Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:19, реферат
Актуальность экологических проблем в последние десятилетия не вызывает никаких сомнений не только в среде ученых, но уже и у бизнесменов, политиков, населения в целом. Экологические проблемы самого разного уровня регулярно освещаются СМИ, в Интернете им посвящены тысячи блогов, некоммерческих сайтов, форумов. Это показывает, что постановка проблемы мировым сообществом в середине ХХ века перешла на качественно новый уровень — вовлеченность всех социальных групп в решение экологических проблем.
Основы экологического маркетинга
Наверняка вы хотя бы несколько раз в жизни слышали или читали фразу: «Это экология у нас плохая». Конечно, сразу хочется продолжить ряд — а также математика, физика, география. Давайте избежим неграмотности в нашей работе. Несмотря на то, что понятие «экология» стало шире в последние десятилетия, остановимся на общепринятой научной терминологии.
Экология — это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Очевидно, что экология не может быть плохой. Также весьма некор-ректными можно считать такие словосочетания, как «экология души» или «экология культуры».
Актуальность
экологических проблем в
Фундаментальные исследования последствий, наступающих вследствие роста потребления природных ресурсов для обеспечения нужд человечества, были начаты в 1968 г. Римским клубом , инициировавшим работы ДжеяФоррестера (Jay Forrester) по изучению долгосрочных тенденций мирового развития. Эти исследования положили конец мифу о «счастливом будущем человечества». Более того, они продемонстрировали неизбежность всемирных катастроф, которые произойдут в начале XXI века в результате демографического взрыва в развивающихся странах, загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов.
Работы Форрестера были продолжены группой исследователей под руководством ДеннисаМедоуза(DennisMeadows) и нашли отражение в докладе «Пределы роста», сделанном Римскому клубу в 1972 г. Выводы авторов доклада были еще более тревожными: при сохранении нынешних тенденций экономического роста в условиях конечной по своим масштабам планеты уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической экспансии, что приведет систему в целом к неконтролируемому кризису и краху. Впервые было показано, что экологический кризис наступает вследствие кризиса этических и моральных норм потребительской цивилизации. И именно человек ответственен за происходящие.
В современной литературе и СМИ все чаще встречается понятие «устойчивое развитие», предложенное Международной комиссией по окружающей среде и развитию под руководством Гру Харлем Брунтланн (GroHarlemBrundtland). В 1987 г. комиссия опубликовала отчет «Наше общее будущее», в котором ключевым вопросом стала необходимость поиска новой модели развития цивилизации. В нем впервые дается определение устойчивого развития как «движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений».«Пришло время порвать с нашими старыми привычками... Экономика и экология должны быть полностью взаимосвязаны при принятии каких-либо решений...», — считают авторы доклада.
В «Повестке дня на XXI век», принятой на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. сказано: «Одна из основных причин постоянной деградации окружающей среды во всем мире — структура потребления и производства, не обеспечивающая устойчивости, — особенно в промышленно развитых странах. Чрезмерные претензии и расточительный стиль жизни наиболее богатой части человечества огромным грузом ложатся на окружающую среду». Принцип 8 «Декларации Рио» говорит о необходимости «уменьшения и исключения [из жизни] неустойчивых образцов (моделей) производства и потребления». В этом же документе выделяются две основные цели: уделять значительное внимание неустойчивым образцам производства и потребления и развивать национальные стратегии по изменению образцов потребительского поведения.
Десять лет спустя, в 2002 г. на Всемирном Саммите ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге было принято «Соглашение о программах в области устойчивого производства и потребления». В числе прочего в документе утверждается, что индустриальные страны должны взять лидерство в области развития устойчивого потребления, поскольку именно они — причина сложившейся ситуации в области роста потребления.7
В наши дни очевидно, что чрезмерное потребление, постоянно подкрепляемое коммерческой рекламой, приводит к сокращению объема и качества природных ресурсов, вызывает экологические проблемы, приводя в итоге к ухудшению качества окружающей среды, а в долгосрочной перспективе — к снижению материального благосостояния и качества жизни в целом (рис. 1).
Рис. 1. Механизм влияния
роста потребления
на качество окружающей
среды
Пояснения к рисунку. Эта системная диаграмма помогает понять причинно-следственные связи в процессе влияния потребления товаров и услуг на качество окружающей среды. Стрелками обозначены направления влияния элементов. Знаки «+» около стрелок показывают, что связь между двумя явлениями усиливающая, т.е. если один элемент увеличивается, то увеличивается и другой, если он уменьшается, то другой тоже уменьшается. Знаки «–» показывают, что связь уравновешивающая, т.е. изменение одного элемента ведет к изменению другого в противоположном направлении. Вся система в целом имеет знак «+». Такие системы называют усиливающими (или позитивными) петлями образной связи. Их признаки: самовоспроизводящиеся, вызывающие рост, дестабилизирующие систему, ускоряющие систему. Связь между качеством окружающей среды и материальным благосостоянием имеет задержку во времени, т.е. последствия станут заметны в долгосрочной перспективе.8
Рассматривая
вопросы взаимоотношения
§1. Как оценить воздействие деятельности человечества на окружающую среду?
Из природы выпрыгнуть нельзя
Н.Н. Баранский
Системой оценки
использования человеком
При расчете экологического следа учитываются:
1. Площадь территорий
и акваторий, необходимых для
производства возобновляемых
2. Площадь территорий,
занятых инфраструктурой (
3. Площадь территорий,
необходимых для ассимиляции
производимых отходов (в
В 2007 г. экологический след человечества достиг 18 млрд. гга, или 2,7 гга на душу населения (рис. 2) и превышал биоемкость Земли (11,9 млрд. гга или 1,8 гга на душу населения) на 50%. Это означает, что нашей планете понадобилось бы полтора года, чтобы воспроизвести природные ресурсы, потребленные человечеством в 2007 г., и поглотить весь углекислый газ, выброшенный в том году. Иными словами, в 2007 г. человечество использовало эквивалент полутора планет Земля для поддержания своей деятельности.С 1966 г. по 2007 г. общий экологический след человечества удвоился. Это связано, главным образом, с увеличением «углеродного следа», который вырос в 11 (!) раз с 1961 г.
Рис. 2. Глобальный
экологический след, 1961–2007
гг.
Экологический след России составляет 4,4 гга на душу населения, а биоемкость — 5,7 гга.9 Т.е. в нашей стране нет экологического дефицита, природных ресурсов пока достаточно для обеспечения страны. Но к этим цифрам нужно относиться очень осторожно. Во-первых, они основаны на данных 2007 г. (последних доступных данных на 2010 г.), и ситуация может измениться быстро и радикально. Во-вторых, в отношении России подобные расчеты напоминают «среднюю температуру по больнице», поскольку плотность населения значительно отличается между регионами.
Только в Московском регионе (столица и область) проживает около 17,3 млн чел., что составляет 12,2% населения России (общая численность россиян на 1 января 2010 г.. — около 142 млн чел.). А в 11 городах-«миллионниках»–18% населения.10 Нетрудно предположить, что в этих регионах экологический след, связанный, например, с потреблением, гораздо выше, чем в других регионах. Если речь идет об экологическом следе производства, то также надо быть осторожными, поскольку производства в нашей стране размещены неравномерно.
Национальный экологический след важен для выработки политики и планов действий правительствами, крупными некоммерческими организациями, глобальными корпорациями. Однако для большинства компаний эта величина представляет лишь теоретический интерес, поскольку они могут и хотят отвечать только за свою деятельность. Многие зарубежные компании оценивают свой экологический след и информируют об этом общественность, выстраивая политику компании в зависимости от результатов такого расчета.
Существуют методики
расчета экологического следа каждого
человека, т.е. вы можете самостоятельно
рассчитать свой личный след: ресурсы
скольких планет вы используете в своей
повседневной жизни. Сделать это можно,
например, на сайте Всемирного фонда дикой
природы (http://www.wwf.ru/footprint/
Почему так важно знать об экологическом следе? Зачем это бизнесу, особенно малому и среднему? Потому что бизнес ответственен за большинство выбросов углекислого газа в атмосферу, бизнес использует значительную долю природных ресурсов, а также потому, что бизнес может изменить существующее положение дел.
Традиционно считается, что бизнес существует только ради доходов, а любые вложения в экологизацию затратны. Так было раньше, но сейчас все меняется. Это происходит под влиянием потребителей, которые стали хорошо разбираться в экологической деятельности компаний, под влиянием государства, неправительственных организаций. Кроме того, бизнес играет важную социальную роль в обществе, и не только для создания благоприятного имиджа (что тоже важно), но и для того, чтобы иметь основания для развития в долгосрочной перспективе. Не будем лукавить: вложения в экологические проекты бывают двух типов, одни — не приносят прибыли в чистом виде, но могут ее принести в долгосрочной перспективе, другие — окупаются. К сожалению, данных по России в этом контексте мало, но далее мы рассмотрим примеры такой деятельности.
Здесь важно рассмотреть понятие «Водный след производства», который представляет собой показатель объемов водопользования, а также позволяет оценивать уровень потребности в водных ресурсах.11Этот показатель учитывает объемы дождевой воды, безвозвратно забираемой из источников и потребляемой при производстве растительной и животной продукции в сельском хозяйстве, а также загрязненной воды, образующейся в сельском хозяйстве и промышленности и в процессе хозяйственно-бытового использования.
Годовой водный след России в 2007 г. составил 350 км3/год (седьмое место в мире по этому показателю). К сожалению, расчет водного следа ведется только на национальном уровне, тогда как водопользование осуществляется на местном или бассейновом уровне. Водный след производства для сельскохозяйственной продукции включает весь объем воды, потребленной и загрязненной в процессе выращивания соответствующих культур. Однако полный водный след конечной продукции также включает весь объем воды, потребленной или загрязненной на каждом последующем этапе цепочкипоставок и при потреблении продукции.12
Как вы думаете, чему равен водный след чашки черного кофе? Ответ: 140 литров. Этот объем учитывает затраты воды при выращивании кофейногодерева, сборе, обработке, транспортировке и упаковке кофейныхбобов, продаже кофе и, наконец, при приготовлении самой порции кофе. А водный след чашки кофе латтес сахаром, покупаемого на вынос — 200 литров. К нему добавляется водный след молока и сахара, а также объем воды, использованной при производстве стакана.13
Компания VirtualWater рассчитывает водный след различных продуктов. В частности, по данным компании, водный след полукилограммовой упаковки сахара составляет 750 л, буханки пшеничного хлеба (500 г) — 650 л, свиного стейка (300 г) — 1440 л. Кстати, компания выпускает удивительно информативные и красивые плакаты, посвященные водному следу. Их можно заказать на сайте компании.14
Водный след «БигМака» рассчитать непросто, поскольку он состоит из многих компонентов и не по всем есть данные, в частности нет данных по входящим в его состав соусу, луку, огурцам, салату и сыру. Известен водный след булочки (74 г) — 118 л и гамбургера (90 г) — 1395 л.15