Правовое регулирование маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 08:39, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день в научной среде господствует мнение о безусловной необходимости государственного вмешательства в экономику. Но дискуссионными остаются вопросы степени государственного регулирования экономики, методов вмешательства, приоритетности поставленных задач и многие другие. В тоже время, тему государственного регулирования маркетинговой деятельности в России можно считать интересной и перспективной для дальнейшего исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Маркетинг как объект государственного регулирования………………..4
1.1. Государственное регулирование экономики России…………………..4
1.2. Сущность и предметное содержание современного маркетинга………5
2. Государственное правовое регулирование маркетинга…………………..8
2.1. Основные положения маркетингового права……………………………8
2.2. Правовое регулирование маркетинговых коммуникаций………………10
2.3. Правовое регулирование товарной политики……………………………11
2.4. Правовое регулирование конкуренции как фактора маркетинговой среды……………………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

Реферат Правовое регулирование маркетинговой деятельности.docx

— 29.34 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Маркетинг как объект  государственного регулирования………………..4

1.1. Государственное регулирование  экономики России…………………..4

1.2. Сущность и предметное  содержание современного маркетинга………5

2. Государственное правовое  регулирование маркетинга…………………..8

2.1. Основные положения  маркетингового права……………………………8

2.2. Правовое регулирование  маркетинговых коммуникаций………………10

2.3. Правовое регулирование  товарной политики……………………………11

2.4. Правовое регулирование  конкуренции как фактора маркетинговой  среды……………………………………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….13

Список используемой литературы……………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На сегодняшний день в  научной среде господствует мнение о безусловной необходимости  государственного вмешательства в  экономику. Но дискуссионными остаются вопросы степени государственного регулирования экономики, методов  вмешательства, приоритетности поставленных задач и многие другие. В тоже время, тему государственного регулирования  маркетинговой деятельности в России можно считать интересной и перспективной  для дальнейшего исследования.

 

Целью работы является определение  маркетинга как объекта государственного регулирования, рассмотрение правового  и экономического аспектов регулирования  маркетинговой деятельности в России.

 

К поставленным задачам можно  отнести определение сущности маркетинга, основных положений маркетингового права, правовое регулирование маркетинговых  коммуникаций, правовое регулирование  товарной политики, регулирование каналов  товародвижения и регулирование  конкуренции как фактора маркетинговой  среды.

 

Будут рассмотрены государственное  регулирование и государственный  маркетинг промышленной политики, агропромышленного  комплекса и рынка труда в  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Маркетинг как объект  государственного регулирования

1.1. Государственное регулирование  экономики России

 

Современная экономика есть высокоорганизованная, инновационно-предпринимательская экономика. В ней весомое место отводится государственному влиянию. Эффективного рынка, без мощных регулирующих начал государства быть не может и наиболее ответственной роль государства должна быть именно в переходное время. Развитая рыночная экономика предполагает и развитое, квалифицированное государственное регулирование.

Основные функции  государственного регулирования экономики  и общества:

*Правовое обеспечение экономической деятельности;

*Организация денежного обращения;

*Производство  общественных товаров и услуг (оборона, здравоохранение, наука, образование, культура, коммуникации, дороги и др.);

*Минимизация трансакционных издержек;

*Антимонопольное регулирование;

*Поддержка малого и среднего бизнеса;

*Оптимизация влияния экстерналий (например: загрязнения окружающей среды);

*Перераспределение доходов в обществе;

*Поддержка оптимального уровня занятости;

*Реализация национальных интересов на международной арене;

 

Формы регулирования  экономики, применяемые государством в рыночных условиях:

*непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов;

*налоговое регулирование;

*денежно-кредитное регулирование, т.е. воздействие на денежное обращение;

*бюджетное регулирование, т.е. распределение средств государственного бюджета по различным направлениям их использования;

*формирование государственных программ и заказов;

*ценовое регулирование;

*регулирование рынка труда;

*социальное регулирование;

*охрана и восстановление окружающей среды;

*регулирование посредством ограничения и запросов (государственное лицензирование и др.);

Для современной российской экономики характерно активное взаимодействие трех основных субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных отношений  имеет свои цели, согласно которым  и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов важнейшее  значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело  применять современные инструменты  воздействия на него. Совокупность таких инструментов составляет основу маркетинга и большое значение имеет  качество его государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Сущность и предметное  содержание современного маркетинга

 

Так что же такое маркетинг? Нередко смысл слова "маркетинг" интерпретируют как обычное умение предприимчиво и толково вести  дело или как общее понимание  экономических методов управления. Однако это лишь упрощенное житейское  толкование данного понятия. Маркетинг  представляет собой весьма многогранное явление. Существует множество его  определений, которых насчитывается  более тысячи. Вот некоторые из них:

*Маркетинг - это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, территории и идеи посредством обмена (Джоэл Эванс, Барри Берман).

*Маркетинг - это высшая функция управления (Д. Костюхин).

*Маркетинг - система взглядов, функция координации различных аспектов коммерческой деятельности, комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности, философия бизнеса, цель которой - смягчение кризисов перепроизводства, наконец, процесс сбалансирования спроса и предложения. (Зоя Таджиева).

*Маркетинг - процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций. (Американская Ассоциация Маркетинга)

Несомненно, главным атрибутом  маркетинга является ориентация на потребителя. Маркетинг можно трактовать как  рыночную философию, стратегию и  тактику поведения на рынке, причем не только производителей, поставщиков  и посредников, но и потребителей, практических экономистов, ученых и, непременно, органов государственной власти и управления.

Различают макро- и микромаркетинг.

Микромаркетинг - деятельность, направленная на достижение целей компании.

Макромаркетинг - маркетинг, реализуемый на уровне государства  в целом и его регионов.

При государственном регулировании  маркетинга нельзя забывать, что он предназначен для управления потоками товаров и услуг от производителя  к потребителям, которые эффективно уравновешивают предложение и спрос, что способствует достижению целей общества.

 

 

Объекты маркетинговой  деятельности, которые подвергаются регулированию со стороны государства:

*Изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов;

*Организация производства и материально-технического снабжения предприятий;

*Внедрение новых технологий;

*Обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимых продуктов;

*Организация каналов сбыта, хранения, транспортировки товаров;

*Товарная, ценовая политика;

*Реклама;

*Планирование на тактическом и стратегическом уровне;

*Информационное обеспечение маркетинга;

 

Для государственного регулирования этих объектов используются следующие основные методы:

*Разработка и контроль за соблюдением правовой базы, регулирующей маркетинговую деятельность;

*Кредитование или субсидирование отдельных предприятий или отраслей промышленности;

*Государственное перераспределение доходов;

*Программирование экономики;

*Санкции государства;

Следует добавить, что маркетинг  должен приносить пользу обществу, и, естественно, его инструменты  не могут использоваться вопреки  букве и духу закона, не говоря уже  о нелегальном бизнесе. Думается, что предприниматель, игнорирующий общественные интересы и чуждый ответственности  за решение социальных проблем, не соблюдающий  также социально-этические нормы маркетинга, правила профессиональной этики, столкнется с мощным социальным противодействием. Социально же ориентированный маркетинг может и должен быть поддержан современным обществом.

2. Государственное правовое  регулирование маркетинга

2.1. Основные положения  маркетингового права

 

Термин "маркетинговое  право" в силу своей новизны  практически не используется в научно-методической литературе и практике, однако его  содержание следует из самого названия.

Маркетинговое право - это  специализированная комплексная отрасль  права, представляющая собой такую  совокупность правовых, а также корпоративных  норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок маркетинговой  деятельности предпринимателей, включающей маркетинговые исследования, продвижение  продукции, товарную политику, ценообразование, товародвижение, конкурентные отношения, и которыми регулируются их маркетинговые  взаимоотношения между собой, с  государством, с потребителями и  другими участниками маркетинговых отношений.

Принципы маркетингового права - основополагающие начала, ключевые положения права, определяющие и  выражающие его сущность.

Принципы маркетингового права:

*Принцип свободной экономической деятельности - каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.;

*Принцип государственного (экономического, финансового и т.п.) регулирования рыночных отношений;

*Принцип единого экономического пространства - свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ;

*Принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты;

*Принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости маркетинговой деятельности, направленной на монополизацию рынка;

*Принцип свободы маркетингового договора - маркетинговый договор могут заключать любые лица, осуществляющие данную деятельность и удовлетворяющие требованиям правосубъектности. Субъекты маркетиногового права свободны в выборе контрагента по договору;

*Принцип приоритета запросов и прав потребителей. Базируется на ключевом постулате маркетинга - производить то, что продается, а не продавать то, что производится, а также на законодательстве о защите прав потребителей;

Источники маркетингового права - система его внешних форм, в  которых содержатся маркетингово-правовые нормы.

Источники маркетингового права:

Главным источником является Конституция РФ - юридический фундамент всего действующего законодательства.

Вторым по своей значимости выступает Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона.

Помимо ГК РФ важнейшим  звеном в системе источников маркетингового права являются друге федеральные  законы. В зависимости от области  маркетинга их можно типологизировать на следующие группы:

*отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями;

*вопросы сбыта;

*отношения, возникающие в сфере маркетинговой товарной политики;

*ценообразование;

*конкурентные отношения;

*маркетинговые исследования, получение, распространение и использование маркетинговой информации;

*продвижение продукции и др.

Помимо актов федерального уровня в систему источников маркетингового права входят и акты субъектов  Федерации. В сфере маркетинговой  деятельности находят применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Кроме нормативных актов к источникам маркетингового права следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений.

 

 

 

 

 

 

2.2. Правовое регулирование маркетинговых коммуникаций

Система коммуникаций - все  то, что позволяет налаживать связи, обмениваться информацией, создает  возможность понимания, согласия между  партнерами. Это прежде всего сообщения  в любой доступной форме, используемые в целях информирования, убеждения  или напоминания о товарах, услугах, идеях и других объектах маркетинга.

Традиционно в  комплекс маркетинговых коммуникаций включается:

1. Реклама - неличные формы  коммуникации, осуществляемые посредством  платных средств распространения  информации с указанием определенных  источников финансирования. Основным регулятором в данной области является ФЗ "О рекламе" от 18.06.1995. Следует отметить, что данный Закон признан Европарламентом лучшим в Европе и рекомендован в качестве образца для написания подобных законов в Европейских странах.

Информация о работе Правовое регулирование маркетинговой деятельности