Повышение конкурентоспособности предприятия на рынке средств производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:12, реферат

Описание

Все большую актуальность рассматриваемая проблема приобретает для российских предприятий.
Эффективность работы предприятия в условиях рынка зависит и от внешних факторов, таких, как изменение конъюнктуры внутреннего и мирового рынка, изменение политической обстановки в стране, инфляционные процессы, государственная политика.
Цель работы: выявить возможности повышения конкурентоспособности на рынке средств производства.

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг реферат.docx

— 46.50 Кб (Скачать документ)

                                   Введение  

     Данный  реферат посвящен одному из самых  актуальных на сегодняшний день вопросов экономики - вопросу повышения конкурентоспособности  предприятия на рынке средств  производства.

     Основной  целью фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и  расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней  мере, стабильное получение прибыли. Главным средством достижения этой цели является обеспечение высокой  конкурентоспособности.

     Именно  потому, что проблема повышения конкурентоспособности  предприятия сегодня настолько  популярна и актуальна.

     Все большую актуальность рассматриваемая  проблема приобретает для российских предприятий. 

     Эффективность работы предприятия в условиях рынка  зависит и от внешних факторов, таких, как изменение конъюнктуры  внутреннего и мирового рынка, изменение  политической обстановки в стране, инфляционные процессы, государственная  политика.

     Цель  работы: выявить возможности повышения  конкурентоспособности на рынке  средств производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Характерные особенности рынка средств производства и  понятие конкурентоспособности
 

     Основным  условием функционирования рынка являются:

     - реализация  разнообразных  форм   собственности (частной, кооперативной,  акционерной, государственной и  т.д.);

     - создание рыночной инфраструктуры;

     - создание правовой базы.

     Рынок обеспечивает:

     - рациональное распределение ресурсов  путями  потребления их  на  производство необходимых обществу  товаров;

     - возможность функционирования в  условиях ограниченной информации;

     - гибкость, адаптивность к изменяющимся  условиям;

     - свободу выбора поставщиков и  потребителей;

     - эффективное использование научно-технического  прогресса.

           Рынок средств производства имеет свои специфические особенности:

     - на нем меньше покупателей;

     - эти немногочисленные покупатели - крупные;

     - эти покупатели сконцентрированы  географически;

     - спрос на товары промышленного  предназначения определяется спросом  на  товары широкого потребления;

     - покупатели товаров промышленного  назначения – профессионалы.

           Назначение рынка  средств производства является сложным  процессом из-за отсутствия  необходимой  информации.  Однако  создание   конкурентоспособной продукции  требует  качественного  и  дешевого   сырья   и   материалов   и, соответственно, выбора оптимальных  поставщиков.

           Отечественная практика показывает,  что  для  большинства  предприятий оптимальными  поставщиками  материалов  являются  зарубежные  производители.

     Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

     Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид производимого товара;
  • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • лёгкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли;
  • конкурентоспособность региона и страны.

     Сформулируем общие принципыкоторые дают конкурентные преимущества производителям:

  1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
  2. Близость предприятия к клиенту.
  3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
  4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
  5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
  6. Умение твёрдо стоять на своём.
  7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
  8. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.
 

     2 Пути повышения конкурентоспособности предприятия 

     2.1 Реструктуризация

     Как показывает опыт реформирования хозяйственной деятельности производственных комплексов, реструктуризация является действенным инструментом интенсивного повышения конкурентоспособности предприятий. При этом она рассматривается как органичный набор мер по приведению деятельности предприятий и компаний в соответствии с внешними рыночными условиями хозяйствования и выработанной конкурентной стратегией функционирования и развития производства.

     Реструктуризация  направлена на рост эффективности производства, повышение конкурентоспособности  предприятий и выпускаемой ими  продукции, а также на улучшение  их инвестиционной привлекательности. Часто она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на совершенствование  организационной структуры и  функций управления: модернизацию технических  и технологических аспектов производства; совершенствование финансово-экономической  политики; снижение производственно-сбытовых затрат; лучшее использование материальных и трудовых ресурсов; создание современной  информационной системы и документооборота.

     Имущественные, ресурсные и другие преобразования редко бывают связаны с разрешением  только внутрипроизводственных проблем. Как правило, реструктуризация адаптирует процессы хозяйствования предприятия к изменениям во внешней среде и в корпоративных отношениях с партнерами. Возможности проведения ее непосредственно влияют на воплощение выработанной конкурентной стратегии предприятия, и, наоборот, требования повышения конкурентоспособности производства и выпускаемых товаров формируют содержание, этапы и сроки проведения необходимых мероприятий. Такое единение целей и методов достижения конкурентоспособности позволяет создать действенный механизм реструктурирования для первичной перестройки хозяйства и дальнейшего его поддержания в оперативном режиме.

     При анализе общей проблемы повышения  конкурентоспособности на базе проведения реструктуризационных мероприятий  предлагается двухэтапная схема  подготовки и реализации мер по реформированию предприятий. На первом этапе формируются  ключевые положения конкурентной стратегии  производства и сбыта, охватывающие цели, подцели и задачи, а также  базовые и оперативные показатели. На втором – разрабатываются процедуры  реструктуризации. В состав подготавливаемых мер целесообразно включить: анализ хозяйственной деятельности предприятия  с оценкой состояния внешней  и внутренней среды, который заканчивается  комплексной оценкой бизнеса  и разработкой требований по реформированию; разработку общей концепции реструктуризации, ее направления и формы; мероприятия  по проведению реструктуризации; оценку результатов и внесение корректив.

     В результате на предприятии формируется  единая система проведения преобразований для достижения конкурентоспособности  как самого производства, так и выпускаемой продукции. 

     2.2 Внедрение механизма общего управления  качеством

      
В качестве особого направления  повышения конкурентоспособности  часто выделяется управление качеством  продукции, в котором главным  считается не контроль готовой продукции, а ликвидацию возможности появления брака в процессе производства и сборки. Для реализации этой идеи предлагается ряд конкретных мер: постоянное повышение квалификаций всех работников; их ориентация на удовлетворение запросов своего потребителя, внешнего или внутреннего; вступление с поставщиками в долгосрочные контрактные отношения, начиная с этапа создания изделия; обучение их новым методам управления ("работа с колес", "поставка точно в срок") и др.

     Внедрение механизма общего управления качеством  в компаниях делает акцент на постоянный контроль за уровнем качества и базируется на принципе, что стоимость достижения и поддержания качества (т.е. разработка и внедрение процесса, позволяющего обеспечивать высокое качество изготавливаемых  товаров или предоставляемых  услуг) меньше, чем затраты на исправление  низкокачественной продукции. Рассматриваемый  подход основывается на:

     - глубоком понимании в рамках  фирмы требований клиентов и  необходимых изменений в производственных  процессах;

     - использовании критерия качества, а не критерия цены при выборе  поставщиков;

     - формировании рабочих групп по  определению и решению проблем  повышения качества в рамках  фирмы;- осуществлении мероприятий  по накоплению статистической  базы (с использованием необходимых  графиков и методов статистического  анализа) для наблюдения и постоянного  контроля качества.

     Внедрение программ общего управления качеством  обычно инициируется высшим руководством компании, но требует внимательного  подхода на всех уровнях управления компанией, в нем одинаково должны быть задействованы как руководители фирмы, так и рядовые служащие. Производственные рабочие получают средства контролировать качество продукции  или услуг, в то же время руководство  несет общую ответственность  за надлежащее функционирование производственного  процесса, в котором могут возникнуть отклонения от внедряемых норм качества.

     Программы общего управления качеством стали  особенно популярными в 80-х годах  прошлого столетия, после широкого признания успехов Японии в решении  вопросов качества на основе создания кружков качества. Однако попытки  формирования кружков качества на фирмах США и Европы были не очень успешными, что частично было связано с нерешенностью  вопроса заинтересованности рабочих  в повышении качества. Опрос, проведенный  в 1993 г. американским журналом Fortune среди  одной тысячи компаний США, показал, что многие компании внедряют методы повышения качества, но весьма редко  они включают общий системный  подход к решению проблемы, что  создает трудности в оценке эффективности  реализации программ общего повышения  качества. 

     2.3 Концепция снижения производственных затрат  

     Внедрение программ снижения производственных затрат касается уменьшения затрат на приобретение сырья и комплектующих и снижение времени производственного цикла. После десятилетий господства фордовской модели массового производства японская фирма Toyota выявила ее недостатки для  относительно небольшого автомобильного рынка Японии и внедрила программу  снижения производственных затрат. Впоследствии было разработано множество вариантов  этой программы в компаниях многих государств. Концепция массового  производства предполагает внедрение  вертикально интегрированной производственной структуры, централизованной системы  принятия решений и стандартизации выпускаемых изделий. Для ее реализации было внедрено специальное оборудование, а для работы на сборочном конвейере  требовались рабочие с невысоким  уровнем квалификации. Негативными  аспектами реализации концепции  массового производства явились  снижение квалификации рабочих, высокие показатели дефектности изделий, потребность в складских помещениях повышенной емкости для хранения материалов, компонентов и готовых изделий с тем чтобы получить экономию от высокого масштаба производства. Хотя концепция массового производства использовалась в США и европейских государствах в течение многих лет, постепенно для ее реализации стали применять менее централизованное управление, стали внедряться элементы диверсификации, ее стали заменять программами снижения производственных затрат, для отработки которых начали широко применять методы компьютерного моделирования. Методы компьютерного моделирования активно применяются компаниями во многих отраслях промышленности, позволяя повысить эффективность производства. Например, компания DaimlerChrysler использует компьютерное моделирование для снижения времени изготовления автомобиля и перехода от поддержания высокого уровня изделия к ориентации на поддержание высокого уровня технологического процесса.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности предприятия на рынке средств производства