Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:19, реферат
Актуальность экологических проблем в последние десятилетия не вызывает никаких сомнений не только в среде ученых, но уже и у бизнесменов, политиков, населения в целом. Экологические проблемы самого разного уровня регулярно освещаются СМИ, в Интернете им посвящены тысячи блогов, некоммерческих сайтов, форумов. Это показывает, что постановка проблемы мировым сообществом в середине ХХ века перешла на качественно новый уровень — вовлеченность всех социальных групп в решение экологических проблем.
Почему важны такие данные? Знание экологического следа и водного следа вашей продукции позволит вам сократить издержки, а также использовать это в позиционировании как товаров, так и компании. Использование фактических данных принесет пользу для формирования внутренней экологической политики компании и для общения со всеми без исключения клиентами.
§2. Что такое экологический маркетинг?
Чтобы изменить мир, надо сначала собраться с мыслями
Джимми Хендрикс
В наши дни происходит
становление понятия «
А.Г. Сармурзина предлагает следующее определение: «Экологический маркетинг — это экологически безопасная деятельность, связанная с разработкой, созданием и реализацией продукции для удовлетворения потребностей населения, учитывающая экологические последствия».19Энциклопедия маркетинга дает такое определение: «Зеленый» маркетинг — маркетинг, который призван изменить мировоззрение покупателей, обеспечить новое направление для конкуренции и достичь принятия рынком новаторских решений проблем окружающей среды.20
По нашему мнению, определение экологического маркетинга должно базироваться на основной цели маркетинга и экологической основе развития любой деятельности, базирующейся на природных ресурсах.
Экологический маркетинг — деятельность компании по удовлетворению интересов потребителей путем продвижения товаров и услуг, наносящих минимальный вред окружающей среде на всех стадиях жизненного цикла.
Жизненный цикл — это последовательные и взаимосвязанные стадии продукционной системы от получения сырья или природных ресурсов до конечного размещения в окружающей среде. При оценке жизненного цикла рассматриваются не только этапы производства продукции, но также стадии добычи природных ресурсов, изготовления полуфабрикатов, вспомогательные производства, транспортировка потребителю, использование, размещение отходов.21
Широко распространено мнение, что экологическое движение в целом началось с Рейчел Карсон (Rachel Carson) — морского биолога, опубликовавшей в 1962 г. книгу об опасности ДДТ22 «Молчаливая весна» (Silent Spring). Многие экологи отмечают, что именно эта книга послужила отправной точкой для выбора будущей профессии.
В 1975 г. Американская ассоциация маркетинга (American Marketing Association) впервые провела семинар под названием «Экологический маркетинг». После него вышла первая книга, посвященная этому вопросу.23
Появление экологичных товаров некоторые авторы относят к началу 1980-х гг., когда было установлено, что аэрозольные баллончики разного назначения опасны за счет содержания фреонов, разрушающих озоновый слой Земли.24
Первый отчет по корпоративной социальной ответственности в 1988 г. опубликовала компания «Ben&Jerry`s»25, добавив в традиционный финансовый отчет описание влияния компании на окружающую среду.
После публикации результатов комиссии «Наше общее будущее» вышло две книги, озаглавленные одинаково «Зеленый маркетинг» (Green Marketing). Одну написала в 1992 г. Кен Питти (Ken Peattie) в Великобритании, вторую — Жаклин Оттман (Jacquelyn Ottman) в 1993 г. в США.26
Экологический маркетинг возник в 1990-х гг. как продолжение социально-этичного маркетинга, который определял задачу любой компании как установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Эта концепция возникла в результате конфликта традиционного для того времени маркетинга с ухудшением качества окружающей среды, нехваткой природных ресурсов, ростом численности населения, инфляцией и негативным состоянием сферы социальных услуг.27Важными факторами стали озабоченность общественности состоянием окружающей среды, рост влияния неправительственных экологических организаций, объединений потребителей, групп общественной экологической экспертизы.
Новый этап в развитии экологического маркетинга начался в 2006–2007 гг. в связи с ростом мотивации граждан к экологичному потреблению (действиям отдельного человека, группы людей и населения в целом, связанных с потреблением товаров и услуг, наносящих наименьший вред окружающей среде на всех стадиях жизненного цикла), не зависимо от того, что было его мотивом — забота о собственном здоровье, финансовая мотивация, мода или действительно озабоченность экологическими проблемами. 28
Что устанавливает этот период как начало «второго витка»? Компания «Technorati Charts» исследовала число ежедневных запросов «green marketing» (зеленый, экологический маркетинг) в блогах и отметила, что число таких запросов с 2006 г. до конца 2007 г. удвоилось. Согласно данным «Google Trends» поиск в сети по запросу «green marketing» также возрастал в течение 2007 г. Видимо, значительное число маркетологов именно в этот момент решили, что это правильное время для того, чтобы сделать свои бренды более экологичными.29
В это же время наблюдается рост экологичных секторов рынка. В частности, рынка потребления бумаги, имеющей сертификат Лесного попечительского совета (FSC)30 (рис. 3).31
Рис. 3. Потребление FSC-сертифицированной
бумаги в мире, тыс.
т/год
Этот факт подтверждает рост числа зарегистрированных торговых марок упаковок, позиционирующих себя как экологичные, такие как «эко», «чистый», «экологичный» (рис. 4).32
Рис. 4. Нормализованные
тренды зарегистрированных
торговых марок упаковок,
позиционирующих себя
как экологичные и общего
числа упаковок, 2005–200833
Среди знаковых работ последних лет необходимо отметить книгу Джона Гранта (John Grant) «Манифест экологического маркетинга» (The Green Manifesto)34. Именно он озвучил идею, ставшую эпиграфом к этой книге: «Главная задача заключается не в том, чтобы сделать стандартные продукты экологичными, а в том, чтобы сделать экологичные продукты — стандартом». Ему же принадлежит системаэкологизации любого бизнеса — от простых шагов к системным изменениям.
Важно отметить выход книги Анни Леонард (Annie Leonard) «История вещей» (The Story of Stuff)35, в которой рассказывается об основных этапах модели жизненного цикла вещей: заготовке материалов, производстве товаров, их продаже, потреблении и утилизации. В повествовании рассказано об их связях друг с другом и их влиянии на человека, общество и нашу планету в целом. Книга напрямую обвиняет сложившуюся систему бездумного использования природных ресурсов. По книге снят 20-минутный фильм36.
В феврале 2011 г. вышла книга Жаклин Оттман (Jacquelyn Ottman) «Новые правила экологического маркетинга» (The New Rules of Green Marketing)37, посвященная маркетингу в меняющемся мире.
Экологическая составляющая развития общества стала новым фактором влияния на бизнес в целом и на маркетинг в частности. Сегодня экологический маркетинг уже не «желателен», а стал нормой. Мировые тенденции ориентации бизнеса в сторону экологизации в последние годы мы рассмотрим в следующем параграфе.
§3. Каковы мировые тенденции проникновения экологических аспектов в бизнес?
Если
мы правильно понимаем,
чего хочет потребитель,
наша доля
рынка и прибыль на
активы позаботятся
о себе сами
Пол Аллаир
Главные двигатели
корпоративной экологической
В 2007 г.
из 2687 менеджеров из разных стран на
первое место среди факторов, которые
будут оказывать наибольшее влияние
на акционерную стоимость
В начале 2008 г. на вопрос «Какова роль учета климатических изменений в бизнес-стратегии вашей компании?» дали ответ «очень важна» или «важна» 71% компаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе (без Индии и Китая), 68% — в Китае, 65% — в Европе, 63% — в Индии, 57% — в Латинской Америке и 51% — в Северной Америке.40
Компания «Globe Scan» проанализировала мнение компаний об их устойчивом развитии. В вопросе «Когда вы думаете о социальной ответственности вашей компании и стратегии устойчивости в ближайшие 12 месяцев, какие направления представляются вам приоритетными?» на первое место более 60% респондентов поставили изменение климата, на четвертом месте (около 50%) — доступность и качество питьевой воды, на пятом — общественные принципы движения к устойчивому развитию (48%), на шестом — устойчивое потребление (47%).41
Анализ общемировых тенденций в спросе и поставках, а также в общей бизнес-среде, проведенный компанией McKinsey, показывает, что две тенденции из десяти основных имеют эконаправленность — экологическая грамотность потребителей и популярность здорового образа жизни.42
Сейчас рынок экологичных товаров и услуг составляет 230 млрд. долл. США (из них 76 млрд. — устойчивая экономика, 27 млрд. — здоровый образ жизни, 30 млрд. — альтернативная медицина, 10 млрд. — личностный рост, 81 млрд. — экологичный образ жизни), а к 2015 г. возрастет до 845 млрд. Это один из самых быстрорастущих рынков. В частности, в США спрос на экологичные здания ежегодно увеличивается на 5–10%, а на услуги экотуризма — на 5%43. Число экологичных товаров в США увеличилось со 100 в 2004 г. до 1570 в 2009 г., а рост потребления экологичных продуктов питания составляет 5,6% в год. 82% потребителей в США приобретают экологичные товары.44
На вопрос «Совершая покупки, выбираете ли вы более экологичные товары?», заданный в США, в 2009 г. положительно ответили 59,9% респондентов, а в 2010 г. — 62,8%.45
Согласно результатам опроса, проведенного компанией InformationResources, 29% респондентов принимают решение о покупке, исходя из дружественности к окружающей среде продукта и его упаковки, 23% заявили, что обращают внимание на экологичность магазинов, в которых совершают покупки, а 39% стремятся покупать экологически безопасные продукты.46