитов, так и инвесторов. Другим важным фактором является неразвитость механизмов венчурного финансирования, что мешает появлению и быстрому развитию новых  ИТ-компаний, развитию экспорта, тормозит внедрение и коммерциализацию новых  ИТ-продуктов.

Информация о работе Основные тенденции и проблемы в области разработки и применения информационных технологий