Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 09:50, курсовая работа
Маркетинг известен как система управления и организации деятельности компаний, фирм, банков, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Банковский маркетинг в силу его специфики представляет собой особую отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией. Последние изменения в банковских системах стран с развитой рыночной экономикой, реальная хозяйственная ситуация в России сегодня привели к жизненной необходимости освоения коммерческими банками самых современных приемов и способов маркетинга. На это ориентируют универсализация банковской деятельности, выход ее за границы традиционных операций, усиление конкуренции с иностранными банками, появление у банков конкурентов в лице небанковских учреждений, отток вкладов из банков в результате развития рынка ценных бумаг.
Введение
Глава 1 Содержание и специфика банковского маркетинга
1.1 История развития, понятие и необходимость банковского маркетинга
1.2 Специфика банковского маркетинга и его задачи
Глава 2
2.1 Организация маркетинговой деятельности в банке
2.2 Маркетинговые исследования как средство достижения цели банковской деятельности
Заключение
Список литературы
Так, благодаря
маркетингу в настоящее время
самыми лучшими банками, по мнению финансового
журнала «Финансы и кредит» объявлены
Московский муниципальный банк «Банк
Москвы» и Сбербанк России. Самыми
надежными и прибыльными
2.2 Маркетинговые исследования как средство достижения цели банковской деятельности
По типу ориентации
система маркетинговых
Важнейшее место в маркетинговых исследованиях занимает процесс изучения обслуживаемого рынка с помощью рыночных производственных характеристик, которые можно разделить на четыре основные группы:
1. Рыночные характеристики, с помощью которых оценивается состояние рынка, его основные тенденции и клиенты. Данный процесс включает выявление клиентов банка и их нужд, определение банковских продуктов, удовлетворяющих нужды потребителей, а также возможности и целесообразности для банка удовлетворения этих нужд, подсчет средств, необходимых банку для этого, и их изыскание.
2. Показатели услуг, позволяющие составить представление о банковских продуктах и соотнести их с основными требованиями, предъявляемыми к ним потребителями. Такие показатели помогут выявить главные приоритеты в направлении развития услуг банка. При этом важно принимать во внимание те издержки или затраты, которые понесет банк при разработке и продвижении новых услуг. Денежные ресурсы должны направляться в самые прибыльные секторы рынка, где наиболее высокий спрос и довольно низкие издержки.
3. Показатели конкуренции для оценки конкурентоспособности банка в условиях рынка, на котором он действует или предполагает действовать.
4. Характеристики среды, включающие анализ экономических, политических, технологических, демографических, культурных тенденций, поскольку на состояние и динамику рыночного спроса оказывает влияние не только микро-, но и макросреда. К экономическим факторам относятся уровень доходов и их распределение среди различных слоев населения, его возрастной и половой состав, географическое распределение в регионе сферы деятельности банка, тенденции к формированию и т.д.
Привлекательность рынка, оценивается по следующим критериям: размер, сложившиеся и предполагаемые темпы роста, общее количество и степень концентрации обслуживаемых клиентов, а также тенденции, характерные для этого процесса, важность услуг для клиента и частота их приобретения, процесс доведения услуг до потребителя, степень дифференциации услуг на рынке и их относительная капиталоемкость, число конкурентов, тенденции в разделе сфер влияния, барьеры вхождения на рынок.
Важное место в маркетинговых исследованиях занимает изучение сбыта и продвижения продукта банковской деятельности. С продуктом (услугой) связано решение таких вопросов, как проблема выбора объекта внедрения на рынок, приемлемый уровень качества обслуживания клиентов, объем сбыта, степень инновационности банковской деятельности, сопутствующие услуги, возможные варианты и разновидности банковского продукта, виды сервиса и предоставляемых гарантий, объем и сроки маркетинговых исследований, момент прекращения сбыта конкретной услуги.
Способ сбыта продуктов зависит от следующих условий: наличие или отсутствие посредников; количество используемых отделений банка и их распределение по районам; функции, которые выполняют филиалы банка; степень контроля за каждым каналом сбыта, условия реализации услуг; выбор поставщиков и посредников; отношения с конкурентами. Продвижение продукта предполагает выбор инструментов маркетинга: использование рекламы, стимулирование сбыта услуг и персональное обслуживание клиентов, разработка методики определения эффективности каждой операции, поддержание имиджа банка, повышение уровня обслуживания клиентов и т.д. При этом огромную роль играет определение эффективности рекламных кампаний как важного контролирующего элемента рекламной деятельности, планирование которой осуществляется с позиций, сформулированных в результате исследований рынков и изучения спроса.
Очень важно в процессе маркетинговых исследований определить общий уровень цен на банковские услуги и существующие ограничения их диапазона, соотношение цены и качества продукта, степень влияния ценового фактора на экономические показатели банковской деятельности, и последствия изменения цен конкурентами.
Большую роль в
маркетинговых исследованиях
Анализом кредитоспособности
клиентов - одним из важнейших элементов
банковского маркетинга - занимается
кредитный отдел банка. В его
задачу входит сбор, обработка и
анализ информации о текущем и
перспективном финансовом состоянии
заемщика. При этом необходимо выявить
его дееспособность и репутацию,
наличие капитала, способность погасить
задолженность в срок. Однако это
довольно сложное и деликатное дело,
поскольку требуется много
Для изучения существующих
и возможных конкурентов
Заключение
В данной работе
я попробовала проанализировать
особенности банковского
В настоящее время банковский маркетинг стал "реальной объективностью" и начал активно использоваться банками. Особенностью маркетинга в Росси стало использование зарубежного опыта, направленного на расширение депозитов вкладов путём привлечения сбережений юридических и физических лиц. В заключение хотелось бы подчеркнуть что маркетинг, как систематический рабочий подход к рыночной деятельности банка, используется для того, чтобы поставить реальные цели в соответствии с фактическими нуждами рынка, и организовать достижение намеченных целей, с максимальным использованием всех тех возможностей, которые имеются в его распоряжении. Маркетинг в банковской сфере должен быть нацелен на анализ рынка и удовлетворение потребностей клиентов в быстром и четком обслуживании. Он должен использоваться для того, чтобы
поставить реальные
цели банка, в соотношении с фактическими
нуждами рынка, и организовать достижение
намеченных целей с максимальным
использованием всех тех возможностей,
которые имеются в его
Для того чтобы успешно функционировать на рынке необходимо опираться на целостную систему маркетинга (не только ограничиваться некоторыми элементами маркетинга), создавать специальные службы, отделы, которые занимались бы разработкой программ и планов маркетинговой деятельности, готовили бы кадры для этой работы и использовали бы весь имеющийся опыт зарубежный и отечественный по банковскому маркетингу.
На основе изученных теоретических материалов, я поняла, что без проведения маркетинговых исследований банк не сможет правильно выбрать необходимый продукт, для него -- «тот самый круг клиентуры», не сможет выйти и завоевать рынок. Сегодня маркетинговые исследования органично входят в банковскую деятельность, становясь ее неотъемлемой частью. Они должны вестись постоянно, поскольку они дают возможность непрерывно получать обновляющуюся информацию, которая позволяет руководству банка правильно строить стратегию и тактику своих действий, чтобы победить в конкурентной борьбе и утвердиться на финансовом рынке.
Учтя целый
ряд положений теории банковского
маркетинга, изложенных в моей работе,
можно не только избежать неудачи
на рынке, но и добиться серьезных
успехов в сложных
Список литературы:
1. Алексунина В.А. «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», 2006г.
2. Антонов Н.Г. «Денежное обращение, кредит и банки», М: 1995 г.
3. Галицкая С.В. «Финансы. Кредит. Банки», М: 2004 г.
4. Иванова С.П.
«Банковский маркетинг, его
5. Колесникова В.И. «Банковское дело», М: 2000 г.
6. Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки», М: 2003 г.
7. Маренков Н.П. «Банковский маркетинг», М: 2006 г.
8. Уткин Э.А. «Банковский маркетинг», М: 1995 г.
9. Эриашвили Н.Д., К.Ховард «Маркетинг», М: «Банки и биржи» 1998 г.
10. «Финансы и Кредит» № 8, 2007г.
11. Ведяхин А.А. Формирование новой организационной структуры
управления банком // Финансы и кредит №3, 2008г.
12. «Банковское
дело» №4, 2006г.