Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа
В процессе работы с клиентами мне как консультанту по стратегическому маркетингу часто приходится отвечать на вопросы о том, почему портфельные решения одних компаний более успешны, а других – полностью неудачны. При этом нередко приходится удерживать руководителей предприятий от буквального копирования эффективных решений западных компаний, объяснять, что развитие портфеля брендов – длительный процесс, обусловленный определенными закономерностями, преодолеть которые под силу только компаниям, внедряющим на рынок инновационные продукты.
Архитектура брэндов
В процессе работы
с клиентами мне как
Современная школа
маркетинга брендов дает ответ на
эти вопросы: успех портфельной
стратегии предприятия зависит
от правильного построения архитектуры
брендов. Что же такое архитектура
брендов, и чем она отличается
от таких общепринятых понятий как
“портфельная стратегия” и “марочная
стратегия”? Дэвид Аакер, ведущий
мировой эксперт в области
построения эффективных брендов, в
одной из своих последних работ,
опубликованных в 2000 году, говорит, что
“архитектура брендов организует и
структурирует портфель компании путем
определения роли каждого бренда,
системы отношений между
По мнению другого виднейшего эксперта в области маркетинга Криса МакРэя, пренебрежение вопросами архитектуры брендов чревато возникновением одной из следующих проблемам:
Во-первых, каннибализмом внутри портфеля компании как на внешнем уровне (потеря потребителем ориентиров в портфеле компании), так и внутреннем (увеличение внутренней конкуренции в ущерб внешней);
Во-вторых, расширением
бренда до появления “мегабренда”,
которое в большинстве случаев
ведет к размыванию восприятия бренда
потребителем. Некоторые эксперты утверждают,
что доля рынка каждого бренда
изменяется в обратной пропорции
по отношению к изменению
В-третьих, потерей лидирующих позиций на рынке;
В-четвертых, финансовыми потерями, вызванными планированием маркетинговых бюджетов без учета взаимосвязей брендов внутри портфеля и на целевом рынке.
Дэвид Аакер
приводит весьма показательное сравнение:
“Каждый бренд подобен отдельно
взятому футболисту, а дизайн и
рекламные программу –
Создание архитектуры брендов состоит из четырех основных этапов:
· определение роли каждого бренда внутри портфеля
· определение роли каждого бренда в контексте “продукт-рынок”
· структура портфеля
· графическое и вербальное воплощение архитектуры
Определение роли каждого бренда – важнейший этап формирование архитектуры. Наиболее распространенными ролями или “амплуа” брендов, встречающиеся в практике: стратегический бренд, бренд-“рычаг”, бренды-“звезды” и “дойные коровы”.
Стратегический
бренд развивается с целью
доминирования на рынке и получения
высокой прибыли в будущем. Развитие
стратегического бренда – строительство
будущего благополучия компании. Стратегическим
может быть и бренд, уже доминирующий
в портфеле компании, и малый бренд,
за которым видится большое
Бренд-“рычаг”
призван воздействовать своими свойствами
на основной сектор бизнеса компании,
продвигая ее экспертизу (знания, качество,
особенности) целевым потребителям.
Таким брендом-“рычагом” должна
стать “Visa – Альфамобиль”, ориентированная
на формирование устойчивой потребительской
лояльности среди автолюбителей (большинство
потенциальных пользователей
Бренд-“звезда” положительно влияет на имидж другого бренда. Как правило, это “материнский” бренд или мастер-бренд. Примером является продукт, известный под брендом IBM ThinkPad . Этот инновационный продукт на определенном этапе сформировал существенное повышения уровня и качества восприятия корпоративного бренда IBM целевыми группами. Ничтожная доля этого бренда в общем объеме продаж компании и оказанное им влияние удивляет.
Бренды “дойные коровы” обеспечивают компании возможность инвестировать в предыдущие три типа брендов и получать в то же время прибыль. Как правило, это бренды с устоявшейся потребительской базой, требующие меньших вложений. Сохраняя ядро лояльной потребительской группы, эти бренды наиболее эффективны для компании даже при некотором снижении объемов продаж. Такими брендами, являются, вероятно, “Домик в деревне” для WimmBillDann , “Кристалл” для Русской вино-водочной компании, “Лада” для АвтоВАЗа.
Определение ролей каждого бренда подразумевает возможное объединение. Так, один и тот же бренд может быть одновременно и стратегическим и “дойной коровой” (так бывает достаточно часто).
Второй компонент
– формулирование ролей брендов
в различных контекстах “продукт
– рынок” - является важнейшим в
процессе создания архитектуры брендов
на развитых устоявшихся рынках. Эти
рынки характеризуются не только
стабильной макро- и микроэкономической
ситуацией, но и наличием значительного
количества брендов различного типа
– корпоративных, категорийных, продуктовых,
компонентных. Это позволяет говорить
о глубоком взаимодействии различных
компонентов архитектурных
Говорить о подобных решениях и альянсах в России, вероятно, еще преждевременно. Они требуют наличия брендов, обладающих не только стабильной потребительской базой и стабильными объемами продаж, но сформировавшимся восприятием, ценностями, понятными и принимаемыми потребителем. В России сегодня все же еще рано говорить о существовании таких брендов. Большинство брендов, выигрывающих конкурсы и являющихся гордостью своих владельцев, на самом деле не более чем хорошо развивающиеся торговые марки, приобретающие некоторые черты и свойства брендов. При этом, на мой взгляд (подкрепленный результатом ряда исследований, проведенных нашим агентством), в наибольшей степени эти черты и свойства проявляются у так называемых “советских брендов” (“Столичная”, “Ява”, “Прима”, “Лакомка”, “Жигулевское”, “Волга”, “Чай со слоном”). Ряд оппонентов возразит, что эти бренды были созданы и искусственно навязаны потребителю в условиях нерыночной экономики, в стерильной среде, лишенной конкуренции. Бесспорно. Но то, как эти бренды выжили и развиваются в изначально чуждой и враждебной маркетинговой среде доказывает, что заложенные ценности воспринимаются потребителем столь же стабильно. Более того, это говорит о расширении потребительской базы за счет потребителей, лишенных пресловутой ностальгии, на которую ссылаются скептики.
После этого важного, на мой взгляд, лирического отступления, надо обратиться к формированию структуры портфеля брендов компании – важнейшему компоненту создания архитектуры брендов. Данная задача состоит из собственно выбора архитектурного решения, выбора принципа группировки брендов в компании и решения о возможной глубине и ширине расширения бренда. В данной статье мы остановимся на основных вариантах архитектурных решений.
Дэвид Аакер
разделяет все возможные
Наиболее распространенным решением в рамках концепции Branded House является решение, когда вся продукция компании выпускается под одним брендом, при этом часто он же является и корпоративным брендом. Наиболее яркими примерами такого решения являются такие бренды как Mercedes, BMW, Sony, Virgin . Имеющиеся суб-бренды ( Sony Walkman или Virgin Megastore) носят откровенно второстепенный, явно дескриптивный характер. Все усилия маркетинга и развития направляются на закрепление позиций бренда.
Большинство маркетологов делятся на рьяных сторонников и рьяных противников данного принципа организации портфеля брендов компании.
Основные доводы
сторонников: перенос знания и восприятия
бренда на новые товары, фокус маркетинговых
бюджетов на одном бренде, концентрация
усилий компаний в одном направлении.
Большинство противников
В России существует множество различных брендов, владельцы которых пытаются реализовать в своей деятельности идею “мега-брендинга”. Примеры, которые хотелось бы рассмотреть: пиво “Балтика”, торговая марка “Довгань”, торговая марка “Дарья”, АвтоВАЗ, розничные сети “Седьмой Континент”, “Перекресток”, “36.6”.
Несмотря на
устойчивые высказывания скептиков, я
убежден, что подобная архитектура
брендов компании имеет право
не только на существование, но и на
значительный успех. Правильно спланированные
расширения брендов не только не ослабляют,
но и усиливают бренд. Ярким тому
доказательством служит ситуация, когда
вывод на рынок США семейства
ароматизированных водок
Следующие факторы определяют успех системы Branded House:
Во-первых, концентрация
бренда на однородной целевой группе
или нескольких целевых группах,
имеющих принципиальные общие характеристики.
При этом любое расширение бренда
предоставляет более
Во-вторых, концентрация бренда на определенной зоне профессиональной экспертизы или в рамках определенной (более или менее расширенной) категории продуктов. Концентрация на замороженных полуфабрикатах определяет успех торговой марки “Дарья”, в то время как размывание марки “Довгань” от изначального продукта на широчайший спектр товаров от сигарет до кетчупов определило неудачу этого бренда с маркетинговой точки зрения. Выбор фокуса – залог успеха такого типа архитектуры брендов.