Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:07, курсовая работа
Учитывая актуальность данной проблемы, в своей работе я попыталась рассмотреть сущность понятия «образовательная услуга», ее специфические особенности, отличия от других видов услуг, классификацию, а также особенности продвижения образовательных услуг на рынке, уделив особое внимание рекламе.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие об образовательной услуге. 4
2. Классификация образовательных услуг. 10
3. Особенности продвижения образовательных услуг. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Теперь проанализируем отличительные черты образовательных услуг, присущие только им.
1.
Специфика образовательных
многих исследователей, они относятся к категории "общественных благ
(товаров)". Напомним, что общественными благами называются товары, работы и услуги, призванные удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может дать рынок[2]. Предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату и ответственность за их производство берет на себя государство. Но все же большинство специалистов относят данные услуги к категории "квазиобщественное благо"[3]. Например, С. Фишер подчеркивает, что забота государства о потреблении насущных благ не исключает сотрудничества со сферой бизнеса [20]. Дж. Стиглиц относит часть образовательных услуг (начальное, среднее образование) к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам [ 9].
Другими словами, структура продукции современной образовательной
системы неоднородна и включает, по крайней мере, две неравные по объему части:
1)
общественный товар,
учреждений;
2) необщественный, индивидуально ориентированный товар/услуги,
существование которого предусмотрено ст. 45-47 Закона РФ “Об образовании”.
2. Своеобразной чертой услуг образования является невозможность их
непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в
состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в штуках или килограммах, например) на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей.
3. Еще один отличительный признак образовательных услуг -
многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг. Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. Напомним, что под образованием в Законе “Об образовании” понимается “...целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства …». Но, с другой стороны, вышеупомянутые интересы связаны с ростом благосостояния, который предполагает получение прибыли, необходимой для обеспечения расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему.
4.
Особенность образовательных
оказываются, как правило, в комплексе с созданием духовных ценностей,
преобразованием и развитием личности обучающегося. Эти услуги обеспечивают реализацию познавательных интересов обучающихся, удовлетворяют потребности личности в духовном и интеллектуальном развитии, вносят вклад в создание условий для их самоопределения и самореализации, участвуют в формировании, сохранении и развитии разнообразных способностей человека к труду, в специализации, профессионализации и росте его квалификации. Таким образом, можно сказать, что образовательные услуги непосредственно участвуют в формировании человеческого капитала.
5.
А. Панкрухин главной
называет сотворчество преподавателя и слушателя. В сфере образования, где преобразуется личность клиента, он, не являясь профессионалом, претендует на самую активную роль в процессе производства и оказания образовательных услуг. Важно также и то, что оказание услуг образования, предполагающее ярко выраженную открытость этой сферы для информационного, кадрового и другого обмена, задает приоритет сотрудничества и ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг [10].
6. И в заключение упомянем, что образовательные услуги как никакой
другой вид деятельности находится под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических компаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.
Кроме того, отметим еще ряд специфических особенностей образовательных
услуг, отличающих их от других видов услуг:
- сезонность;
-
высокая стоимость (
высокой потребительной стоимостью, т.к. наращивают потенциал
личности, специалиста, а на развитых рынках это выражается в
признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них);
- относительная длительность оказания (так, например, в
нашей стране получение первого высшего профессионального
образования по различным специальностям может занимать от 4 до 6 лет);
-
отсроченность выявления
-
зависимость результатов от
обучившегося;
-
необходимость дальнейшего
-
зависимость приемлемости
потенциальных обучающихся;
- невозможность перепродажи;
- необходимость лицензирования (п. 6 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»
гласит: «Право на ведение образовательной деятельности … возникает у
образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии
(разрешения)»);
- конкурсный характер (этот признак в основном
проявляется в большинстве государственных высших учебных заведений);
- относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и
другие.
Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке,
который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и
аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования.
Кроме того, отличительная особенность рынка образовательных услуг
заключается в значительной роли государства и его органов управления. В
частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:
. создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного
мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;
.
гарантирование
культурного и образовательного пространства, общедоступности и
адаптивности образования, его светского характера, свободы и
плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных
учреждений;
. финансирование образования и предоставление гарантий для
долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;
. применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях
развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки
специалистов, образования в целом;
. лицензирование и аттестация образовательных учреждений и программ
по ассортименту и качеству услуг;
.
информационное обеспечение
2.
Классификация образовательных
услуг.
По причине отсутствия в литературных источниках общепризнанной
классификации образовательных услуг, попытаюсь выделить их основные виды, воспользовавшись Законом Российской Федерации «Об образовании» и комментариями к нему.
Вышеупомянутый Закон в качестве одной из компонент системы образования называет образовательную программу, которая, как уже было сказано в предыдущем параграфе, по мнению некоторых исследователей, является комплексом образовательных услуг, которые в виде специфического товара предлагаются на рынке.
Все
образовательные программы
- общеобразовательные программы направлены на решение задач
формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения
профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных
образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
- профессиональные программы направлены на решение задач
последовательного повышения профессионального и общеобразовательного
уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и
реализуются в образовательных учреждениях профессионального
Информация о работе Особенности продвижения образовательных услуг