Понятие и общая характеристика франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:54, курсовая работа

Описание

Курсовая работа посвящена одной из новых для российской практики технологий ведения бизнеса, которая может быть полезной для предпринимателей. Франчайзинг пришел к нам из США, и в настоящее время достаточно активно развивается по всему миру. Данная система имеет как преимущества, так и недостатки. Она имеет как своих сторонников, так и противников.У каждого предпринимателя имеется собственное мнение на счет данной системы управления. И достаточно многие признают ее действенность. В принципе франчайзинг имеет значительные плюсы как для фирмы-франчайзи, так и для фирмы-франчайзера.Актуальность данной темы состоит в том, что на данном этапе развития в России уже была применена такая система управления как франчайзинг, и применена успешно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность франчайзинга как специфической формы ведения бизнеса……..4
1.1. Понятия франчайзинга……………………………………………………….4
1.2.Предмет и субъекты франчайзинга…………………………………..............5
1.3.Виды франчайзинга……...……………………………………………………7
2. Анализ деятельности Общества с ограниченной ответственность «Рай»...11
2.1. Общая характеристика ООО «Рай»………………………………………..11
2.2. Анализ финансово - экономических показателей ООО «Рай»
за 2011-2012гг……………………………………………………………………13
2.3.Анализ конкурентов и SWOT-анализ………………………………………16
2.4. Преимущества и недостатки франчайзинга в туризме…………………...17
3.Рекомендации и предложения…………………………………………….......19
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

маркетинг курс.docx

— 107.05 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Академия  труда и социальных отношений

 

Кафедра экономики  и менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Маркетинг»

На тему: «Понятие и общая характеристика франчайзинга»

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена  студентом 

4-ой группы 3-го  курса заочного

отделения, факультета менеджмент организации

Власовой А. В.

Научный руководитель

Смирнова О.Р.

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2012г.


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сущность франчайзинга как специфической формы ведения бизнеса……..4

1.1. Понятия франчайзинга……………………………………………………….4

1.2.Предмет и субъекты франчайзинга…………………………………..............5

1.3.Виды франчайзинга……...……………………………………………………7

2. Анализ деятельности Общества с ограниченной ответственность «Рай»...11

2.1. Общая характеристика ООО «Рай»………………………………………..11

2.2. Анализ финансово - экономических показателей ООО «Рай»

за 2011-2012гг……………………………………………………………………13

2.3.Анализ конкурентов и SWOT-анализ………………………………………16

2.4. Преимущества и недостатки франчайзинга в туризме…………………...17

3.Рекомендации и предложения…………………………………………….......19

Заключение……………………………………………………………………….20

Список используемой литературы……………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа посвящена  одной из новых для российской практики технологий ведения бизнеса, которая может быть полезной для  предпринимателей.

Франчайзинг пришел к нам  из США, и в настоящее время  достаточно активно развивается  по всему миру. Данная система имеет  как преимущества, так и недостатки. Она имеет как своих сторонников, так и противников.

У каждого предпринимателя  имеется собственное мнение на счет данной системы управления. И достаточно многие признают ее действенность. В  принципе франчайзинг имеет значительные плюсы как для фирмы-франчайзи, так и для фирмы-франчайзера.

Актуальность данной темы состоит в том, что на данном этапе развития в России уже была применена такая система управления как франчайзинг, и применена успешно. Вспомним такой распространенный пример как МакДональдс, или систему фирм, занимающихся программным обеспечением предприятий «1С», или туристическую компанию «TezTour». Существовал еще один яркий пример. В 90ые годы XX века в стране возник кризис. Заводов много, многие из них простаивают, цеха и склады пустуют, люди остаются без работ. Вот тогда Владимир Довгань продемонстрировал пример оболочной фирмы. Основой системы Довганя стала активная продажа раскрученной торговой марки с использованием технологии франчайзинга. Появление на российском рынке разнообразных пищевых продуктов под маркой «Довгань» - не что иное, как российское переложение западного опыта. Благодаря системе франчайзинга Владимиру Довганю удалось дать новые стимулы оказавшимся в тяжелом положении отечественным заводам и фабрикам по производству продуктов питания.

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность франчайзинга как специфической формы ведения бизнеса

1.1.Понятие франчайзинга

Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг - это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, таких  как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести  прибыльный бизнес.

Потребности современного рынка  вызвали необходимость введения в российский имущественный оборот нового вида лицензионных договоров - договора коммерческой концессии (франчайзинга) (гл. 54 ГК РФ).

Договор коммерческой концессии– соглашение, по которому одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

Франчайзинг описывается  как комбинация большого и малого бизнеса. Такое соединение было названо  союзом, где с одной стороны  имеется энергия и обязательство  отдельного предпринимателя, а с  другой стороны имеются ресурсы, коммерческая мощь и огромный опыт большой компании. Если все это  соединить, то мы получим энергию, ответственность, силу, ресурсы и опыт - выигрышную комбинацию с огромными шансами  на успех!

Франчайзинг - это организация  бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте). Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

    1. Предмет и субъекты франчайзинга

Предметом договора коммерческой концессии является комплекс исключительных прав, закрепленных за правообладателем и индивидуализирующих либо его (право на фирменное наименование или коммерческое обозначение), либо производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги (право на товарный знак или знак обслуживания). В предмет указанного договора могут входить также другие объекты интеллектуальной собственности, а также возможность использования коммерческой информации, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.

Обязательной составной  частью предмета концессионного договора в соответствии с п. 1 ст. 1031 ГК РФ является инструктаж пользователя и его работников по всем вопросам, связанным с осуществлением переданных ему правообладателем прав.

Правообладатель обязуется (существенные условия концессионного договора):

а) передать пользователю документацию и иную информацию, необходимую для  осуществления предоставленных  ему прав;

б) проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным  с осуществлением этих прав;

в) обеспечить оформление необходимых  лицензий (регистрация договора в  патентном ведомстве) и передачу их пользователю.

Пользователь обязуется (также существенные условия концессионного договора):

а) использовать фирменное  наименование и коммерческое обозначение  правообладателя лишь строго определенным в договоре способом;

б) не разглашать конфиденциальную коммерческую информацию, полученную от право обладателя;

в) обеспечить соответствие качества производимых товаров или  оказываемых услуг качеству аналогичных  товаров или услуг, производимых или оказываемых правообладателем;

г) соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение такого соответствия;

д) оказывать потребителям дополнительные услуги, которые предоставляет  своим потребителям правообладатель.

Правообладатель несет субсидиарную с пользователем ответственность за предоставление ненадлежащего качества товара или услуги. Правообладатель несет солидарную ответственность в случае, когда пользователь является изготовителем товаров правообладателя

Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый -брэнднэймг). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору

 

Схематично отношения  франчайзер-франчайзи можно обозначить так, как видно на Рис.1

рис. 1

Участниками франчайзинга являются не только франчайзеры и франчайзи, но и франчайзинговые брокеры, которые выступают связующим звеном между участниками франчайзинга на основе агентского договора (гл. 52 ГК РФ).

Создать франчайзинговую систему предприниматель может в тех отраслях, где процессы производства и торговли четко унифицированы. Скажем, из франчайзинга исключается сфера народных промыслов, где результатом является авторская работа, осуществляемая вручную, как результат творческой деятельности (например, «Хохлома», «Дымковская игрушка»).

 

    1. Виды франчайзинга

Франчайзинговые системы можно поделить по многим критериям.

Согласно вида деятельности франчайзинг бывает:

  • Торговый
  • Сервисный
  • Производственный
  • Смешанный

 

 

Согласно ноу-хау  франчайзера:

  • Франчайзинг дистрибуции продукта
  • Франчайзинг бизнес-формата

Согласно организации  системы:

  • Прямой франчайзинг
  • Развитие территории
  • Мастер-франчайзинг

 

Торговый  франчайзинг

При торговом франчайзинге, франчайзи имеет право реализовывать товар франчайзера и использовать его методику продаж. Это сопровождается тем, что франчайзи для названия магазина использует бренд франчайзера и пользуется поддержкой франчайзера в оформлении торговой точки, выборе ассортимента, обучении персонала, обслуживании клиента, мерчандайзинге и маркетинге.

Сервисный франчайзинг

При сервисном франчайзинге, франчайзер дает франчайзи права пользования своим ноу-хау в виде рецептов и процедур для предоставления определенного вида услуг. Франчайзи оформляет свою точку товарным знаком франчайзера, пользуется его поддержкой при оформлении пункта, обучении персонала и методологии обслуживания клиента. Также сервисный франчайзинг предусматривает доступ франчайзи к определенной информации, базам данных, специальному программному обеспечению.

Развитие сервисного франчайзинга очень зависит от изменений общественных настроений и привычек, моды на услуги определенного типа.

Производственный  франчайзинг

При производственном франчайзинге передается ноу-хау в виде технологии производства продукции и технического опыта франчайзера. Франчайзи в своем производственном заведении может изготовлять изделия такого же качества и параметров, что и франчайзер. Договор позволяет франчайзи ставить на изготовленных изделиях торговый знак, который принадлежит франчайзеру, а также продавать изготовленную продукцию.

Российская компания "Мастерфайбр" занимается производством покрытий из резиновой крошки и продает свою франшизу в регионы России и страны СНГ

Смешанный франчайзинг

Смешанный франчайзинг базируется на комбинации основных видов франчайзинга: торговом, сервисном и производственном.

Очень часто используется смешанная форма франчайзинга, при  которой франчайзер является производителем, а франчайзи занимается реализацией его товара через свою франчайзинговую точку и одновременно предоставляет услуги связаны с использованием этой продукции.

Например: компания - производитель  косметических средств - имеет сеть косметических кабинетов, которые  одновременно являются точками реализации изготовленных им товаров. Следовательно, франчайзи будет заниматься параллельно непосредственно торговлей и предоставлением услуг в косметическом кабинете.

Франчайзинг дистрибуции продукта

При франчайзинге дистрибуции  продукта, франчайзи имеет право на продажу ассортимента товаров или предоставления перечня услуг под торговой маркой франчайзера.

Информация о работе Понятие и общая характеристика франчайзинга