Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:57, контрольная работа
Целью работы является раскрытие понятия «потребительский спрос», рассмотрение его видов, исследование всех методов изучения потребительского спроса.
Задачи:
1. Подбор литературы, касающейся темы курсовой работы;
2. Анализ и изучение выбранной литературы.
Данная работа состоит из введения, 3-х глав и заключения.
Введение.
Потребление
органически связано с
Потребитель
формирует собственные
Теория
потребительского спроса, полезности
вынуждена учитывать
В период
перехода к рыночной экономике резко
изменились взаимоотношения предприятий
с внешней средой: государством,
финансовой системой, снабженческо-сбытовыми
организациями, конкурентами. У предприятий
возникла не только возможность, но и
необходимость самостоятельно решать
стоящие перед ним проблемы, определять
цели своего развития. Однако для достижения
поставленных целей необходим контроль
их выполнения, который означает, прежде
всего, анализ деятельности предприятия.
В маркетинговой системе, ориентированной
на рынок, анализ деятельности начинается
не с исследования производства или финансовых
результатов, а с изучения сбыта на продукцию.
В маркетинговой системе все
начинается с рынка и заканчивается рынком:
товар (или услуга) находит или не находит
сбыт в зависимости от того, есть ли на
него спрос. Итогом этого будет прибыльность
или убыточность предприятия. Каждый товар
должен производиться лишь тогда, когда
он нужен потребителю. Поэтому данная
тема является особенно актуальной в современных
рыночных условиях.
Анализ спроса как составляющая анализа
хозяйственной деятельности должен одновременно
базироваться на концепциях глобального
и локального экономического анализа.
Причем необходимо обязательно учитывать
действие общих и частных экономических
законов. Такой подход позволит предприятию
успешно функционировать в условиях рыночной
экономики.
Объектом курсовой работы является потребительский спрос. Предмет работы – изучение потребительского спроса.
Целью работы является раскрытие понятия «потребительский спрос», рассмотрение его видов, исследование всех методов изучения потребительского спроса.
Задачи:
1. Подбор литературы, касающейся темы курсовой работы;
2. Анализ
и изучение выбранной
Данная работа состоит из введения, 3-х глав и заключения.
Во введении раскрыта актуальность темы, поставлены цели и задачи работы. Глава 1 посвящена сущности потребительского спроса, приведены основные показатели, цели, а также перечислены стадии экономического роста. Во 2-ой главе раскрыты факторы и типы экономического роста. В 3-ей главе будет говориться об особенностях экономического роста в России на современном этапе. В заключении сформулированы основные выводы по работе.
1.Сущность потребительского
спроса.
В Большом экономическом словаре дается
следующее понятие спроса:
Спрос - экономическая категория, присущая
товарному хозяйству и проявляющаяся
в сфере обмена, торговле. Спрос выражает
совокупную общественную потребность
в различных товарах, складывающуюся из
множества конкретных требований массы
потребителей, отличающихся большим разнообразием
и постоянно меняющихся.
В Энциклопедическом словаре бизнесмена
под спросом понимается общественная
или личная потребность в материальных
благах и услугах, в средствах производства
и предметах потребления, обеспечения
денежными средствами. Спрос на мировых
товарных рынках обусловлен также наличием
валютных резервов у страны - импортера,
состоянием и структурой взаимного товарооборота,
товарно-политическими условиями.
В Учебном пособии "Теория потребительского
поведения и спроса" под редакцией к.э.н.,
доцента Поповой спрос рассматривается
как форма проявления экономических потребностей,
которые могут быть удовлетворены при
наличии товарного предложения.
Важнейшей категорией рынка и одним
из основных показателей рыночной конъюнктуры
является потребительский спрос. Потребительский
спрос- это форма рыночного проявления
платежеспособной потребности или совокупности
отношений, связанных с потреблением,
обеспеченная денежными средствами. Спрос
выражает только потребности, которые
подтверждаются платежеспособностью
потребителей. Поэтому в рамках теории
спроса потребители - это покупатели, обладающие
определенными денежными средствами.
Рынок не признает потребность, не подтвержденную
платежеспособностью покупателя. В связи
с этим можно сказать, что потребности
- это наши желания и устремления обладать
теми или иными благами, тогда как спрос
- это наша возможность приобрести эти
блага.
Соотношение потребности как нужды, принявшей специфическую форму, определяемую культурным уровнем и личностью индивида, с одной стороны, и потребления, как фактически удовлетворенной потребности, – с другой, проявляется через объем спроса. Спрос как экономическая категория представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами и представленную на рынке.
Спрос как предмет коммерческой деятельности – это объем товаров (работ, услуг), который потребитель хочет и в состоянии купить по удовлетворяющей его цене в течение определенного периода времени.
Главные составляющие спроса – наличие определенных потребностей в товарах (услугах) и обеспеченность данных потребностей денежными средствами; а основные факторы, способствующие удовлетворению спроса, – приемлемые для потребителей цены и соответствующее спросу по объему и структуре товарное предложение. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.
Цена спроса - это максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных условиях.
Любая цена назначенная фирмой, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена кривой спроса, которая показывает, какое количество товара будет продано на рынке в течение конкретного отрезка времени по разным ценам, которые могут взиматься в рамках данного отрезка времени. В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими.
Деятелю рынка необходимо знать, на сколько чувствителен спрос к изменению цены. Если под влиянием небольшого изменения цены спрос почти не меняется, мы говорим, что он не эластичен. Если же спрос претерпевает значительные изменения, мы говорим, что он эластичен. Спрос, вероятнее всего, будет менее эластичным при следующих обстоятельствах:
1) товару нет или почти нет замены или отсутствуют конкуренты,
2) покупатели не сразу замечают повышение цен,
3) покупатели
медленно меняют свои
4) покупатели считают, что повышенная цена оправдана повышением качества товара, естественным ростом инфляции и т. п.
Закон спроса гласит, что чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т.е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Таким образом, спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости. Однако при повышении цен на престижные товары часто наблюдается увеличение спроса, так как потребители могут посчитать более высокую цену показателем более высокого качества. При слишком высокой цене спрос на престижные товары уменьшается.
Большинство фирм стремится проводить замеры изменений спроса. В зависимости от типа рынка применяются различные подходы к замерам. В условиях чистой монополии спрос на товар обоснован той ценой, которую фирма за него запрашивает. Однако в условиях конкуренции кривая спроса на товар фирмы будет меняться в зависимости от реакции конкурентов на установленные цены.
Изменение
спроса может зависеть от положения
экономики, изменении моды на товар,
проведении рекламной компании многих
других факторов. Таким образом, при
повышении уровня спроса при прежней
цене продавец может продать большее
количество товара, а при уменьшении
- меньшее.
2.Факторы, влияющие на потребительский спрос.
На потребительский спрос влияет большое количество факторов, его формирующих. Всю совокупность этих факторов условно подразделяют на шесть групп: экономические, социально-демографические, технологические, психологические, природно-климатические и прочие.
К экономическим
факторам относят, прежде всего, денежные
доходы населения и их распределение
между отдельными группами (слоями)
населения; уровень цен (и их соотношение)
на отдельные виды товаров; объем
и структуру отечественного производства;
объем импорта; объем и состав
нетоварного поступления
В группу, объединяющую социально-демографические факторы, входят социальная и профессиональная структуры общества и особенности их изменения, численность и половозрастной состав населения, состав семей и их изменение, уровень образования и культурного развития, форма распределения благ между членами общества, исторические и национальные традиции и обычаи, мода, место проживания и плотность населения и т.д.
В современных
условиях возрастает значение технологических
факторов, основными из которых являются:
прогрессивные формы и системы
товароснабжения, реализации и хранения
товаров, послепродажное обслуживание
на основе современных технологий,
использование современных
Психологические факторы – это физиологические особенности человеческого организма, реакция на окружающую действительность, религию, рекламу, моду, отношение к престижу, потребительские мотивы.
Природно-климатические факторы обусловлены воздействием географического положения, продолжительности времени года (сезонность), климата, температуры воздуха, количества атмосферных осадков, влажности, особенности рельефа местности.
Группа прочих факторов, влияющих на спрос, включает в себя такие важные факторы, как правовые, культурно-исторические, политические и т.п.
Спрос формируется под влиянием не одного, а нескольких факторов одновременно.
В практике коммерческой деятельности особое значение имеет возможность измерения воздействия факторов, поэтому их подразделяют на количественно измеримые (например, экономические) и такие, степень воздействия которых не поддается или практически не поддается количественной оценке (например, психологические), то есть косвенные факторы.
По характеру влияния факторы подразделяют на общие, которые непосредственно воздействуют на величину спроса по всем или большинству товаров, частные – оказывающие непосредственное влияние на спрос по узкому кругу или отдельным товарам.
3.Виды спроса.
Спрос рассматривают по времени его предъявления: ретроспективный, текущий, перспективный.
Ретроспективный – спрос прошлых периодов, данные о характере и изменениях которого следует учитывать в процессе текущей деятельности.
Текущий – спрос, обусловленный состоянием рынка, торговой конъюнктурой и факторами, определяющими ее. Знание этого спроса необходимо для оперативного управления коммерческой деятельностью.