Принципы и методы маркетингового исследования (на примере конкретной фирмы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:34, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Именно отделы маркетинга. больше чем другие подразделения беспокоятся о потребителях. Создание потребительской ценности и удовлетворение клиента – вот суть сегодняшней теории и практики маркетинга. Понятие маркетинга можно объяснить следующим образом: «Маркетинг – это извлечение прибыли из удовлетворения потребителя. Цель маркетинга – привлекать новых клиентов, обещая высшую потребительскую ценность и сохранять старых клиентов, постоянно удовлетворяя их меняющие запросы».

Для эффективной конкурентной борьбы предприятия используют маркетинг, как инструмент увеличения доли рынка и более полного удовлетворения потребностей населения предоставляемыми услугами. То есть, маркетинг является одним из наиболее важных элементов деятельности предприятия, которому должно уделяться достаточно внимания.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 447.00 Кб (Скачать документ)
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  исследования. Именно отделы маркетинга. больше чем другие подразделения беспокоятся о потребителях. Создание потребительской ценности и удовлетворение клиента – вот суть сегодняшней теории и практики маркетинга. Понятие маркетинга можно объяснить следующим образом: «Маркетинг – это извлечение прибыли из удовлетворения потребителя. Цель маркетинга – привлекать новых клиентов, обещая высшую потребительскую ценность и сохранять старых клиентов, постоянно удовлетворяя их меняющие запросы».

     Для эффективной конкурентной борьбы предприятия  используют маркетинг, как инструмент увеличения доли рынка и более полного удовлетворения потребностей населения предоставляемыми услугами. То есть, маркетинг является одним из наиболее важных элементов деятельности предприятия, которому должно уделяться достаточно внимания.

     Для того чтобы добиться лидерства в конкурентной борьбе маркетингом необходимо управлять, то есть осуществлять в рамках маркетинга целенаправленное воздействие на рынок с целью продвижения своих товаров. Таким образом, проблема управления маркетингом не является внутренней проблемой самого предприятия, от того насколько эффективно будет осуществляться такое управление, будет зависеть, насколько само предприятие удовлетворяет требованиям рынка. Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии, направленной на обнаружение эффективных средств управления рынком на основе объективного понимания ситуации на нем. В настоящее время достаточно просто составить данные по многочисленным образцам и обработать их на компьютере с помощью прогрессивных методов анализа. Однако, на самом деле важно то, какую роль играют исследования в повседневной деятельности предприятия, как они используются?

     Маркетинг представляет собой одну из областей опытной науки, и особое внимание в нем должно уделяться реальности, воспринимаемой в опыте. Необходимо понимание также того, каким образом получена эта опытная реальность. Надо быть очень осторожным, чтобы не допускать произвольной трактовки реальности, злоупотребляя значением теории.

     Объектом  исследования в работе является торговое предприятие ООО «Спортмастер», занимающееся продажей спортивной женской, мужской и детской одежды на новосибирском рынке.

     Предметом исследования является маркетинговая  деятельность на предприятии ООО «Спортмастер» по организации и совершенствованию маркетинговой деятельности.

     Цель  данного исследования  - провести анализ принципов и методов организации маркетинга используемого на предприятии.

     Поставленную  цель предполагается достичь через  выполнение задач:

  1. Проанализировать  факторы формирования и принципы управления маркетинговыми службами в организациях
  2. Провести исследование и совершенствование применения маркетинга в экономической деятельности фирмы ООО «Спортмастер»
  3. Провести анализ стратегических альтернатив развития ООО «Спортмастер» и  выбрать наиболее эффективные стратегии
  4. На основе исследования системы маркетинга предложить мероприятия по совершенствованию организации на предприятии.

     В работе использованы идеи как западных специалистов –Филипп Котлер, Джоэль Эванс, Диксон П.Р., и другие, так и  отечественных маркетологов – Борисов Г.П, Завъялов П.С, Маркова В.Ю и другие.

 

      ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГА

    1. Этапы создания маркетинговых  служб
 

     Реализация  концепции маркетинга на предприятии  требует создания соответствующей  службы маркетинга. В настоящее время без такой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к товару и его свойствам, тенденций этих требований под влиянием различных факторов, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе. Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как изготовители, так и потребители продукции. В эволюции отделов маркетинга можно выделить четыре этапа развития, каждый из которых встречается и в деятельности сегодняшних компаний  [6;c.64].

     Первый  этап – маркетинг как функция  распределения. Сбыт товаров на этом этапе  был относительно прост. Маркетинг ограничивается задачами распределения. Относительно важную роль играет отдел продаж. Исследование рынка, планирование сбыта и рекламы не имеют большого значения.

     Второй  этап – организационная концентрация задач маркетинга как функции  продаж. Возникновение проблем со сбытом и лучшее понимание роли маркетинга привели к существенным организационным изменениям. Деятельность по сбыту стала переходить под эгиду одного руководителя. Кроме того, под его руководство переходят связанные со сбытом функции других отделов (обучение продавцов, обслуживание клиентов, планирование сбыта).

     Третий  этап – выделение маркетинга в  самостоятельную службу, характеризуется  появлением специализированной службы маркетинга, имеющей равные права  с другими подразделениями предприятия. Служба маркетинга стала отвечать не только за планирование и развитие продукта, но также за ценообразование. Руководитель маркетинга (а не руководитель производства) принимает решения о внешнем виде, упаковке, названии продукта. Однако каждый отдел преследует свои интересы, которые могут существенно различаться.

     Следующий этап – маркетинг как главная  функция компании – заключается  в ориентации всех сфер деятельности компании на требования маркетинга. Маркетинг рассматривается как главная функция компании. Эта концепция иногда реализуется, если руководителем компании становится «человек маркетинга». По существу большинство компаний находится на третьем этапе развития маркетинга [3;c.33].

     Необходимо  учитывать, что не существует идеальной  организационной структуры службы маркетинга, которая подходила бы для любых условий,  при выборе формы структуры следует принимать во внимание в первую очередь, цели компании и условия среды.

    1. Организация маркетинговых служб
 
 

     Для реализации планов маркетинга на предприятиях России создается служба маркетинга по одной из ниже приведенных схем.

     Самой распространенной схемой является функциональная организация службы маркетинга (рис. 1.1..).

       
Рис. 1.1. Функциональная организация

     Эта схема обладает простотой управления, однако по мере роста товарного ассортимента и рынков затрудняется составление  планов по каждому товару и рынку  и координация маркетинга фирмы  в целом.

     Для компаний, торгующих по всей территории страны, используется другой подход: координация по географическому принципу (рис. 1.2.).

       
Рис. 1.2. Организация по географическому принципу

     Преимущество  этой схемы в том, что торговые агенты могут жить в пределах обслуживаемых ими территорий, могут лучше узнавать клиентов и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.

     Фирмы с широкой товарной номенклатурой  используют организацию по товарному или товарно-марочному производству. Организация по товарному производству не заменяет функциональной организации, а является еще одним уровнем управления (рис.1.3).

       
Рис.1.3. Организация по товарному принципу

     Преимущества  этой организационной структуры  в том, что управляющие по товару, в том числе по второстепенным товарам, координируют весь комплекс маркетинга по своему товару, быстро реагируют  на возникающие на рынке проблемы, и это хорошая школа для молодых руководителей [11;c.76].

     Недостатки  в том, что часто возникают  конфликты из-за недостаточности  прав у управляющих по товарам  и система обходится дороже, чем  предполагается вначале.

     Суть  оргструктуры по рыночному типу в том, что вместо товара, управление организовано по рынкам сбыта (отраслям), как показано на рис.1.4.

       

     Рис.1.4. Организация по рыночному типу

     Достоинство этой системы в ориентации фирмы на нужды потребителей, составляющих конкретные сегменты рынка.

     Организация по товарно-рыночному типу или матричному принципу представлена на рис.1.5.

       
Рис.1.5. Организация по матричному принципу

     Таковы  этапы и направления осуществления  маркетинговой деятельности на предприятии [8;c.33].

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ И ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА ООО «СПОРТМАСТЕР»

     2.1. Характеристика деятельности предприятия ООО «Спортмастер»

 

     Предприятие  «Спортмастер» является крупной  фирмой по реализации спортивной одежды и товаров для спорта  в г. Москве.

     Юридический статус предприятия: общество с ограниченной ответственностью. Учредители: московский головной офис ООО «Спортмастер».

     Организационную структуру ООО «Спортмастер» можно изобразить  следующим образом.

     

     

     

     

     

       

     

     

     

       
 
 

     Рис.2.1. Организационная структура ООО «Спортмастер» 

     Организационная структура ООО «Спортмастер» включает следующие отделы:

  1. Отдел маркетинга
  2. Торговый отдел
  3. Бухгалтерия
  4. Отдел оптовых продаж

     Деятельность  отдела маркетинга заключается в управлении системой маркетинга (см. п.2.2), организации эффективной системы сбыта, проведении гибкой ценовой политики, управлении продвижения товаров.

     Задачами  отдела маркетинга в области стимулирования продаж является создание у потребителей мощных эмоциональных стимулов к покупке.

     Деятельность  отдела маркетинга направлена на то, чтобы:

     1. Дать необходимую информацию потенциальным потребителям о новых товарах через средства массовой информации и рекламу.

     2. Использовать разнообразные средства стимулирования объемов и кратности покупок.

     3. Повышать имидж предприятия.

     ООО «Спортмастер» организует свою деятельность с поставщиками на основе договоров купли-продажи товаров. Фирма заключает договора сроком на 1-5 лет. Также существуют договора на разовые поставки товара.

     Используя балансовые данные ООО «Спортмастер» за 2010 – 2011  годы, можно провести расчет и анализ основных показателей деятельности этого торгового предприятия (табл. 2.1).

Информация о работе Принципы и методы маркетингового исследования (на примере конкретной фирмы)