Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 18:19, реферат
Актуальность экологических проблем в последние десятилетия не вызывает никаких сомнений не только в среде ученых, но уже и у бизнесменов, политиков, населения в целом. Экологические проблемы самого разного уровня регулярно освещаются СМИ, в Интернете им посвящены тысячи блогов, некоммерческих сайтов, форумов. Это показывает, что постановка проблемы мировым сообществом в середине ХХ века перешла на качественно новый уровень — вовлеченность всех социальных групп в решение экологических проблем.
По оценкам OrganicTradeAssociation, мировой рынок «органических продуктов» сейчас составляет около $30 млрд, ежегодно увеличиваясь на 16–20%, то есть в четыре раза быстрее, чем рынок продовольствия в целом. В США отделы органических продуктов имеются в 72% всех супермаркетов.47
Продажи экологичных товаров в Европе удвоятся к 2015 году, несмотря на то, что их стоимость выше, чем у остальных. В настоящее время стоимость экологичных продуктов в среднем по Европе на 46% выше обычных, но к 2012 г. она должна немного опуститься — до 40%.
В 2000 г. рынок экологичных товаров в Европе составлял 10,3 млрд. Евро, а к 2009 г. он вырос до 56 млрд. По прогнозам к 2015 г. он составит 114 млрд. Евро. Среднее домохозяйство в Европе тратит на экотовары 369 Евро ежегодно (наибольшая величина — в Швейцарии, где траты составляют 555 Евро в год).48
По мнению психологов, склонность людей к натуральным и экологичным товарам/услугам объясняется стремлением лучше контролировать свою жизнь в мире, который становится все более динамичным, непредсказуемым, стрессовым и техногенным.49 На рис. 5 показана системно-динамическая диаграмма развития рынка экологичных товаров.
Рис. 5. Механизм влияния
стресса, вызванного
напряженным и высокотехнологичным
миром, на развитие рынка
экологичных товаров
Пояснения к рисунку. Вся система в целом имеет знак «–». Такие системы называют балансирующими (или негативными) петлями образной связи. Их признаки: целенаправленное поведение, противодействующие росту, стабилизирующие систему, возвращающие систему к балансу.
Успешный бизнес не может оставаться в стороне от общего направления движения рынка в сторону экологизации, будь то экологичные товары, услуги, использование возобновимых источников энергии или снижение углеродного следа. И российский бизнес должен учитывать эти факты.
§4. Каково состояние экологического маркетинга в России?
Ready or not, here comes sustainability
Доклад компании Ernst&Young
Россияне в целом озабочены состоянием окружающей среды. Сегодня она волнует 78% жителей. Две трети россиян (64%) уверены, что достижение устойчивого развития России невозможно без решения экологических проблем.50
В России природоохранная деятельность корпораций стоит на четвертом месте по актуальности (после поддержки образования, здравоохранения и помощи нуждающимся).51
Важное исследование экологической ответственности российского бизнеса было проведено специалистами Всемирного фонда дикой природы (WWF). Согласно результатам исследования, 38 российских компаний (из 67 опрошенных) декларируют, что экологические факторы имеют для них очень высокий приоритет, а 28 — учитывают их при принятии деловых решений. Лишь 4 компании сказали, что их не волнуют экологические аспекты. 55 компаний подтвердили, что принимают конкретные меры по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду. 23 компании производят товары или оказывают услуги, которые могут внести вклад в решение экологических проблем.52
Опросов населения, посвященных проблемам движения в сторону экологизации мало, поэтому особого внимания заслуживают исследования, проведенные в 2005, 2006 и 2008 г. в г. Санкт-Петербурге, одной из задач которых было выявление особенности понимания жителями города термина «экологически безопасная продукция». Для 48% петербуржцев забота о своем здоровье и забота об окружающей среде — самый важный фактор, которым они руководствуются при покупке экологически безопасной продукции. Интересно, что в опросе 2005 и 2006 г. самым важным фактором была названа забота о своем здоровье (рис. 6). 73% опрошенных готовы покупать экологически безопасные товары дороже непроверенной продукции на 10%, около 34% респондентов согласились с повышением цен на 20%.53
Рис. 6. Анализ результатов
социологических
опросов жителей
г. Санкт-Петербурга,
проведенных в 2005, 2006
и 2008 гг.
Вопрос респондентам: «Что для вас было бы более важным при покупке экологически безопасной продукции?»
Население мегаполисов готово стать активным потребителем экологичных товаров, а, возможно, и услуг. По данным агентства «Комкон» 52,6% граждан России готовы платить за экологичную еду больше, чем за обычную. В Москве, согласно опросу агентства CVS Consulting, переплачивать за экопродукты согласны 70% жителей.54
Мы видим, что в России экологизация рынка набирает обороты. Глубокое системное проникновение вопросов экологии в каждый бизнес не всегда возможно, однако разная степень экологизации товара, услуги или компании — реальная задача. И ряд российских компаний ее активно решают. Мы надеемся, что в дальнейших работах мы покажем конкретные примеры и дадим дельные советы в этом новом, но быстро становящимся трендом аспекте.