Особенности продвижения образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание

Учитывая актуальность данной проблемы, в своей работе я попыталась рассмотреть сущность понятия «образовательная услуга», ее специфические особенности, отличия от других видов услуг, классификацию, а также особенности продвижения образовательных услуг на рынке, уделив особое внимание рекламе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие об образовательной услуге. 4

2. Классификация образовательных услуг. 10

3. Особенности продвижения образовательных услуг. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.docx

— 73.88 Кб (Скачать документ)

Теперь  проанализируем  отличительные  черты   образовательных   услуг, присущие только им.

1. Специфика образовательных услуг  заключается в том,  что,  по  мнению

многих  исследователей,  они  относятся  к  категории   "общественных   благ

(товаров)".  Напомним, что общественными благами  называются  товары,  работы и  услуги,  призванные  удовлетворять  коллективные   потребности,   которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может  дать рынок[2]. Предоставление  общественных  благ,  а,  следовательно,  оплату  и ответственность за их производство берет на  себя  государство.  Но  все  же большинство    специалистов    относят    данные    услуги    к    категории "квазиобщественное благо"[3]. Например, С. Фишер подчеркивает,  что забота государства о потреблении  насущных  благ  не  исключает  сотрудничества  со сферой  бизнеса  [20].  Дж.  Стиглиц  относит  часть  образовательных  услуг (начальное, среднее образование) к общественным,  а другую  часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам [ 9].

Другими  словами,  структура  продукции  современной  образовательной

системы неоднородна и включает, по крайней  мере,  две  неравные  по  объему части:

1) общественный товар, предоставляемый  основной частью  образовательных

учреждений;

2)  необщественный,   индивидуально   ориентированный   товар/услуги,

существование которого предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ “Об образовании”.

2. Своеобразной чертой  услуг   образования  является  невозможность   их

непосредственного  денежного  измерения.  Ценовой  механизм   часто   не   в

состоянии отразить всех затрат на производство образовательных  услуг.  Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в  штуках или  килограммах,  например)  на  единицу  продукции,  то  применительно   к образовательным услугам это трудно осуществимо.   Полезный  результат  такой услуги  может  проявиться  лишь  спустя   продолжительное   время,   и   его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей.

3.   Еще   один   отличительный   признак   образовательных   услуг   -

многозначность  целей, поставленных перед  производителями  этих  услуг.  Как правило, деятельность образовательного  учреждения  не  направлена  явно  на достижение  прибыли.  Напомним,  что   под   образованием   в   Законе   “Об образовании” понимается “...целенаправленный процесс воспитания  и  обучения в интересах человека,  общества,  государства  …».  Но,  с  другой  стороны, вышеупомянутые   интересы   связаны   с   ростом   благосостояния,   который предполагает получение прибыли,  необходимой  для  обеспечения  расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль  не  является  изначально  запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится  только  к нему.

4. Особенность образовательных услуг   проявляется  и  в  том,  что  они

оказываются, как  правило,  в  комплексе  с  созданием  духовных  ценностей,

преобразованием и развитием личности обучающегося. Эти  услуги  обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся,  удовлетворяют  потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии,  вносят  вклад  в  создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют  в  формировании, сохранении  и  развитии  разнообразных  способностей  человека  к  труду,  в специализации, профессионализации и росте его квалификации.  Таким  образом, можно  сказать,  что  образовательные  услуги  непосредственно  участвуют  в формировании человеческого капитала.

5. А. Панкрухин главной  особенностью  оказания  образовательных  услуг

называет  сотворчество преподавателя и слушателя. В  сфере  образования,  где преобразуется личность клиента, он, не  являясь  профессионалом,  претендует на самую активную роль в процессе производства  и  оказания  образовательных услуг. Важно также и то,  что  оказание  услуг  образования,  предполагающее ярко выраженную открытость  этой  сферы  для  информационного,  кадрового  и другого   обмена,   задает   приоритет   сотрудничества    и    ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг [10].

6. И в заключение упомянем,  что   образовательные  услуги  как   никакой

другой  вид деятельности находится под  пристальным общественным  вниманием  и внерыночным  давлением.  Это  положение  наиболее  отчетливо  проявляется  в рамках политических компаний, в  которых  вопрос  общественного  образования обычно рассматривается как элемент  обеспечения  национальной  безопасности, перспективы выживания и развития нации.

Кроме того, отметим еще ряд специфических  особенностей  образовательных

услуг, отличающих их от других видов услуг:

-  сезонность;

-  высокая стоимость (образовательные  услуги обладают

высокой потребительной     стоимостью,    т.к.    наращивают   потенциал

личности, специалиста,  а   на   развитых   рынках   это    выражается   в

признании высокой стоимости, правомерности  высоких цен на них);

-  относительная  длительность  оказания (так,  например,  в

нашей стране    получение   первого   высшего  профессионального

образования по различным специальностям может  занимать от 4 до 6 лет);

- отсроченность выявления результативности;

- зависимость результатов от условий  будущей работы и жизни

обучившегося;

- необходимость дальнейшего сопровождения  услуг;

- зависимость приемлемости услуг  от места их оказания и места  проживания

потенциальных обучающихся;

- невозможность перепродажи;

- необходимость лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона  РФ «Об  образовании»

гласит: «Право на ведение образовательной  деятельности …  возникает  у

образовательного   учреждения   с   момента   выдачи   ему    лицензии

(разрешения)»);

-   конкурсный характер (этот   признак   в   основном

проявляется  в большинстве государственных  высших учебных заведений);

- относительно  молодой  возраст   потребителей  образовательных услуг  и

другие.

       Образовательные услуги,  как  и  любой  товар,  реализуются  на  рынке,

который   понимается   как   совокупность   существующих   и   потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом  случае, представляет   собой    рынок,   на   котором   взаимодействуют   спрос   на образовательные  услуги  со   стороны   основных   хозяйствующих   субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций,  государства) и  их   предложение   различными   образовательными   учреждениями.   Помимо производителей  и потребителей образовательных  услуг  в  состав  участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие  круги  посредников,  включая службы  занятости,  биржи  труда,  органы  регистрации,   лицензирования   и

аккредитации  образовательных учреждений, образовательные  фонды,  ассоциации образовательных     учреждений     и     предприятий,     специализированные образовательные центры и  др.  Все  эти  субъекты  содействуют  эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие  функции, как  информирование,   консультирование,   участие   в   организации   сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.

Кроме  того,  отличительная  особенность  рынка  образовательных  услуг

заключается в значительной роли государства  и  его  органов  управления.  В

частности к их специфическим функциям в  сфере образования относятся:

.  создание,  поддержка  и   укрепление  благоприятного  общественного

мнения, позитивного имиджа образовательных  институтов;

. гарантирование гуманистичности  образования,  единства  федерального

культурного  и  образовательного  пространства,  общедоступности  и

адаптивности  образования,  его  светского  характера,  свободы   и

плюрализма, демократизма управления и автономности  образовательных

учреждений;

.  финансирование   образования   и   предоставление   гарантий   для

долгосрочных  инвестиций других субъектов в эту  сферу;

. применение налоговых льгот и  иных форм регулирования рынка  в  целях

развития  приоритетных специальностей,  форм  и  методов  подготовки

специалистов, образования в целом;

. лицензирование и аттестация  образовательных учреждений  и   программ

по  ассортименту и качеству услуг;

. информационное обеспечение образовательных  учреждений и др. 
 

2.  Классификация образовательных  услуг. 

По  причине  отсутствия  в   литературных   источниках   общепризнанной

классификации образовательных услуг, попытаюсь  выделить  их  основные  виды, воспользовавшись   Законом   Российской   Федерации   «Об   образовании»   и комментариями к нему.

Вышеупомянутый  Закон в качестве одной из компонент  системы  образования называет  образовательную  программу,  которая,  как  уже  было  сказано   в предыдущем  параграфе,  по  мнению   некоторых   исследователей,    является комплексом образовательных  услуг,  которые  в  виде  специфического  товара предлагаются на рынке.

Все образовательные программы подразделяются на  общеобразовательные  и профессиональные,  каждая  из  которых,  кроме  основной,  может   иметь   и  дополнительную программу.

-  общеобразовательные   программы   направлены   на   решение   задач

формирования  общей культуры личности, адаптации  личности к  жизни  в

обществе, на создание  основы  для  осознанного  выбора  и  освоения

профессиональных  образовательных программ и реализуются  в дошкольных

образовательных учреждениях, образовательных учреждениях  начального

общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

-   профессиональные   программы   направлены   на    решение    задач

последовательного повышения профессионального и  общеобразовательного

уровней,  подготовку  специалистов  соответствующей  квалификации  и

реализуются   в   образовательных   учреждениях    профессионального

Информация о работе Особенности продвижения образовательных услуг