Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:07, курсовая работа
Учитывая актуальность данной проблемы, в своей работе я попыталась рассмотреть сущность понятия «образовательная услуга», ее специфические особенности, отличия от других видов услуг, классификацию, а также особенности продвижения образовательных услуг на рынке, уделив особое внимание рекламе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие об образовательной услуге. 4
2. Классификация образовательных услуг. 10
3. Особенности продвижения образовательных услуг. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
НА ТЕМУ:
«ОСОБЕННОСТИ
ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»
МОСКВА,2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие об образовательной услуге. 4
2. Классификация образовательных услуг. 10
3. Особенности продвижения образовательных услуг. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
ПРИЛОЖЕНИЯ
25
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что
образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством,
превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За
достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок
образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос.
Вместе с тем, если инструменты маркетинга уже достаточно продолжительное время применяются в бизнесе, экономике, рекламе, то образование и коммерция И еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические понятия. Поэтому в сфере образования маркетинговые и рыночные инструменты управления используются в недостаточной степени. Однако проблема актуальности применения маркетинга в области образования вызывает огромный интерес. Реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих образовательных учреждений наглядно демонстрируют, что надежным залогом успешной деятельности образовательного учреждения в условиях рынка является
использование маркетингового подхода в управлении своей деятельностью, в частности сбытом и продвижением услуг.
Учитывая актуальность данной проблемы, в своей работе я попыталась
рассмотреть
сущность понятия «образовательная
услуга», ее специфические особенности,
отличия от других видов
услуг, классификацию, а
также особенности продвижения
образовательных услуг на рынке,
уделив особое внимание рекламе.
Прежде чем дать определение термину «образовательная услуга» кратко
обозначим
сущности понятий «услуга» и «образование».
Ф.Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие
или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [8]. Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:
-Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус,
услышать или понюхать до момента приобретения.
- Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника,
ее осуществление возможно только в присутствии производителя.
- Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах
в зависимости от их производителей, а также от времени и места их
оказания.
-
Несохраняемость. Услугу невозможно хранить
для последующей продажи или использования.
По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции
ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [24].
В то же время образование как отрасль представляет собой «совокупность
учреждений,
организаций и предприятий,
осуществляющих преимущественно
образовательную деятельность, направленную
на удовлетворение многообразных
потребностей населения в образовательных
услугах, на воспроизводство
и развитие кадрового потенциала общества»[23].
Главной целью образования как
педагогического процесса, его миссией
является приращение ценности человека
как личности, работника, гражданина.
Основным видом деятельности учреждений образования является
создание образовательных услуг. Что скрывается за термином
"образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?
Анализ отечественной литературы и периодики показал, что среди
исследователей, изучающих данную проблему, единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. В связи с этим постараюсь выделить лишь основные подходы.
Наиболее распространенный из них под образовательными услугами
понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые
используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства» [22].
Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления
трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от
совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов. Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, «именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей), а не знания, умения, навыки, как это часто утверждается в литературе, могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения» [15].
Еще более конкретизирует приведенное выше положение Сагинова А.В.[1],
которая, ссылаясь на определение товара в теории маркетинга (все, что
может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью приобретения, потребления, использования или привлечения внимания [8]), продуктом любого образовательного учреждения называет образовательную программу, которая разрабатывается вузом для того, чтобы удовлетворить потребность в образовании, профессиональной подготовке, обучении или переподготовке, т.е. достижении определенного социального эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня). Автор объясняет свое мнение следующим образом: «Вуз, не имеющий специалистов по информационным технологиям и оборудованных компьютерных классов, не может предлагать образовательные программы по этому направлению. Однако, даже располагая указанными ресурсами, вуз не предлагает своим клиентам разрозненные лекции или практические занятия, а выходит на рынок с образовательной программой по данной специальности, включающей определенное содержание, организацию учебного процесса, систему управления этим процессом и систему его методического, материального и кадрового обеспечения».
Таким образом, можно заключить, что образовательная программа – это
комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.
Интересна и актуальна позиция Скрипака Е.И., который считает, что «экономическая категория "образовательные услуги", которая включает в себя условие, желание, основу и ответственность за их производство и потребление экономическими субъектами (домохозяйствами, фирмой, государством) подменяется более узким понятием "платные образовательные услуги"» [18].
Это положение он объясняет спецификой современных российских условий:
отсутствие
сформированных полноценных
субъектов инвестирования
в человеческий капитал, механизмов
реализации экономической ответственности
за его формирование и накопление,
сокращение бюджетных расходов
на образование без пересмотра социальных
обязательств государства, отсутствие
полноценного финансового рынка и механизмов
кредитования и т.д.
Рассмотрим
специфику образовательных
традиционных (перечисленных ранее) характеристиках услуг и в чертах,
присущих только образовательным услугам.
Сначала рассмотрим, каким образом особенности услуг как таковых
проявляются в образовании. Поскольку услуги не материальны и не осязаемы, маркетинг рекомендует продавцам формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: образовательные стандарты учебные планы и программы, информация о методах, формах и условиях обучения, сертификаты, лицензии, дипломы.
Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги
означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает: «сам этот товар «исчезает», поскольку потребляется в тот же момент, что и производится и передается» [15]. В то же время, любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, и спрос. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления происходит одновременно с началом их оказания.
Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо
неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину – «изменчивость «исходного материала»» [12].
Свойство
несохраняемости
одной стороны, «невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса» [9], т.е. образовательные услуги (как и всякие другие нематериальные блага) не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться. Вместе с тем, эта черта образовательных услуг выглядит «смягченной», поскольку некоторая учебная информация может быть частично подготовлена и зафиксирована на материальных носителях (например, книгах, кассетах). Другой стороной несохраняемости образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогрессы.
Информация о работе Особенности продвижения образовательных услуг